Охрана зрительного восприятия в школе-интернете III, IV-х видов

Разделы: Коррекционная педагогика


Скажи мне, – и я забуду,
Покажи мне, – и я запомню,
Дайте мне действовать, – и я научусь.
Китайская мудрость.

Важнейшее направление всей реабилитационной работы в специальных школах III, IV видов для незрячих обучающихся – коррекция нарушений зрительных функций, охраны зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на I и II ступенях обучения. Сформированность свойств зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции обеспечит наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения слабовидящих и частичновидящих к общественно-полезному труду, к жизни в обществе.

Для организации работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия в школе-интернате был создан кабинет охраны и развития остаточного зрения, в котором сконцентрировано медицинское оборудование для коррекционной работы, иллюстрационный и раздаточный материалы, ведется обучение работе на персональном компьютере. В кабинете имеются наборы натуральных предметов, мозаики, игры, тематический иллюстративный материал, мультимедиа курсы.

Работа ведется по следующим основным направлениям:

  • психодиагностика;
  • создание банка данных индивидуального и личностного развития обучающихся;
  • планирование коррекционной работы;
  • создание программ коррекционной и развивающей работы;
  • разработка рекомендаций для учителей, воспитателей и родителей по корригирующей и развивающей работе с обучающимися;
  • консультации родителей и педагогов по проблемам коррекции
  • развития детей;
  • индивидуальная и групповая работа с обучающимися;
  • контрольная психодиагностика достижений в обучении и развитии детей;
  • анализ результатов контрольной диагностики;
  • оценка практической эффективности примененных приемов и методов;
  • разработка программ коррекционной работы.

В состав оборудования входят: аппарат для тренировки аккомодации “Ручеек” (“МЕДОПТИКА ТАК-2”), аппарат вакуумный массажный офтальмологический (АВМО), макулостимулятор КЭМ-ЦТ (с цветными вставками), персональный компьютер с программами для стимулирования зрения.

В школе-интернате для незрячих детей занятия в кабинете проводятся с детьми начальных классов и обучающимися 5-6 классов, имеющими глубоко сниженное зрение (острота зрения 0,05-0,1) и с детьми, обладающими остаточным (острота зрения 0,01-0,04) и слабым (острота зрения 0,05-0,1) зрением, которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.

Группы, состоящие из двух-четырех детей, комплектуются с учетом рекомендаций врача-офтальмолога, характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и общего психического развития.

Занятия, продолжительностью не более 30 минут, проводятся два раза в неделю для 1-4 классов и по одному разу в неделю для 5-6 классов по составленному расписанию. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5-10 минут. В ходе занятий учитель следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает постоянную познавательную активность детей. Индивидуально-групповые занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Ход и результаты занятий фиксируются в журнале и индивидуальных диагностических картах, составленных по определенной форме.

Анализ результатов выполнения контрольных заданий на первом этапе коррекционных занятий может служить основанием для вывода о дальнейших возможностях и перспективах работы с обучающимся. Следует при этом учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам. При хорошо организованных и систематически посещаемых коррекционных занятиях правильное выполнение контрольных заданий должно составлять не менее 90%. Бесперспективность коррекционной работы признается только в том случае, если, несмотря на регулярное посещение занятий, программные требования первого этапа обучающимся не выполняются. При этом показатели невыполнения контрольных заданий должны быть не менее 75 %.

Если обучающийся усвоил программу первого этапа коррекционного курса, (приложение 1), то он может приступить к занятиям по программе второго этапа, а после его успешного прохождения – к занятиям по программе третьего этапа.

Внедрение в коррекционно-развивающий процесс школы-интерната современных компьютерных технологий является важнейшей задачей для педагогического коллектива.

На занятиях по охране и развитию остаточного зрения обучающихся 1-6-х классов используются новые информационные технологии: проводится работа с помощью мультимедиа курсов – заданий, выполняемых на компьютере.

Все задания направлены на активное включение слабовидящего школьника в педагогический процесс, воспитание сознательного отношения к охране собственного зрения и его развитию, формирование положительной мотивации к использованию ослабленного зрения в различных сферах жизнедеятельности.

Использование новых информационных технологий на коррекционных занятиях по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате для незрячих детей обеспечивает:

  • развитие мышления обучающихся;
  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование у обучающихся знаний и представлений об устройстве и функционировании современной специальной компьютерной техники (для слепых и слабовидящих людей);
  • выработку умений по использованию программного обеспечения и работы с информационными ресурсами;
  • совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

Преимущества использования персональных компьютеров в учебной и коррекционной работе заключается в том, что они обеспечивают:

  • широкую вариативность всех признаков изображений (яркость, контраст, цвет, форма, размер, частота и длительность экспозиции, положение относительно точки фиксации и т.д.);
  • разнообразие вариантов преобразования объекта и рассмотрение его с различных точек зрения;
  • индивидуальный подбор характеристик изображения для каждого обучающегося.

