Урок литературного чтения по теме "Самое удивительное чудо. А.П. Платонов "Цветок на земле"". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формирование умения работать с текстом.

Планируемые результаты обучения (формирование УУД):

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли, коллективно обсуждать прочитанное, опираясь на текст.

Личностные УУД: формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать высказывания героев, самостоятельно определять для себя жизненные ценности.

РегулятивныеУУД: формировать умение планировать и решать учебную задачу урока.

Тип урока: “урок открытия новых знаний”

Основные понятия: вопросы, которые задают взрослым - “самое удивительное чудо”, “скажи мне про всё”.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: “Литературное чтение”, 3 кл. ч. II, с.129-136, презентация к уроку “Цветы”.

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Мотивация

(самоопределение к учебной деятельности)

Личностные УУД .Какое чудо вы считаете самым удивительным?

Желаю вам открыть в уроке самое главное, то, что пригодится вам в жизни.

Высказывания учеников

 

Благодарность детей.

2. Актуализация знаний (пробное учебное действие) Познавательные УУД Презентация “Цветы” (слайд 1)

Как вы думаете, чему могут научить цветы? Вспомните произведение автора, в названии которого уже встречалось слово “цветы”.

Чему оно нас научило? (слайд №2, №3)

Высказывания детей

И.Бунин “Полевые цветы”

Высказывания детей

3. Выявление места и причины затруднения. Познавательные УУД А есть ли ещё произведения в названии, которых было бы слово “цветы”? Предположения детей.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Вы оказались правы. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением, в названии которого есть слово “цветы”. Называется оно “Цветок на земле”.

Автора этого произведения вы узнаете, если соберёте первые буквы в названии цветов (Слайд № 4).

Презентация А.П.Платонов (слайд №5)

Определите, к какому жанру может быть отнесено это произведение?

Как вы думаете, чему оно нас может научить?

Попробуйте сформулировать тему урока “Самое удивительное чудо. А.П. Платонов. Цветок на земле” (слайд №6)

Какие задачи для себя поставим? (слайд №7)

 

 

 

 

 

Дети отгадывают автора произведения.

 

 

 

Прогнозирование детей

Высказывания детей

5. Реализация построения проекта. Познавательные УУД Чтение произведения. Слушание
6. Первичное закрепление Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

К какому жанру относится произведение?

Кто главные герои рассказа?

Как меняется настроение Афони в рассказе?

Физкультминутка “Весна”

(слайд №8)

Доказательные ответы
7. Самостоятельная работа

(с самопроверкой по эталону)

Познавательные УУД

Личностные УУД

Перечитайте рассказ, стараясь понять, о каком чуде узнал Афоня у деда.

Объясните значения устаревших слов. Соедините стрелками (слайд № 9)

Прочитайте диалог деда с внуком.

Высказывания детей

 

 

Работа в парах

8. Включение в систему знаний и повторение. Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Почему Афоне стало скучно?

За какие качества вы стали бы дружить с Афоней? (слайд №10)

Задумайтесь, это рассказ о чём? Почему рассказ П.Платонова нужен нам и сегодня?

Как же мальчик относится к своему дедушке? Докажите словами из текста.

 

Согласны ли вы с автором, который назвал Афоню добрым внуком?

Перечитайте рассказ от слов “А маленький Афоня остался один в поле …” до конца и ответьте на вопрос Афоне “О чём же молчат все цветы на земле?” (слайд №11)

Дети произносят доказательные высказывания.

 

 

 

Просмотровое чтение,
выборочное чтение

 

Аргументированные ответы.

Работа в парах.

Домашнее задание

(по выбору)

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Подготовте рассуждение на тему “Какой я внук, внучка?”

2. Расскажи о мальчике Афоне. Возьми в помощь задание 4 учебника.

Выбор задания и его обоснование
9. Рефлексия Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Можем ли мы ответить на вопрос “Что же является самым великим чудом на свете? (слайд № 12)

Захотелось ли вам что-то изменить в себе?

Высказывания детей