Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • закрепить умение определять местонахождение звука в слове;
  • учить слышать звуки выделять их и заменять в словах;
  • продолжать учить объединять слоги в слова;
  • закреплять умение видеть и выделять буквы;
  • тренировать в конструировании букв и чтение слов;
  • продолжать учить копировать букву по образцу;
  • закреплять навыки чтения;
  • развивать аналитическое мышление, сообразительность при решении ребусов, кроссвордов;
  • углубить интерес к занятиям по обучению грамоте.

Оборудование:

  • шкатулка с буквами, части ключа, кубик с картинками;
  • картины: «Путаница», «Чудесное кольцо»;
  • ребус «Белочка», кроссворд» Королевский указ» – таблица.

Раздаточный материал: буквенный конструктор, набор слогов, карточки с буквами и цифрами.

Ход занятия

- В нашу группу пришло необычное письмо: звуковое. Послушайте (звучит запись звукового письма).

«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Дед Буквовед. Я – невидимка. Когда я прихожу на ваши занятия, вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые. Поэтому хочу вам подарить шкатулку с сюрпризом. Но она закрыта на замок. Как же открыть шкатулочку? Вам помогут ключ, «волшебный кубик с заданиями и волшебные слова. Запомните их «Крутись, вертись, на бочок ложись»/
За каждое правильно выполненное задание вы получите частичку ключа.
Волшебный кубик частички ключа находятся в посылке. До свидания. Желаю удачи!»

(Дети произносят волшебные слова и кубик подбрасывается, к детям гранью с первым заданием.)

1. Дидактическая игра «Найди место звука в слове».

2. Дидактическая игра «Путаница» (кубик поворачивается гранью со вторым заданием). Предлагается детям картина на которой буквы и цифры перепутались. Найти назвать и вписать букву в клеточки.

3. «Буквенный конструктор» (грани кубика с о следующим заданием). Детям предлагается из буквенного конструктора (части букв) выложить буквы.

Физкультурная минутка.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь

(Кубик снова поворачивается, после каждого правильного ответа выкладывается частичка ключа.)

«Мозаика». Детям предлагается из слогов составить слова. Кто больше составит слов и прочитает их.

4. Дидактическая игра «Прочитай загадочное слово». На индивидуальной карточке среди цифр спрятаны буквы. Нужно обвести их и прочитать получившееся слово.

Физкультурная минутка.

5. Ребус «Белочка». Детям предлагается вписать буквы в пустые клеточки и узнать, что запасает белочка на зиму.

«Чудесное колесо». Это волшебное колесо состоит из букв, которые надо складывать в слоги, а слоги в слова. Смотрите на чудесное колесо, мысленно поворачивайте его как угодно и читайте слова слева направо и наоборот, т.е. по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Кроссворд «Будущий школьник».  Детям предлагается заполнить кроссворд и прочитать слова в выделенных клеточках.

6. А теперь сказка …

Жил – был король, Он не любил учиться, Зато обожал писать Королеве указы. Просыпался король и тут же писал:

«На завтрак нам подать
Кашу с молоТком.
На обед мы будем есть
СуК с гриВами,
ПеЛенку с овоДами
И зелёный Халат.
На ужин приготовить
Фруктовый соР и
Гладкий пирог».

Повара удивились, но исполнили волю короля. Они положили в кашу большой молоток, Потом пошли в конюшню, остригли гривы лошадей и намотали на крепкий сук. Наловили жужжащих оводов и завернули их во фланелевую пелёнку. На большое блюдо положили зелёный шелковый халат. В саду они собрали с земли весь сор и насыпали его в серебряный кубок. Труднее всего было с пирогом. Пришлось его гладить утюгом.

Будет всё это есть, король? Давайте поможем королю объяснить поварам, что он желал поесть. Иначе король останется голодным.

Дети читают и заменяют ненужные буквы на нужные, подходящие по смыслу.

(После этого задания выставляется последний кусочек картонного ключа.)

Посмотрите, получилось изображение целого ключа. Вы хорошо потрудились, чтобы добыть настоящий ключик, который откроет нашу шкатулку, достаю ключик, открываю шкатулку и дети получают сюрпризы – «ожившую букву» с нарисованными глазами, косичками и т.д.) Каждому ребёнку – букву, с какой начинается его имя.