Школьный театр: воспитание детей и родителей

Разделы: Внеклассная работа


Каждый раз, встречая новых первоклассников, задумываешься: как побыстрее их познакомить, передружить, заложить прочный фундамент коллектива? Как любой педагог скажет, придумайте общее дело, такое, чтобы завело, закружило и дало в руки занятие каждому. И я подумала: «Почему бы не театр?»

Действительно, театр может помочь каждому ребенку показать себя в самом лучшем свете, и дать детям почувствовать себя единым коллективом – труппой.

С чего бы начать? Начать я решила с посещения детского спектакля. И мы всем классом отправились в московский детский театр. После посещения обсуждали не только игру актеров, но и всех, кто помог спектаклю состояться. Дети узнали о таких профессиях, как: режиссер, сценарист, звукооператор, светопостановщик, гример, костюмер, декоратор. Ребята решили, что они обязательно поставят свою пьесу. С чего начать? Нам подсказала «Азбука». Начинается она с русской народной сказки. Недолго думая, выбрали сказку «Репка». В Интернете нашли ее стихотворное переложение Олеси Емельяновой. Распределили роли. Но артистов оказалось семь, а участвовать хотели все. Остальным ребятам тоже нашлось дело: все, кто хотел, готовили декорации: мы из картонной коробки склеили дом, обтянули пленкой «под дерево». Расписали ставни для окошек. Сделали огород из бумажных овощей. Немало работы досталось и родителям: они готовили костюмы для артистов. Я решила добавить в сказку музыки. Подобрала каждому герою мелодию в народном стиле и разучила простые танцевальные движения. Ко дню премьеры ребята с большим воодушевлением готовили приглашения родителям, учителям и первоклассникам. Писать дети еще не научились, поэтому мы напечатали приглашения на компьютере, но украсил их каждый на свой лад. Особенно вдохновенно взялись маленькие оформители за афишу. Спектакль шел всего 15 минут. Но сколько радости он принес всем участникам действа! Эмоции вылились в стихи, где маленькие поэты помогали мне подбирать рифмы и описывать нашу коллективную работу. Вот они:

Дело было вечером,
Делать было нечего.
День заканчивался в школе,
Мы играли так и сяк,
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
Я певцом, пожалуй, буду,
Стану выступать повсюду,
Я умею танцевать
И могу артистом стать.
Все ребята загалдели,
Выступать все захотели,
Петь, плясать умеем тоже
И поставить сказку сможем!
Что сыграть бы нам сначала
Азбука нам подсказала.
Обойди хоть целый свет –
Лучше русской сказки нет!
Зарифмованная репка
Полюбилась детям крепко.
Не откладывая дело
Мы взялись за это смело.
Мы в театре побывали,
Много нового узнали:
Что нам нужен режиссер,
Декоратор и гример,
Осветитель, музыканты,
Ну, и прочие таланты.
Мы учились танцевать, выразительно читать,
А сплясать «Калинку» вместе
Стало просто делом чести!
И друзья нам помогали:
Декорации создали:
Из коробки вышел дом,
Ставни с росписью на нем.
Свекла, зелень и морковка
Из бумаги вышли ловко.
И огромный желтый шар
Превращаться в репку стал.
А с костюмами как быть?
Мы же не умеем шить!
Тут пришли на помощь мамы,
Сарафаны сшили сами.
Мы костюмы примеряли,
И афишу рисовали.
Приглашаем зрителей
В театр на открытие!
День премьеры наступает,
Сердце просто замирает.
Наш учитель грим наносит,
Всем рисует ушки, носик.
В зале ярко вспыхнул свет,
Замер зал. Идет сюжет.

К марту мой класс приготовил еще одну постановку – сказку «Гуси-Лебеди» в обработке Олеси Емельяновой.

В этом спектакле было занято уже 18 человек. Родители готовились с не меньшим энтузиазмом. Они помогали учить детям большие сложные роли в стихах, разучивать песенки и танцы. Мамы советовались со мной и друг с другом по изготовлению костюмов. Каждому хотелось видеть своего ребенка красивым. Конечно, для детей зрелище должно быть ярким, красочным. Поэтому костюмы и декорации очень важны. Я задействовала всех детей, кто хотел выступать или помогать. Особо стеснительным были подобраны роли без слов: избушки, подруг Маши. Но оказались в классе дети, которые не хотели участвовать в спектакле ни под каким предлогом. Я объявила, что они будут играть роль зрителей. И дети отнеслись к этому со всей серьезностью.

Надо ли говорить, что такое дело – школьные спектакли – понравилось всем. И родители, и участники, и зрители – все оказались в восторге! Две поставленные за год пьески очень помогли мне в решении воспитательных задач. Дети из других классов выразили желание участвовать в постановках. И кто знает, не перерастет ли наше творчество в настоящий школьный театр!