Цель:
- Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, о характерных для зимы природных явлениях, обогащать словарь детей. Приучать отвечать полными предложениями.
- Закрепить умение рисовать по трафарету “зайчик” гуашью, не выходя за контур, методом тычка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, заучивание стихотворений, чтение рассказов о зайчике, загадывание загадок, пальчиковые игры.
Материал: иллюстрации о зиме, игрушки зайца и медведя, лист бумаги голубого цвета с карандашным контуром зайца, гуашь белого цвета, карандаш чёрного цвета, кисти по количеству детей, образец рисунка воспитателя.
Ход занятия
Вводная часть.
Пальчиковая гимнастика “Пальчики в лесу”.
Воспитатель загадывает загадку:
“Кто, угадай-ка,
Белая хозяйка?
Тряхнёт перинки –
Над миром снежинки” (Зима)
Дети: Зима.
Восп-ль: Правильно, зима.
К нам в гости пришли зайчик и мишка. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются). Как ласково можно назвать “зайца”?
Дети: Зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька.
Восп-ль: Как ласково можно назвать медведя?
Дети: Мишка, мишенька, мишутка, медвежонок.
Основная часть.
Восп-ль: (обращается к игрушкам) Садитесь на стульчики и посмотрите, как ребята будут заниматься. Ребята, подумайте и скажите, что делает медведь зимой?
Дети: Медведь зимой спит.
Восп-ль: А зайцы спят зимой?
Дети: Нет, зайцы зимой не спят.
Восп-ль: Мишка проспал всю зиму и не знает, что бывает зимой. Он попросил зайчика рассказать ему об этом, но зайчик ещё не научился хорошо рассказывать и мишка ничего не понял. Давайте поможем зайчику вспомнить, а мишке узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму? Какая она?
Дети: Холодная, снежная, морозная.
Восп-ль: Какой снег?
Дети: Белый, пушистый, холодный, мягкий.
Восп-ль: Какой бывает снег в солнечную погоду?
Дети: Блестящий, сверкает на солнце.
Всп-ль: Чем занимаются дети зимой на прогулке?
Дети: Катаются на лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки.
Дыхательная гимнастика “Снежинки”
(снежинки дети дарят мишке)
Загадывание загадок.
Восп-ль:
1).
Сам пешком хожу
И коня своего
За верёвочку вожу (Санки)
2).
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи)
3).
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная. (Коньки)
4).
Чтоб не замерзнуть пять ребят
В печке вязанной сидят. (Варежки)
Восп-ль: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Вы сегодня очень помогли зайчику, ведь он так хотел рассказать медвежонку о зиме. Медвежонок, тебе понравилось? Ты всё понял? (медвежонок и зайчонок благодарят детей за их ответы). Мишка и зайчик хотят остаться у нас и немного погостить в нашей группе. Им у нас очень понравилось.
Физкультминутка
Жили-были зайчики (указат. и сред. пальцы – ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В беленькой избушке (показывают домик)
Мыли свои ушки (трут уши)
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук)
Наряжались зайчики (Движения ладоней сверху вниз по туловищу)
Надевали тапочки (показывают ноги, поочерёдно одну и другую)
Восп-ль: Чем покрыто тело животных?
Дети: Шерстью.
Восп-ль: Шерсть – словно шубка для животных.
Игра “У кого шубка хороша?”
Восп-ль: Вспомните животных и повторите чистоговорку по цепочке.
Упражнение “Кто как передвигается?”
Цель: развивать словарь глаголов.
Заяц скачет. Мишка топает.
Восп-ль: Сейчас зайка мне сказал, что ему в лесу одному скучно, мишка опять пойдёт к себе в берлогу. Давайте мы ему нарисуем друзей. (Дети обводят контур зайца в воздухе, уточняют название и расположение частей тела: голова, уши, туловище, лапки, хвост). Приступают к работе.
Заключительная часть.
По окончании работы зайка благодарит детей за их хорошие рисунки. Зайка угощает детей морковкой. Дети играют со зверятами в группе.