Ход урока
(Слайд №1)
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Добрый день уважаемые гости! (Слайд № 2)
Ребята, сегодня у нас урок по разделу “Музыка и литература”, а начну его следующими словами
Эпиграф к уроку (Слайд №3)
В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк
В этом четверостишье мгновение и вечность, песчинка и мир, горсть и бесконечность, цветок и небо. Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать вот, что хотел сказать нам английский поэт и художник. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Во все времена люди любили путешествовать. А с чего начиналось путешествие?
Ответы детей
Учитель. Ну, конечно же, с мысли о нем. Хорошо бы побывать там, где еще некогда не бывал, узнать и открыть неизвестное. Но тайны, ребята, открываются только тем, кто умеет погружаться в глубину мыслей, чувств, отыскивая ответы на бесконечные почему, как, зачем? Среди вас есть такие (поднимите руки)
Итак, в путь!
Исполнение песни О. Анофриева “Песенка путешественника”
Учитель. Задумайтесь, почему мы обратились к этому сочинению?
Ответы детей
Учитель. Поняла, это относится к теме наших уроков. Я с вами согласна, а вот древние греки решили бы, что мы будем говорить о поклонении богиням искусства.
Кто из нас прав?
Ответы детей
Учитель. Тогда давайте вспомним имена тех муз искусства, которым, мы поклонялись на своих уроках. (слайд№4)
Ответы детей
Учитель. А управлял музами лучезарный защитник. Кто?
Ответы детей
Учитель. Получается так, что Клио и Урания не имеют отношения к музыке?
Ответы детей
Учитель. Клио и Урания, приготовили для вас вопросы.
(Выбрать двух желающих). Костюм: короны, мантии
Клио-муза истории:
Вопрос: Какое имя носит героиня мифа и оперы, душа которой так и не вернулась к свету из царства теней? Кто сочинил оперу?
Ответы детей
(Слайд №5) Прослушивание музыкального фрагмента (время 2 минуты)
Опера К.В.Глюка “Орфей и Эвридика”
Урания-муза астрономии
Вопрос: Назовите героиню сказки Островского из одноименной оперы, героиню, погибающую в лучах Солнца, но счастливую? Кто композитор оперы?
(Слайд №6) Прослушивание музыкального фрагмента (время 2 минуты)
Опера Н.А. Римского Корсакова “Снегурочка”
Учитель. Молодцы! Что каждый день проходите испытание у древнегреческих богинь? Под ваши несмолкаемые аплодисменты Урания и Клио возвращаются на свои места. (Спасибо за ваше перевоплощение).
Отлично. Победителей всегда ждет что?
Ответы детей
Учитель. Награда. И вас она тоже ждет. Сегодня вашей наградой будет послание муз искусств. Чтобы прочитать и понять послание вас ждут новые испытания.
Испытание первое: Разгадав загадки, вы найдёте слово - “ключ”
Загадать загадки (Слайд № 7)
Белая кошка лезет в окошко.
СветЕжегодно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл,
Значит, день пришёл.
СветВлезет в окно,
Растянется как сукно,
Не прогонишь ни пестом,
Ни плетью, ни шестом.
Пора придёт —
Сам уйдёт.
Свет
Это слово “свет”.
Я предлагаю вам воспользоваться ключом и совершить эти открытия.
Пойдёте за открытием?
Ответы детей
Учитель. Даю вам две подсказки, вот первая (слайд № 8)
Испытание второе: прочитаем хором – речитативом.
Вспомните еще одно имя Аполлона, то вскоре откроете систему строения мира.
Работаем по первой подсказке.
Ответы детей
Аполлон – бог искусства, называли его Гелиос. Сравнивали с солнцем.
Солнце - основа жизни на Земле.
Учитель
Роль Солнца была замечена еще в древности. В религиях всех народов мира, мифах и сказках Солнце занимало всегда главное место. У всех народов Солнце – главное божество, например Ра у древних египтян, Дажьбог и Ярило у древних славян, лучезарный бог Гелиос у древних греков.
Его свет и тепло дают жизнь всему на Земле.
Восходит - и все оживает,
Заходит и все умирает.
Ты - жизни мерило и первопричина ее...
Ответы детей
Что вращается вокруг солнца?
Планеты
А что их притягивает? (вспомните ключевое слово)
СВЕТ!
Прекрасно! И тогда всю эту систему и назвали по имени источника света.
То есть?
Солнечной системой
В настоящее время считается, что в Солнечную систему входит, 8 больших планет назовите их......(пусть ребята назовут планеты)
Венера, Марс..., Земля...
Работа со словарём. Что такое орбита?
