Скажи мне, – и я забуду,
Покажи мне, – и я запомню,
Дайте мне действовать, – и я научусь.
Китайская мудрость.
Важнейшее направление всей реабилитационной работы в специальных школах III, IV видов для незрячих обучающихся – коррекция нарушений зрительных функций, охраны зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на I и II ступенях обучения. Сформированность свойств зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции обеспечит наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения слабовидящих и частичновидящих к общественно-полезному труду, к жизни в обществе.
Для организации работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия в школе-интернате был создан кабинет охраны и развития остаточного зрения, в котором сконцентрировано медицинское оборудование для коррекционной работы, иллюстрационный и раздаточный материалы, ведется обучение работе на персональном компьютере. В кабинете имеются наборы натуральных предметов, мозаики, игры, тематический иллюстративный материал, мультимедиа курсы.
Работа ведется по следующим основным направлениям:
- психодиагностика;
- создание банка данных индивидуального и личностного развития обучающихся;
- планирование коррекционной работы;
- создание программ коррекционной и развивающей работы;
- разработка рекомендаций для учителей, воспитателей и родителей по корригирующей и развивающей работе с обучающимися;
- консультации родителей и педагогов по проблемам коррекции
- развития детей;
- индивидуальная и групповая работа с обучающимися;
- контрольная психодиагностика достижений в обучении и развитии детей;
- анализ результатов контрольной диагностики;
- оценка практической эффективности примененных приемов и методов;
- разработка программ коррекционной работы.
В состав оборудования входят: аппарат для тренировки аккомодации “Ручеек” (“МЕДОПТИКА ТАК-2”), аппарат вакуумный массажный офтальмологический (АВМО), макулостимулятор КЭМ-ЦТ (с цветными вставками), персональный компьютер с программами для стимулирования зрения.
В школе-интернате для незрячих детей занятия в кабинете проводятся с детьми начальных классов и обучающимися 5-6 классов, имеющими глубоко сниженное зрение (острота зрения 0,05-0,1) и с детьми, обладающими остаточным (острота зрения 0,01-0,04) и слабым (острота зрения 0,05-0,1) зрением, которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.
Группы, состоящие из двух-четырех детей, комплектуются с учетом рекомендаций врача-офтальмолога, характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и общего психического развития.
Занятия, продолжительностью не более 30 минут, проводятся два раза в неделю для 1-4 классов и по одному разу в неделю для 5-6 классов по составленному расписанию. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5-10 минут. В ходе занятий учитель следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает постоянную познавательную активность детей. Индивидуально-групповые занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Ход и результаты занятий фиксируются в журнале и индивидуальных диагностических картах, составленных по определенной форме.
Анализ результатов выполнения контрольных заданий на первом этапе коррекционных занятий может служить основанием для вывода о дальнейших возможностях и перспективах работы с обучающимся. Следует при этом учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам. При хорошо организованных и систематически посещаемых коррекционных занятиях правильное выполнение контрольных заданий должно составлять не менее 90%. Бесперспективность коррекционной работы признается только в том случае, если, несмотря на регулярное посещение занятий, программные требования первого этапа обучающимся не выполняются. При этом показатели невыполнения контрольных заданий должны быть не менее 75 %.
Если обучающийся усвоил программу первого этапа коррекционного курса, (приложение 1), то он может приступить к занятиям по программе второго этапа, а после его успешного прохождения – к занятиям по программе третьего этапа.
Внедрение в коррекционно-развивающий процесс школы-интерната современных компьютерных технологий является важнейшей задачей для педагогического коллектива.
На занятиях по охране и развитию остаточного зрения обучающихся 1-6-х классов используются новые информационные технологии: проводится работа с помощью мультимедиа курсов – заданий, выполняемых на компьютере.
Все задания направлены на активное включение слабовидящего школьника в педагогический процесс, воспитание сознательного отношения к охране собственного зрения и его развитию, формирование положительной мотивации к использованию ослабленного зрения в различных сферах жизнедеятельности.
Использование новых информационных технологий на коррекционных занятиях по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате для незрячих детей обеспечивает:
- развитие мышления обучающихся;
- развитие зрительного восприятия;
- формирование у обучающихся знаний и представлений об устройстве и функционировании современной специальной компьютерной техники (для слепых и слабовидящих людей);
- выработку умений по использованию программного обеспечения и работы с информационными ресурсами;
- совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Преимущества использования персональных компьютеров в учебной и коррекционной работе заключается в том, что они обеспечивают:
- широкую вариативность всех признаков изображений (яркость, контраст, цвет, форма, размер, частота и длительность экспозиции, положение относительно точки фиксации и т.д.);
- разнообразие вариантов преобразования объекта и рассмотрение его с различных точек зрения;
- индивидуальный подбор характеристик изображения для каждого обучающегося.
