Итоговый урок по технологии. Комплексная проверка знаний по всем темам программы. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель: комплексная проверка теоретических знаний и практических навыков по всем темам программы (35 часов).

Задачи:

  • усвоение учащимися теоретических знаний, формирование системы специальных и общепредметных умений и навыков.
  • формирование ценностно-эмоциональных отношений учащихся друг к другу и развитие таких качеств личности, как умение работать в коллективе, нести ответственность за общее дело, коммуникативность и т.д.
  • развитие способностей личности, а также процессов, способствующих появлению желания узнать больше по данной тематике.

План урока

1. Организационный момент

Объяснение хода игры.

Все прекрасно знают игру “Крестики-нолики”. Сегодня мы разделимся на две команды – “Крестики” и “Нолики”. Каждая команда по очереди будет выбирать тот или иной сектор на игровом поле. Команда, правильно ответившая на вопросы сектора, получает соответственно крестик или нолик на игровом поле.

Жеребьевка. <Рисунок 1>

Рисунок 1

2. Основное содержание урока

Сектор 1. Каково волокно - таково и полотно.

Подготовить: спички 2, блюдце 2, пинцет 2, образец волокна 2

3-4 образца 20х20 для определения драпируемости

3-4 образца 10х10 для определения сминаемости

  1. Назовите натуральные волокна животного происхождения.
    Назовите натуральные волокна растительного происхождения.
  2. Лабораторным способом определить состав волокна. (шерсть, шелк – жженое перо, хлопок, лен – жженая бумага)
  3. Поговорим о свойствах тканей.
  • Что такое драпируемость? Выбрать из предложенных образцов наиболее драпируемую ткань.
  • Драпируемость – это способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками
  • Что такое сминаемость? Выбрать из предложенных образцов наиболее сминаемую ткань.
  • Сминаемость – это способность ткани во время сжатия образовывать мелкие морщины и складки.

Ответы детей <Рисунок 2>

Рисунок 2

Сектор 2. Наши помощники.

Подготовить: швейную машину

1. Какие приводы бывают у швейной машины?

Для чего нужна моталка?

Покажите, где находится регулятор длины стежка?

Покажите, где находится регулятор натяжения верхней нитки?

2. Продолжите предложение:

  • Строчка петляет снизу – значит ..... (слабое натяжение верхней нитки)
  • Строчка петляет сверху – значит... (слабое натяжение нижней нитки)
  • Чем выше номер иглы – тем .... (толще) стержень иглы
  • Чем тоньше нить, тем.... (выше) номер ниток

Сектор 3. Делу время...

ПОДГОТОВИТЬ: ножницы 2, 2 иглы, 2 катушки ниток, 2 лоскута 10х10, швейная машинка

1. Используя технологическую карту <Приложение 1>

  • Выполнить образец стачного шва взаутюжку
  • Выполнить образец стачного шва вразутюжку

Перед началом работы повторить правила техники безопасности.

Сектор 4. Технологическая дуэль

Вызвать по 2 человека от команды – они показывают, как измеряется мерка

На вытянутой руке показываю мерки. Пока опускаю руку- члены команды должны назвать мерку.

Что обозначают следующие мерки

  • Ст – полуобхват талии
  • Сб – полуобхват бедра
  • Дтс – длина спины до талии
  • Ди – длина изделия

Дополнительно каждому карточка-задание. Подписать карточку, проставить мерки. Для более успешных учениц карточка с дополнительным заданием. <Рисунок 3>

Сектор 5. По одежке встречают...

Презентация “Силуэт в одежде” <Приложение 2>

Положить на стол каждой команде геометрические фигурки (треугольник, трапеция, прямоугольник, овал и т.д)

На экране появляются различные модели одежды. Дети поднимают соответствующую геометрическую фигуру с комментариями. <Рисунок 4>

Рисунок 4

Сектор 6. Щи да каша – пища наша.

Подготовить: очищенный картофель 2 шт. ножи 2 шт. доска 2 шт.

2 тарелочки, 2 салфетки, полотенце, фартуки.

Первоначально дать задание двум девочкам нарезать овощи. Они выбирают для себя карточки с двумя заданиями

  • Соломкой
  • Брусочками
  • Кубиками
  • Ломтиками

Перед началом работы повторить правила техники безопасности.

А в это время провести опрос (набор дополнительных баллов для команды)

  • Что такое консистенция каши? (степень густоты)
  • Какие каши бывают по консистенции? (рассыпчатые, вязкие, жидкие)
  • От чего зависит консистенция каши? (от соотношения крупы и жидкости)
  • Во сколько раз при приготовлении масса бобовых становится больше? (в 2,5-3 раза)
  • В какую воду засыпают макаронные изделия? (в кипящую и подсоленную)
  • Как определить доброкачественность яиц? (2 способа: просвечивание и погружение в воду)
  • Как приготовить закрытый бутерброд?
  • Что такое сервировка стола? (это подготовка и оформление стола для приема пищи)

Проверить правильность нарезки овощей.

Сектор 7. Как корабль назовешь...

Работает вся бригада. Затем взаимоконтроль.

Соотнести термины и содержание работы. <Приложение 3>

Термин   Содержание работы
Сметать 1.Временно закрепить подогнутые края детали, складки
Наметать 2.Соеденить мелкую деталь с крупной или неосновную деталь с основной
Приметать 3.Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками
Заметать 4.Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения
Пришить 5.Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками

Правильные ответы:

  • 1-3
  • 2-5
  • 3-2
  • 4-1
  • 5-4

Сектор 8. Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Бонус команде - демонстрация выполненного проекта по здоровье сберегающим технологиям: “Моющие средства и их влияние на здоровье человека” (вып. Лазарева Валерия). <Приложение 4>

Сектор 9. Что бы это значило?

На экране демонстрируются символы по уходу за одеждой. <Приложение 5>

Девочки называют их и комментируют.

2. Итог урока. Подведение итогов игры. Объявление победителей.

Я благодарю всех участников за активную работу на уроке. Все, без исключения, поняли правила игры. Практическую работу по изготовлению образцов машинных швов девочки выполнили в соответствии с технологической последовательностью, самостоятельно. Услугами консультанта не пользовались. С нарезкой овощей тоже не было никаких затруднений, а вот с силуэтами одежды команда “Крестики”, пожалуй, справилась лучше. Так как участницы команды быстрее сориентировались, чем соперники. Но по ходу игры команда “Нолики” также вспомнила недавно пройденный материал и можно считать, что тема ими усвоена.

На уроке применялись следующие современные образовательные технологии: игровая, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного подхода к обучению, работа в группе (групповые), здоровье сберегающие, информационные.