Цель: выступить стимулом для самовоспитания лучших нравственных качеств.
Задачи:
- Содействовать выработке адекватной самооценки; настроить на позитивное восприятие самого себя.
- Способствовать улучшению микроклимата в классном коллективе.
- Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать.
Оборудование:
- плакат с изображением поляны;
- сердечки по количеству детей;
- альбомные листы, фломастеры;
- ноутбук, проектор, презентация;
- диск с фонограммами песен;
- игрушка – пушистый котёнок.
Домашнее задание: заранее разучить песни про дружбу, улыбку, хорошее настроение («Улыбка», «Когда мои друзья со мной», «Дружба крепкая не сломается», «Всё мы делим пополам», «Песня о хорошем настроении»). Подготовить сценку «Медосмотр», шуточные куплеты – советы.
Ход занятия
Учитель: Добрый день!
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости.
И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Дорогие ребята, постарайтесь сегодня постичь истину – «добру откроется сердце». Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения В.Суслова.
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
Ребята, у кого сегодня отличное настроение?
(Дети отвечают.)
Учитель: Замечательно! А кто немного расстроен?
(Дети отвечают.)
Учитель: Сегодня мы постараемся поднять вам настроение.
Ребята, а кто знает, что такое бартер?
(Дети отвечают.)
Учитель: От англ. товарообмен – договор обмена определенного количества товара на другое количество товаров, т. е. без использования денежных средств. Так что сегодня будем обменивать плохие качества характера на хорошие. Договорились?
Учитель: Давайте, друзья, встанем в круг и сыграем в игру «Мы – друзья».
(Дети встают в круг.)
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.
(Дети улыбаются друг другу.)
Слева друг и справа друг,
А вместе – это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
(Дети пожимают руку тому, кто справа.)
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь намного важней.
Другу слева руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
(Дети пожимают руку тому, кто слева.)
Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей 100 друзей».
Пусть растёт и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.
(Дети кладут руки на плечо соседа слева и справа, образуют широкий круг и исполняют песню о дружбе «Если с другом вышел в путь».)(Приложение 1)
Учитель: А сейчас проведем игру «Давайте говорить друг другу комплименты».
(Выбирается несколько пар. Мальчики и девочки становятся на некотором расстоянии лицом друг к другу. Мальчики по очереди произносят комплименты и делают шаг навстречу девочкам, затем девочки по очереди отвечают. Необходимо следить за тем, чтобы комплименты не повторялись. Если кто-то затрудняется ответить, то он остается стоять на месте. Выигрывает та пара, которая встретится раньше других.)
Учитель: Ребята, а теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые его окружают, было хорошо?
Дети: Добротой, отзывчивостью, умением любить, дружить.
Учитель: Всё правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора всё же состоялась – миритесь. А как вы понимаете слово «конфликт»?
Дети: Ссора, обида.
Учитель: Правильно, конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. А как вы думаете, что помогает разрешить конфликт?
Дети: Шутки.
Учитель: Правильно, шутки, юмор, компромисс.
А вы знаете, что такое компромисс?
(Ответы детей.)
Учитель: Компромисс – это согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти него сознательно, выражая этим уважение к своему оппоненту.
Раз мы заговорили о шутках и юморе, послушайте шуточные куплеты-советы. (На мотив «Песня о хорошем настроении» могут спеть заранее подготовленные ученики.) (Приложение 2)
1. Если на уроке двойку получили,
И головомойка дома вам грозит,
Радуйтесь, что двойка всё ж не единица,
И смотрите, не теряйте сон и аппетит.2. Если вы споткнулись и упали в лужу,
Новенькая куртка превратилась в грязь,
Радуйтесь, что лужа стала чуть посуше,
И домой скорей идите, весело смеясь.3. Если вас достали злобные соседи,
Разве это повод, чтобы вам грустить?
