Скажи мне, – и я забуду,
Покажи мне, – и я запомню,
Дайте мне действовать, – и я научусь.
Китайская мудрость.
Важнейшее направление всей реабилитационной работы в специальных школах III, IV видов для незрячих обучающихся – коррекция нарушений зрительных функций, охраны зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на I и II ступенях обучения. Сформированность свойств зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции обеспечит наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения слабовидящих и частичновидящих к общественно-полезному труду, к жизни в обществе.
Для организации работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия в школе-интернате был создан кабинет охраны и развития остаточного зрения, в котором сконцентрировано медицинское оборудование для коррекционной работы, иллюстрационный и раздаточный материалы, ведется обучение работе на персональном компьютере. В кабинете имеются наборы натуральных предметов, мозаики, игры, тематический иллюстративный материал, мультимедиа курсы.
Работа ведется по следующим основным направлениям:
- психодиагностика;
- создание банка данных индивидуального и личностного развития обучающихся;
- планирование коррекционной работы;
- создание программ коррекционной и развивающей работы;
- разработка рекомендаций для учителей, воспитателей и родителей по корригирующей и развивающей работе с обучающимися;
- консультации родителей и педагогов по проблемам коррекции
- развития детей;
- индивидуальная и групповая работа с обучающимися;
- контрольная психодиагностика достижений в обучении и развитии детей;
- анализ результатов контрольной диагностики;
- оценка практической эффективности примененных приемов и методов;
- разработка программ коррекционной работы.
В состав оборудования входят: аппарат для тренировки аккомодации “Ручеек” (“МЕДОПТИКА ТАК-2”), аппарат вакуумный массажный офтальмологический (АВМО), макулостимулятор КЭМ-ЦТ (с цветными вставками), персональный компьютер с программами для стимулирования зрения.
В школе-интернате для незрячих детей занятия в кабинете проводятся с детьми начальных классов и обучающимися 5-6 классов, имеющими глубоко сниженное зрение (острота зрения 0,05-0,1) и с детьми, обладающими остаточным (острота зрения 0,01-0,04) и слабым (острота зрения 0,05-0,1) зрением, которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.
Группы, состоящие из двух-четырех детей, комплектуются с учетом рекомендаций врача-офтальмолога, характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и общего психического развития.
Занятия, продолжительностью не более 30 минут, проводятся два раза в неделю для 1-4 классов и по одному разу в неделю для 5-6 классов по составленному расписанию. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5-10 минут. В ходе занятий учитель следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает постоянную познавательную активность детей. Индивидуально-групповые занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Ход и результаты занятий фиксируются в журнале и индивидуальных диагностических картах, составленных по определенной форме.
Анализ результатов выполнения контрольных заданий на первом этапе коррекционных занятий может служить основанием для вывода о дальнейших возможностях и перспективах работы с обучающимся. Следует при этом учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам. При хорошо организованных и систематически посещаемых коррекционных занятиях правильное выполнение контрольных заданий должно составлять не менее 90%. Бесперспективность коррекционной работы признается только в том случае, если, несмотря на регулярное посещение занятий, программные требования первого этапа обучающимся не выполняются. При этом показатели невыполнения контрольных заданий должны быть не менее 75 %.
Если обучающийся усвоил программу первого этапа коррекционного курса, (приложение 1), то он может приступить к занятиям по программе второго этапа, а после его успешного прохождения – к занятиям по программе третьего этапа.
Внедрение в коррекционно-развивающий процесс школы-интерната современных компьютерных технологий является важнейшей задачей для педагогического коллектива.
На занятиях по охране и развитию остаточного зрения обучающихся 1-6-х классов используются новые информационные технологии: проводится работа с помощью мультимедиа курсов – заданий, выполняемых на компьютере.
Все задания направлены на активное включение слабовидящего школьника в педагогический процесс, воспитание сознательного отношения к охране собственного зрения и его развитию, формирование положительной мотивации к использованию ослабленного зрения в различных сферах жизнедеятельности.
Использование новых информационных технологий на коррекционных занятиях по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате для незрячих детей обеспечивает:
- развитие мышления обучающихся;
- развитие зрительного восприятия;
- формирование у обучающихся знаний и представлений об устройстве и функционировании современной специальной компьютерной техники (для слепых и слабовидящих людей);
- выработку умений по использованию программного обеспечения и работы с информационными ресурсами;
- совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Преимущества использования персональных компьютеров в учебной и коррекционной работе заключается в том, что они обеспечивают:
- широкую вариативность всех признаков изображений (яркость, контраст, цвет, форма, размер, частота и длительность экспозиции, положение относительно точки фиксации и т.д.);
- разнообразие вариантов преобразования объекта и рассмотрение его с различных точек зрения;
- индивидуальный подбор характеристик изображения для каждого обучающегося.
