Урок МХК по теме "Идеалы и ценности Возрождения"

Разделы: МХК и ИЗО


Необходимы начальные знания, умения, навыки. Представление о понятии “эпоха Возрождения”, информационные процессы, информационная культура, информационные понятия о культуре XVI–XVIII века.

Навыки поиска информации в печатной литературе, в сети Интернет, создания презентаций.

Приложение.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

"Ars longa, vita brevis" – "Жизнь коротка, искусство вечно"...?

Проблемные вопросы учебной темы

  1. Каково место эпохи Возрождения в человеческой культуре?

  2. Каким же был человек эпохи Возрождения? Каково его место во темы Вселенной?

  3. Титаны эпохи Возрождения. Кто они?

Учебные вопросы

  1. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина "Возрождение". Действительно ли человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир?

  2. Каковы характерные черты живописи Проторенессанса и Раннего Возрождения?

  3. Разработайте маршрут путешествия по Флоренции XV века. Какие объекты и экспонаты вы непременно включите в свою экскурсию?

  4. Каковы художественные принципы искусства Высокого Возрождения? Почему именно эта эпоха "породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености" (Ф. Энгельс)?

  5. Что особенно привлекает вас в творчестве титанов Возрождения?

  6. Каковы характерные черты венецианской живописи конца XV – первой половины XVI века?

  7. Каковы характерные особенности развития архитектуры в странах Северной Европы?

  8. Какие жанры музыкальной культуры получили наибольшее развитие в эпоху Возрождения и почему? Какое впечатление произвела на вас прослушанная музыка?

  9. Какие традиции средневекового фарса унаследовала итальянская комедия дель арте и что собой представлял театр Шекспира?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Стартовая презентация

для выявления первоначального опыта и интересов обучающихся.

  • Познание нового в сравнении (гр. 1)

  • Кластер (гр. 2)

  • Алгоритм (гр. 3 )

  • Обсуждение предварительных

  • результатов в каждой группе

  • Самоанализ учащихся

  • Представление результатов исследования в виде презентаций, кластера, алгоритма.

  • Итоговое оценивание продуктов проектной  деятельности.

  • Рефлексия.

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов учащихся 10 класса. Во время стартовой презентации учащиеся должны определить сущность искусства эпохи Возрождения и своеобразное представление об окружающем мире, через решение учебных вопросов, критерии оценивания работы групп, делятся на 3 группы.

Для организации работы внутри группы, учащиеся создают листы планирования работы в группе и журнал продвижения по проекту, где отражается ход работы, организация исследования.

Каждая группа заполняет листы планирования, выполняет самооценивание своей работы. При этом они руководствуются листами самооценки и листами оценки взаимодействия в группе.

Выполняется рефлексия. Учитель проводит встречи в ходе проекта, ведется обсуждение предварительных результатов исследований в каждой группе. Проводиться самоанализ деятельности каждого ученика.

Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде презентаций, кластера, алгоритма. После завершения работы над проектом ученики демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.

В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия, выполняется итоговое самооценивание работы в группах. Лучшие исследования рекомендуются для продолжения в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся. Ученики выявляют свои приращения, отражая то, что приобрели в ходе проектной деятельности.

Учебные мероприятия.

План проекта.

1-й урок.

– Вводное занятие.
– Ознакомление с предстоящей работой.
– Обсуждение вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога).

2-й урок.

– Деление обучающихся на группы.
– Обсуждение с каждой группой обучающихся целей и планов проведения исследований.
– Исследования учеников (познание нового в сравнении, кластер, алгоритм).
– Уточнение критериев оценивания работ групп.

3-й урок – 4-й урок.

– Продолжение работы в группах, объяснение возникших в процессе работы в группах вопросов.
– Оформление результатов исследований.

5-й урок.

– Подготовка к итоговому занятию.

6-й урок.

– Защита проектной работы.
– Рефлексия работы над проектом.
– Самоанализ.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала. (Проблемный ученик)

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем.

Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.

Одаренный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта (например, отображает материалы своего исследования в виде таблиц, схем, структуры которых создает самостоятельно).

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование:

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, интернет.

Технологии – программное обеспечение:

программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Планируемые результаты обучения

В ходе проекта обучающиеся смогут:

– познавать новое в сравнении;
– уметь черпать информацию из всего;
– моделировать свои знания;
– работать по алгоритму;
– говорить правильной монологической речью;
– уметь самостоятельно находить решение поставленных задач;
– развить коммуникативные и навыки: навыки работы в команде, навыки ведения презентации и защиты своего проекта.

После завершения проекта обучающиеся смогут:

– сформулировать личностное отношение к художественной культуре эпохи Возрождения;
– проанализировать особенности человека эпохи Возрождения и ответить на вопрос каково же его место во Вселенной?
– знать титанов эпохи Возрождения и произведения искусства, которые они создали.

Материалы на печатной основе.

  1. Учебник мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Г.И. Данилова. – 8-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т 1-2. М.,1990.

  3. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972 степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. СПб, 2007.