Программное содержание:
- Развивать осознанно – правильное отношение к природе, сохранять ее в первозданном виде.
- Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами и обобщающим словом “ гриб”.
- Закрепить навык правильного употребления в речи существительных мн.ч. с окончанием на Ы, И (грибы, рыжики, мухоморы, лисички, моховики, сыроежки).
- Расширять словарный запас детей – съедобные, несъедобные, ядовитые, грибник, лукошко, грибница, подберезовик, подосиновик .
- Использовать игровые приемы, элементы ритмических движений, физкультминутку, создавать эмоционально-значимые для детей ситуации.
- Обеспечить условия для самостоятельной практической деятельности, в которой дети проявят творчество, инициативу, фантазию.
- Воспитывать интерес, потребность бережного отношения в общении с природой.
Оборудование: Шапочки грибов мухоморов по количеству детей, листья разных пород деревьев, муляжи грибов, корзинка, иллюстрации грибов, мяч, для аппликации– заготовка шляпки мухомора, белые горошины (кружочки ), клей, клеенки, салфетки, музыкальное сопровождение – П.И.Чайковский “Времена года. Осень”.
Ход занятия
Дети сидят на коврике среди листьев, на голове шапочки мухоморов. Стук в дверь, входит старичок Лесовик (воспитатель ).
Лесовик: Здравствуйте! Ой, куда я попал? Какая красивая полянка ! А кто это на ней вырос ?
Ребенок:
В чаще бора, в полумраке, между елей там и тут
Мухоморы, будто маки ярко-красные цветут,
Смело и открыто. Жаль, что ядовиты !
Лесовик: Ой, и правда, это же мухоморы ! И за чем вы растете в лесу, ведь все равно вас не едят, вы несъедобные, ядовитые грибы!
Дети: Да мы очень красивые, без нас лес некрасивый, да и еще мы пользу приносим, некоторые животные, например, лось, лечатся нами, а также мы соседи ландыша, помогаем ему выжить в лесу, птицы нас клюют.
Лесовик: Ну ладно, уговорили, живите в лесу. Давайте с вами поиграем в игру “ Ножки, ножки, где вы были …”, < Рисунок 1> .
“ Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили. (Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги.)
Что вы ручки там искали? (Дети разводят несколько раз руки в стороны.)
Мы грибочки собирали. (Дети стоят, наклоны вниз.)
Глазки, вы куда смотрели?
Все пенечки оглядели”. (Дети поворачивают голову влево, вправо.)
Лесовик: Давайте походим по лесочку, соберем в лукошко грибы и назовем съедобные грибы. (Дети собирают грибы в корзинку и называют вместе с Лесовиком: лисичка, опенок, масленок, боровик, моховик, сыроежка, рыжик.)
Лесовик: Мы собрали много грибов, посмотрите и назовите – это сыроежки, это лисички, это боровики, это рыжики, (дети по одному повторяют вслед за Лесовиком ), а это мухоморы (показывает на детей, дети повторяют ), а это грибы (показывает на корзинку с грибами ). < Pисунок 2 >
Лесовик: Собирали мы грибы очень аккуратно. На следующий год мы снова станем грибниками, ведь недаром пословица говорит: “ Кто раньше встает, тот грибы и соберет, а сонливым и ленивым остается лишь крапива”. Место, где растут грибы, называется грибница, живет она долго, до 100 лет. Деревья и грибы очень дружат. Грибница снабжает корень дерева водой. Многие грибы получили свое название от деревьев, возле которых они растут – подберезовик, подосиновик.
Лесовик: Я знаю, что мухоморы очень любят музыку слушать и танцевать на своей длинной ножке. Давайте и мы потанцуем. (Исполняется танец “ Мухоморы”, музыка и слова Л. Олиферовой.) < Рисунок 3 >
Лесовик: Ух, как было весело! Дети, а можно грибы есть сырыми? (Нет.) А сыроежку? (Нет.) Сейчас кому я брошу мяч, тот скажет, что можно делать с грибами. (Варить, жарить, солить, сушить, салат из грибов, грибной суп, пирожки с грибами.)
Лесовик: Ну что же, дети, мне уже пора в лес к своим друзьям – деревьям, птицам, животным. И я хотел бы отнести от вас им подарок, который вы сейчас сделаете своими руками. (Дети подходят к столам и делают коллективную аппликацию “В царстве мухоморов”.) (Включается музыка П.И. Чайковский “Времена года. Осень”.) < Рисунок 4>.
Лесовик: Спасибо, дети! Я унесу ваш подарок в лес. До свидания! < Рисунок 5>.