Вы включите ночью музыку погромче
И попробуйте соседей всех развеселить.4. Если вас за носик пчёлка укусила,
То скорее в школу нужно вам спешить,
Чтобы на уроках и на переменах
Изменившимся портретом всех развеселить.5. Если на контрольной вы завязли в теме,
И от сложных формул кругом голова,
Поболтай с друзьями, рассмеши соседку –
Им, наверно, пригодятся добрые слова.6. Если друг ваш лучший, испугавшись драки,
Смело вас покинув, бросился бежать,
Радуйтесь за друга – спринтер подрастает;
Будет он во всех забегах только побеждать.7. Дяденьки и тёти! Взрослые и дети!
Несмотря на стрессы, просто, без затей,
Улыбайтесь чаще – мир красив и светел!
Пусть не будет на планете грустных новостей!
Учитель: А теперь давайте посмотрим, как вы поведёте себя в той или иной ситуации.
Ситуации:
- Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов
на Новогоднее представление. А в классе 25 человек. Кого выбрать? Как поступить?
(Обсуждение в группах. Ответы детей.) - Ребята готовили к Новому году спектакль – сказку. Всем хотелось
играть главные роли. Что делать?
(Обсуждение в группах. Ответы детей.)
Учитель: А сейчас поиграем в игру «А ну-ка».
(Дети встают в круг.)
1. А ну-ка похлопай, как я (2 хлопка, 2 раза)
А ну-ка все вместе все враз –
Так хлопают только у нас! (2 раза)2. А ну-ка потопай, как я (2 притопа, 2 раза)
А ну-ка все вместе, все враз –
Так топают только у нас – топ-топ! (2 раза)3. А ну-ка мяукай, как я – мяу-мяу, (2 раза)
А ну-ка все вместе все враз –
Так мяукают только у нас – мяу-мяу!4. А ну-ка погавкай, как я – гав-гав, (2 раза)
А ну-ка все вместе, все враз –
Так гавкают только у нас – гав-гав! (2 раза)5.А ну-ка похрюкай, как я – хрю-хрю, (2 раза)
А ну-ка все вместе, все враз –
Так хрюкают только у нас – хрю-хрю! (2 раза)
Учитель: Молодцы! Здорово у нас получилось!
Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям. Уметь становиться на их место. А задумывались ли вы о своих недостатках?
(Ответы детей.)
Учитель: Какие из них вам удалось преодолеть?
Дети: Лень, обидчивость, вспыльчивость.
Учитель: А теперь посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.
(Дети по выражениям лиц смайликов угадывают их настроение.) (Приложение 3 – презентация смайликов)
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Ручеёк».
(Дети образуют пары. Ведущий проходит по ручейку, останавливается возле кого-нибудь, называет хорошую черту характера в этом ребёнке, берёт его за руку и забирает с собой. Тот, кто остался без пары, идёт к началу ручейка и проходит по ней за новой парой.)
Учитель: А сейчас разделимся на 2 команды и поиграем в игру «Прогноз».
(Каждая из команд получает альбомный лист с надписями «Дружба» или «Счастье». Им надо сделать на листке небольшой рисунок, «изображающий» это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.)
Учитель: А сейчас немного поупражняемся. Упражнение называется «Мостик дружбы».
(Учитель просит по желанию образовать пары. Им нужно придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить и показать мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается это упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».)
Учитель: А давайте споём песню «Дружба крепкая не сломается». (Приложение 4)
(Дети поют.)
Учитель: А сейчас посмотрите шуточную сценку «Медосмотр».
(Сценку показывают заранее подготовленные ребята.)
Школьный врач спросил у Ксюши:
- Жалоб нет на нос и уши?
- Есть. Мешают уши с носом
Свитер надевать с начёсом.
Школьный врач спросил у Димы:
-Всё в порядке с головой?
- Рентгенолог сделал снимок,
Не нашёл там ничего.
Школьный врач спросил у Миши:
- Нет ли трудностей со слухом?
