"Повторяем признаки имени прилагательного". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: создать условия на уроке для формирования представления о признаках имен прилагательных

Задачи урока:

  1. Предметные – содействовать в умении выделять имена прилагательные как части речи, опираясь на знания признаков имен прилагательных; содействовать развитию орфографической зоркости учащихся; упражнять в применении изученных правил.
  2. Метапредметные – способствовать формированию УУД:
    • регулятивных – умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
    • познавательные – активизировать речь учащихся, расширять словарный запас, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
    • коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе группами, приходить к общему решению

Тип урока: обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг».

Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • рисунок дерева, желтые и зеленые листочки.

Ход урока

Приложение

Организация класса.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». (Слайд 2) На доске написано, что нужно знать и уметь по этой теме. Урок пройдет в форме игры «Брейн-ринг». Прошу команды занять свои места (звучит музыка, команды занимают свои места). Вашу работу будет оценивать жюри, после каждого конкурса объявляя результат (представление членов жюри-старшеклассников).

Обратите внимание, на слайде репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». (Слайд 3) Эта чудесная пора часто вдохновляла художников и поэтов. Послушайте, что написал об осени А.С.Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Сегодня нам предстоит не раз встретиться с описанием этого времени года.

Начинаем игру. Сначала разминка. (Слайд 4)

Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?

  • Качественное, одушевленное, неодушевленное, относительное, личное, притяжательное, собственное, нарицательное, степени сравнения, род, число, падеж, полная и краткая форма.

Сформулируем определение имени прилагательного. (Слайд 5)

Разминка окончена. А теперь задание первого конкурса. Отыскать в тексте и выписать словосочетания имен прилагательных с именами существительными, охарактеризовать по всем признакам.

Дети читают по двустишью. Два ученика работают у доски, остальные на листочках.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.
Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Проверка выполнения. Для исправления ошибок привлекаются болельщики.

Второй конкурс «Третий лишний». Найдите лишнее словосочетание, объясните, по какому признаку. (Слайд 6)

  1. Золотой лист, осенний ветер, мутная река.
  2. Яркие звезды, дождливая осень, низкие тучи.
  3. Лист свеж, здоровый воздух, неокрепший лед.
  4. Ясное небо, легкий ветер, лисья нора.

Болельщики выполняют задание на листочках.

Физкультурная минутка.

Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведем зарядку.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем –
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше –
Солнышко видим вдали.

Третий конкурс: составить текст-описание осеннего дерева, используя имена прилагательные. 1 команда – описание клена, 2 команда – описание березы. (Слайд 7)

Задание для болельщиков. (Слайд 8)

Изменить словосочетание, поставив его в нужный падеж, найти орфограммы в корне слова.

  • Р.п. – холодная вода, Т.п. – серебристая паутина, П.п. – ранняя осень, В.п. – опавшая листва.

Четвертый конкурс.

Блиц-турнир. Побеждает команда, которая первой правильно назовет ответ на вопрос. Болельщики дополняют.

  1. Как изменяются имена прилагательные?
  2. На какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные?
  3. Каким членом предложения могут быть имена прилагательные?
  4. Как определить род имени прилагательного?
  5. Что является постоянными признаками имени прилагательного?
  6. Какая форма имени прилагательного является начальной?

Подведение итогов конкурсов.

Домашнее задание. (Слайд 9)

Рефлексия.

Доволен своей работой на уроке, урок понравился – прикрепить к дереву на доске желтый лист.

Не вполне, что-то не получилось – зеленый лист.