Орбита (от лат. orbita — колея, дорога, путь) Путь движения небесного тела, а также космического корабля, аппарата в гравитационном поле какого-то небесного тела. Земля движется вокруг Солнца по своей орбите (орбита Земли). Всё в этом мире движется по своим орбитам...
Поздравляю вас! Таким образом, мы открыли? (показать на первую подсказку). Систему строения мира.
Физкультминутка: Исполнение песни с движениями.
Песня из к/ф Приключения Электроника “Ты – человек” слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова
Мы идем ко второму открытию.
Испытание третье: подсказка
Если соединить лучи музыки и литературы, то в точке пересечения строение мира людей.
Догадались, какие искусства нам помогут?
Ответы детей
Учитель
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (слайд № 9)
На уроках музыки мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы...), превратилась бы в вокализы. Исчезли бы оперы, оперетты, балеты, мюзиклы, те жанры, в основе которых лежат литературные произведения. Только ли музыке нужна литература? Нужна ли литературе музыка?
Ответы детей
Учитель. В сказках, стихах, баснях, рассказах музыка часто бывает главной действующей особой. Сегодня мы будем говорить о произведении (которое вы читали дома) К.Г.Паустовского “Старый повар”. Для героев рассказа музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.
Читаю фрагмент рассказа К.Г.Паустовский “Старый повар”.
Слушаем В.А. Моцарт симфония №40 первая часть
Ответы детей
Выводы (второе открытие) учащихся:
Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку. К.Г. Паустовский своим рассказом показал нам пример того, как может музыка принести человеку “опору и утешение”
Учитель. Ребята, скажите, кого показывает литература, о чем рассказывает?
Ответы детей
ЧЕЛОВЕКА и его ЖИЗНЬ
Учитель
Скажите, кого показывает музыка?
Ответы детей
ЧЕЛОВЕКА и его ЖИЗНЬ
(Слайд №10) Ищем точку пересечения.
Учитель
(Слайд №11) запишите домашнее задание: подготовить сообщение о композиторе В.А. Моцарте.
Продолжим разговор.
Мир людей – это жизнь.
Ответы детей
Композиторы рассказывают звуками.
Писатели и поэты – словами.
Учитель
Подведение итогов: пора прочитать послание муз искусств. (Слайд №12)
Вывод урока:
Человеческий мир – это жизнь, где один и тот же человек может излучать свет души и быть целой вселенной идей и новых открытий или планетой вращающейся на орбите искусства.
Рефлексия: в завершение урока выполните, пожалуйста, следующие задания. Тест находится в вашем листе контроля. Время на выполнение три минуты. Ответы занесите в таблицу. Поменяйтесь работами с соседом, и проверьте правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Общее количество баллов запишите в лист контроля. Ответы для проверки вы увидите на слайде (Слайд №13)
Лист контроля:
Количество баллов _______
Оценка за урок ___________
Фамилия имя проверяющего __________ пособие к уроку “Человек на орбите искусства”
Тест
Вариант 1
1. Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой.
А симфония
Б опера
В балет
Г романс
2. Какое произведение принадлежит творчеству В.А.Моцарту
А балет Щелкунчик
Б романс Я помню чудное мгновенье
В симфония №40
Г опера Орфей и Эвредика
3. Слово употребляемое в музыке и литературе
А фреска
Б элегия
В орбита
Г планета
4. Инструменты не входящие в струнную группу симфонического оркестра
А виолончель
Б скрипка
В контрабас
Г гобой
5. Назовите композитора сказочника
А В.А.Моцарт
Б К.В.Глюк
В Н.А.Римский Корсаков
Г М.И.Глинка
Вариант 2
1. Назови литературное произведение, в которое не рассказывается о музыке и музыкантах
А Миф об Орфее
Б русская народная сказка Снегурочка
В К.Г.Паустовский Старый повар
Г Братья Гримм. Бременские музыканты
2. Инструменты не входящие в симфонический оркестр
А балалайка
Б скрипка
В литавры
Г гобой
3. Какое произведение принадлежит творчеству В.А.Моцарту
А опера Снегурочка
Б опера Орфей и Эвредика
В симфония №40
Г Из фортепианного цикла Времена года “Октябрь”
4. Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой
А песня
Б оратория
В симфония
Г опера
5. Назовите композитора, сочинившего оперу Орфей и Эвредика
А П.И.Чайковский
Б В.А.Моцарт
В Н.А.Римский Корсаков
Г К.В.Глюк
(Слайд №14) Всем спасибо за работу на уроке!
(Слайд №15) источники информации, литература
(Слайд №16) источники иллюстраций, музыка