Для более эффективной коррекционной работы мы используем различные развивающие программы: “Математика на планете счетоводов”, серии “Клиффорд” и “Алик”, “Развивайка” и др. С их помощью мы помогаем детям изучить число, форму, цвет, размер и т.д.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках коррекционной деятельности отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений.
Мы используем мультимедийный курс “Знакомство с геометрическими фигурами” доля изучения или проверки знаний по следующим вопросам наглядной геометрии начального уровня: понятие простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), их классификации, навыков сравнения фигур по цвету и величине, поиска фигур по шаблону, построение последовательности (узора) геометрических объектов по заданному алгоритму.
Ниже приведу пример системы занятий по обогащению зрительного опыта восприятия окружающей действительности.
Занятие 1Тема Формирование зрительных образов по теме “Флора и фауна”.
Цель занятия:
- формировать у учащихся зрительные образы по теме “Флора и фауна” и обобщающих понятий;
- обучать опознанию объектов растительного и животного мира зрительным и зрительно-осязательным способом; определению предметов и их составных частей; обучать выделению различительных и обобщающих признаков объектов;
- развивать наглядно-образное мышление, воображение;
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: предметные картинки, сложные сюжетные рисунки по теме “Флора и фауна”, тренажер “Ручеек”.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Зрительная разминка:
- работа с тренажером “Ручеек”.
3. Объявление темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы сформируем зрительные образы по теме “Флора и фауна” и обобщающих понятий.
4. Основная часть занятия.
Опознание объектов растительного и животного мира зрительным и зрительно – осязательным способом.
Определение предметов и их составных частей.
Выделение различительных и обобщающих признаков объектов, формирование обобщающих понятий.
- Основные разделы по теме “Флора”:
- деревья и кустарники;
- травянистые (цветковые ) растения;
- грибы и ягоды;
- овощи и фрукты.
Основные разделы по теме “Фауна”:
- млекопитающие;
- птицы;
- рыбы;
- насекомые.
5. Итог занятия.
- Какие имена существительные вы назовете, если я скажу слово “флора”?
- Какие имена существительные вы назовете, если я скажу слово “фауна”?
- Как опознать объект, если не все элементы и детали этого объекта тебе видны?
Занятие 2Тема. Экскурсии в парк, лес, сад, поле.
Цель занятия: формирование пространственных образов и навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве;
- развитие зрительного и осязательного восприятия и логического мышления;
- развитие умения оценивать глубину пространства;
- обучение ориентированию на местности;
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
Место проведения экскурсии: парк, лес, сад, поле, пришкольный участок.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Объявление темы и цели занятия.
- На сегодняшнем занятии мы пойдем на экскурсию:
- в парк;
- в лес;
- в поле;
- в сад;
- пришкольный участок.
- Цель нашего занятия: развитие зрительного и осязательного восприятия и логического мышления; воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
3. Основная часть занятия.
- Проведение экскурсии в природу.
- Ориентирование на местности.
- Закрепление полученных представлений по теме “Флора и фауна” на местном материале.
4. Итог экскурсии.
- Где мы проводили сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось?
- Что запомнилось?
- Как надо относиться к природе? Почему?
Занятие 3Тема. Обобщение и закрепление зрительных представлений по теме “Флора и фауна”.
Цель занятия:
- обобщить и закрепить зрительные представления по теме “Флора и фауна”;
- обучать пользоваться сенсорными эталонами при анализе качества и свойств предметов и явлений окружающего мира;
- развивать память учащихся и активизировать их зрительное восприятие посредством автоматизации навыка максимально использовать свои зрительные восприятия при знакомстве с окружающим миром;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: альбомы для рисования, карандаши, краски.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Зрительная разминка:
- работа с тренажером “Ручеек”:
- слежение за передвигающимся предметом на экране дисплея.
3. Объявление темы и цели занятия.
- На сегодняшнем занятии мы обобщим и закрепим зрительные представления по теме “Флора и фауна”. Проверим вашу зрительную память.
4. Основная часть занятия.
Устное сочинение-миниатюра “Флора и фауна”;
Дидактические игры “Кто в лесу живет?”, “Во саду ли, в огороде”;
Воспроизведение моделей объектов животного и растительного мира из элементов мозаики по образцу, находящемуся в перцептивном поле учащегося.
Рисование сюжетных картин по теме “Флора и фауна”.
5. Итог занятия.
Выставка работ учащихся по теме “Флора и фауна” (рисунки, мозаичные полотна).
Благодаря работе по охране и коррекции зрения с использованием компьютерных технологий значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения воспитанников школы-интерната, свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением. У воспитанников прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы и развитие кругозора.