Для более эффективной коррекционной работы мы используем различные развивающие программы: “Математика на планете счетоводов”, серии “Клиффорд” и “Алик”, “Развивайка” и др. С их помощью мы помогаем детям изучить число, форму, цвет, размер и т.д.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках коррекционной деятельности отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений.

Мы используем мультимедийный курс “Знакомство с геометрическими фигурами” доля изучения или проверки знаний по следующим вопросам наглядной геометрии начального уровня: понятие простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), их классификации, навыков сравнения фигур по цвету и величине, поиска фигур по шаблону, построение последовательности (узора) геометрических объектов по заданному алгоритму.

Ниже приведу пример системы занятий по обогащению зрительного опыта восприятия окружающей действительности.

Занятие 1

Тема Формирование зрительных образов по теме “Флора и фауна”.

Цель занятия:

  • формировать у учащихся зрительные образы по теме “Флора и фауна” и обобщающих понятий;
  • обучать опознанию объектов растительного и животного мира зрительным и зрительно-осязательным способом; определению предметов и их составных частей; обучать выделению различительных и обобщающих признаков объектов;
  • развивать наглядно-образное мышление, воображение;
  • воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: предметные картинки, сложные сюжетные рисунки по теме “Флора и фауна”, тренажер “Ручеек”.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Приветствие.

2. Зрительная разминка:

- работа с тренажером “Ручеек”.

3. Объявление темы и цели занятия.

- Сегодня на занятии мы сформируем зрительные образы по теме “Флора и фауна” и обобщающих понятий.

4. Основная часть занятия.

Опознание объектов растительного и животного мира зрительным и зрительно – осязательным способом.

Определение предметов и их составных частей.

Выделение различительных и обобщающих признаков объектов, формирование обобщающих понятий.

  • Основные разделы по теме “Флора”:
  • деревья и кустарники;
  • травянистые (цветковые ) растения;
  • грибы и ягоды;
  • овощи и фрукты.

Основные разделы по теме “Фауна”:

  • млекопитающие;
  • птицы;
  • рыбы;
  • насекомые.

5. Итог занятия.

- Какие имена существительные вы назовете, если я скажу слово “флора”?

- Какие имена существительные вы назовете, если я скажу слово “фауна”?

- Как опознать объект, если не все элементы и детали этого объекта тебе видны?

Занятие 2

Тема. Экскурсии в парк, лес, сад, поле.

Цель занятия: формирование пространственных образов и навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве;

  • развитие зрительного и осязательного восприятия и логического мышления;
  • развитие умения оценивать глубину пространства;
  • обучение ориентированию на местности;
  • воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.

Место проведения экскурсии: парк, лес, сад, поле, пришкольный участок.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Приветствие.

2. Объявление темы и цели занятия.

- На сегодняшнем занятии мы пойдем на экскурсию:

  • в парк;
  • в лес;
  • в поле;
  • в сад;
  • пришкольный участок.

- Цель нашего занятия: развитие зрительного и осязательного восприятия и логического мышления; воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.

3. Основная часть занятия.

  • Проведение экскурсии в природу.
  • Ориентирование на местности.
  • Закрепление полученных представлений по теме “Флора и фауна” на местном материале.

4. Итог экскурсии.

- Где мы проводили сегодняшнее занятие?

- Что вам понравилось?

- Что запомнилось?

- Как надо относиться к природе? Почему?

Занятие 3

Тема. Обобщение и закрепление зрительных представлений по теме “Флора и фауна”.

Цель занятия:

  • обобщить и закрепить зрительные представления по теме “Флора и фауна”;
  • обучать пользоваться сенсорными эталонами при анализе качества и свойств предметов и явлений окружающего мира;
  • развивать память учащихся и активизировать их зрительное восприятие посредством автоматизации навыка максимально использовать свои зрительные восприятия при знакомстве с окружающим миром;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: альбомы для рисования, карандаши, краски.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Приветствие.

2. Зрительная разминка:

- работа с тренажером “Ручеек”:

- слежение за передвигающимся предметом на экране дисплея.

3. Объявление темы и цели занятия.

- На сегодняшнем занятии мы обобщим и закрепим зрительные представления по теме “Флора и фауна”. Проверим вашу зрительную память.

4. Основная часть занятия.

Устное сочинение-миниатюра “Флора и фауна”;

Дидактические игры “Кто в лесу живет?”, “Во саду ли, в огороде”;

Воспроизведение моделей объектов животного и растительного мира из элементов мозаики по образцу, находящемуся в перцептивном поле учащегося.

Рисование сюжетных картин по теме “Флора и фауна”.

5. Итог занятия.

Выставка работ учащихся по теме “Флора и фауна” (рисунки, мозаичные полотна).

Благодаря работе по охране и коррекции зрения с использованием компьютерных технологий значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения воспитанников школы-интерната, свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением. У воспитанников прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы и развитие кругозора.