Для более эффективной коррекционной работы мы используем различные развивающие программы: “Математика на планете счетоводов”, серии “Клиффорд” и “Алик”, “Развивайка” и др. С их помощью мы помогаем детям изучить число, форму, цвет, размер и т.д.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках коррекционной деятельности отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений.
Мы используем мультимедийный курс “Знакомство с геометрическими фигурами” доля изучения или проверки знаний по следующим вопросам наглядной геометрии начального уровня: понятие простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), их классификации, навыков сравнения фигур по цвету и величине, поиска фигур по шаблону, построение последовательности (узора) геометрических объектов по заданному алгоритму.
Ниже приведу пример системы занятий по обогащению зрительного опыта восприятия окружающей действительности.
Занятие 1
Тема Формирование зрительных образов по теме “Флора и фауна”.
Цель занятия:
- формировать у учащихся зрительные образы по теме “Флора и фауна” и обобщающих понятий;
- обучать опознанию объектов растительного и животного мира зрительным и зрительно-осязательным способом; определению предметов и их составных частей; обучать выделению различительных и обобщающих признаков объектов;
- развивать наглядно-образное мышление, воображение;
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: предметные картинки, сложные сюжетные рисунки по теме “Флора и фауна”, тренажер “Ручеек”.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Зрительная разминка:
- работа с тренажером “Ручеек”.
3. Объявление темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы сформируем зрительные образы по теме “Флора и фауна” и обобщающих понятий.
4. Основная часть занятия.
Опознание объектов растительного и животного мира зрительным и зрительно – осязательным способом.
Определение предметов и их составных частей.
Выделение различительных и обобщающих признаков объектов, формирование обобщающих понятий.
- Основные разделы по теме “Флора”:
- деревья и кустарники;
- травянистые (цветковые ) растения;
- грибы и ягоды;
- овощи и фрукты.
Основные разделы по теме “Фауна”:
- млекопитающие;
- птицы;
- рыбы;
- насекомые.
5. Итог занятия.
- Какие имена существительные вы назовете, если я скажу слово “флора”?
- Какие имена существительные вы назовете, если я скажу слово “фауна”?
- Как опознать объект, если не все элементы и детали этого объекта тебе видны?
Занятие 2
Тема. Экскурсии в парк, лес, сад, поле.
Цель занятия: формирование пространственных образов и навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве;
- развитие зрительного и осязательного восприятия и логического мышления;
- развитие умения оценивать глубину пространства;
- обучение ориентированию на местности;
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
Место проведения экскурсии: парк, лес, сад, поле, пришкольный участок.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Объявление темы и цели занятия.
- На сегодняшнем занятии мы пойдем на экскурсию:
- в парк;
- в лес;
- в поле;
- в сад;
- пришкольный участок.
- Цель нашего занятия: развитие зрительного и осязательного восприятия и логического мышления; воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
3. Основная часть занятия.
- Проведение экскурсии в природу.
- Ориентирование на местности.
- Закрепление полученных представлений по теме “Флора и фауна” на местном материале.
4. Итог экскурсии.
- Где мы проводили сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось?
- Что запомнилось?
- Как надо относиться к природе? Почему?
Занятие 3
Тема. Обобщение и закрепление зрительных представлений по теме “Флора и фауна”.
Цель занятия:
- обобщить и закрепить зрительные представления по теме “Флора и фауна”;
- обучать пользоваться сенсорными эталонами при анализе качества и свойств предметов и явлений окружающего мира;
- развивать память учащихся и активизировать их зрительное восприятие посредством автоматизации навыка максимально использовать свои зрительные восприятия при знакомстве с окружающим миром;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: альбомы для рисования, карандаши, краски.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Зрительная разминка:
- работа с тренажером “Ручеек”:
- слежение за передвигающимся предметом на экране дисплея.
3. Объявление темы и цели занятия.
- На сегодняшнем занятии мы обобщим и закрепим зрительные представления по теме “Флора и фауна”. Проверим вашу зрительную память.
4. Основная часть занятия.
Устное сочинение-миниатюра “Флора и фауна”;
Дидактические игры “Кто в лесу живет?”, “Во саду ли, в огороде”;
Воспроизведение моделей объектов животного и растительного мира из элементов мозаики по образцу, находящемуся в перцептивном поле учащегося.
Рисование сюжетных картин по теме “Флора и фауна”.
5. Итог занятия.
Выставка работ учащихся по теме “Флора и фауна” (рисунки, мозаичные полотна).
Благодаря работе по охране и коррекции зрения с использованием компьютерных технологий значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения воспитанников школы-интерната, свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением. У воспитанников прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы и развитие кругозора.