Цель урока: создать условия на уроке для формирования представления о признаках имен прилагательных
Задачи урока:
- Предметные – содействовать в умении выделять имена прилагательные как части речи, опираясь на знания признаков имен прилагательных; содействовать развитию орфографической зоркости учащихся; упражнять в применении изученных правил.
- Метапредметные – способствовать формированию УУД:
- регулятивных – умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- познавательные – активизировать речь учащихся, расширять словарный запас, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе группами, приходить к общему решению
Тип урока: обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг».
Оборудование урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- рисунок дерева, желтые и зеленые листочки.
Ход урока
Организация класса.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». (Слайд 2) На доске написано, что нужно знать и уметь по этой теме. Урок пройдет в форме игры «Брейн-ринг». Прошу команды занять свои места (звучит музыка, команды занимают свои места). Вашу работу будет оценивать жюри, после каждого конкурса объявляя результат (представление членов жюри-старшеклассников).
Обратите внимание, на слайде репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». (Слайд 3) Эта чудесная пора часто вдохновляла художников и поэтов. Послушайте, что написал об осени А.С.Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Сегодня нам предстоит не раз встретиться с описанием этого времени года.
Начинаем игру. Сначала разминка. (Слайд 4)
Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?
- Качественное, одушевленное, неодушевленное, относительное, личное, притяжательное, собственное, нарицательное, степени сравнения, род, число, падеж, полная и краткая форма.
Сформулируем определение имени прилагательного. (Слайд 5)
Разминка окончена. А теперь задание первого конкурса. Отыскать в тексте и выписать словосочетания имен прилагательных с именами существительными, охарактеризовать по всем признакам.
Дети читают по двустишью. Два ученика работают у доски, остальные на листочках.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.Пустеет воздух, птиц не слышно боле.
Но далеко еще до первых зимних бурь.И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Проверка выполнения. Для исправления ошибок привлекаются болельщики.
Второй конкурс «Третий лишний». Найдите лишнее словосочетание, объясните, по какому признаку. (Слайд 6)
- Золотой лист, осенний ветер, мутная река.
- Яркие звезды, дождливая осень, низкие тучи.
- Лист свеж, здоровый воздух, неокрепший лед.
- Ясное небо, легкий ветер, лисья нора.
Болельщики выполняют задание на листочках.
Физкультурная минутка.
Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведем зарядку.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем –
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше –
Солнышко видим вдали.
Третий конкурс: составить текст-описание осеннего дерева, используя имена прилагательные. 1 команда – описание клена, 2 команда – описание березы. (Слайд 7)
Задание для болельщиков. (Слайд 8)
Изменить словосочетание, поставив его в нужный падеж, найти орфограммы в корне слова.
- Р.п. – холодная вода, Т.п. – серебристая паутина, П.п. – ранняя осень, В.п. – опавшая листва.
Четвертый конкурс.
Блиц-турнир. Побеждает команда, которая первой правильно назовет ответ на вопрос. Болельщики дополняют.
- Как изменяются имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные?
- Каким членом предложения могут быть имена прилагательные?
- Как определить род имени прилагательного?
- Что является постоянными признаками имени прилагательного?
- Какая форма имени прилагательного является начальной?
Подведение итогов конкурсов.
Домашнее задание. (Слайд 9)
Рефлексия.
Доволен своей работой на уроке, урок понравился – прикрепить к дереву на доске желтый лист.
Не вполне, что-то не получилось – зеленый лист.