- Знали б вы, как плохо слышу
Я подсказки левым ухом!
Школьный врач спросил у Феди:
- Хочешь вылечиться сразу?
Меньше списывай с соседей
И не будешь косоглазым.
- Нет ли трудностей со слухом?-
Школьный врач спросил у Лёвы.
- Есть. В одно влетает ухо,
Вылетает из другого.
Школьный врач спросил у Пети:
- Как ты, мальчик, спишь ночами?
Петя доктору ответил:
- Без ботинок и в пижаме.
Школьный врач спросил у Кати:
- Есть ли жалобы?
- Не счесть!
И на маму, и на папу,
И на деда тоже есть!
Учитель: Ребята, а вы любите животных?
Дети: Да!
Учитель: Замечательно! К вам в гости прибежал котёнок Барсик. Он хочет с вами подружиться. Барсик никого из вас не знает, поэтому боится, что вы его обидите.
Разминка-упражнение «Котёнок».
- Его надо передать без слов другому человеку по кругу.
(Наблюдение за детьми. Обсуждение, кто и как передавал, как обращался с маленьким котёнком.)
Учитель: А сейчас вспомним пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжите.
- Не имей 100 рублей ...(а имей 100 друзей).
- Друга ищи ...(а найдёшь – береги).
- Старый друг лучше ...(новых двух).
- Друзья познаются ...(в беде).
- Крепкую дружбу ...(и топором не разрубишь).
- Скажи, кто твои друзья ...(и я скажу, кто ты).
- Человек без друзей ...(что дерево без корней).
- Один за всех ...(и все за одного).
(Обсуждение смысла пословиц по выбору.)
Учитель: Ребята, а есть у вас лучший друг?
Дети: Да.
Учитель: Составьте словесный портрет своего друга, укажите, какие его черты характера вам особенно нравятся.
(Заслушиваются характеристики ребят.)
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Рука к руке».
(Эта игра на доверие. Дети встают парами по желанию. Водящий произносит фразу: «Рука к руке! Все меняются местами!» и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами!». Все игроки вновь стараются найти себе пару и встать с ним спина к спине. Продолжать игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т.д.)
Учитель: Давайте разделимся на 4 команды. Каждой команде нужно разыграть ситуацию так, чтобы участники другой команды догадались, что происходит.
Ситуации:
- Утешить друга (подругу), который получил двойку.
- Все на перемене играют, а один мальчик стоит в сторонке, тихий и печальный. Выяснить, в чём дело, не нужна ли помощь?
- Мальчику не удаётся прыгнуть в длину. Приободрить его.
- Девочка упала и стукнулась. Подруги увидели это ...
(Дети разыгрывают ситуации.)
Учитель: Молодцы! Мы рады, что вы смогли помочь своим друзьям и знакомым, не остались равнодушными к чужим проблемам, что вы доброжелательны и внимательны. Давайте споём ещё одну песню о дружбе «Всё мы делим пополам». (Приложение 5)
(Дети поют.)
Учитель: А сейчас, ребята, кто хочет подарить тепло своего сердечка другим, поддержать в трудные минуты, улучшить настроение при неприятностях, прошу приклеить сердечки на поляну Доброты.
(Дети подходят к плакату на доске и приклеивают сердечки, приготовленные заранее дома или на уроках технологии.)
Учитель: Позвольте закончить наше занятие строчками:
Не скупись никогда
На улыбку, на шутку, на доброе слово,
Не стесняйся быть щедрой
В дружбе, в любви.
Если даже ошиблась подруга,
Не спеши обойтись с ней сурово.
Не скрывай никогда
Доброты и любви своей к людям,
Ведь они в них нуждаются
Так же, как ты.
От того, что глаза чьи-то
Станут теплее, доверчивее, чище,
Тебя не убудет.
Может, в мире как раз
Не хватает твоей доброты!
(Дети поют песню «Улыбка».)(Приложение 6)