Тема: Дымковская игрушка. Барыня. Лепка. Урок 1.
Цель:
Формирование у учащихся навыков работы по лепке, расширение теоретических знаний о дымковских игрушках. Создание проекта.
Задачи:
- Развитие у учащихся творческого подхода при создании проекта: лепке игрушки – дымковской барыни;
- Воспитание любви к Родине, ее истории и культуре;
- Умения работать в паре.
Материалы: скульптурный пластилин, пластиковая бутылка, стек, подложка, салфетка.
Оборудование: компьютер, экран для презентации.
Зрительный ряд: 1. репродукции, открытки, фотографии с изображением дымковских игрушек 2. работы учащихся предыдущих лет.
Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах, в паре.
План урока
- Организационный момент – 2 мин.
- Объяснение материала – 15 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.
- Завершение и итог урока – 3мин.
Подготовительная работа:
В начале каждой четверти класс делится на 3–4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашел в течение I II, III недель.
Поисковые группы в начале II четверти получили следующие задания:
Найти материал о следующих народных промыслах:
- группа № 1 – о деревне Дымково;
- группа № 2 – о дымковских игрушках;
- группа № 3 – об орнаментах и узорах на дымковских игрушках;
- Оформить презентацию, указать источник информации и автора.
Найти стихи, загадки, поговорки о дымковских игрушках.
Найти репродукции, игрушки, иллюстрации, фотографии, открытки с изображением дымковских игрушек
Ход урока
Класс в начале четверти разделен на 3 группы по 7-8 человек. Каждая группа в начале урока делает сообщения о своих находках, показывает презентацию и делятся по парам. Урок выливается в единый творческий проект. И мы сначала слушаем собранную информацию 1-й группы о Дымково. Презентация 1. Далеко шагнула слава российской расписной дымковской игрушки. На широком берегу Вятки, напротив города Кирова, расположилась старинная деревня Дымково. С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков, всадников, барынь. Давно, когда не было совсем игрушек, мамы, чтобы радовать своих детей, начали лепить игрушки из глины. Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка" Позднее расширился круг за то, что внесли в игрушку новые бытовые и сказочные сюжеты. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний
Информация собранная 2-й группой. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, чистый речной песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до однородной массы. Из этой полученной густой массы лепили сначала большие основные части игрушки, отдельно – мелкие, которые потом прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпочки. Вылепленная фигура сушилась 2–3 дня при комнатной температуре, а затем обжигалась в русской печи на горящих поленьях. И на следующий день, когда игрушки остывали , их белили мелом, смешав с молоком, добавляя туда сырое яйцо. И для росписи готовили около 10 ярких красок: красную, синюю, желтую, зеленую, оранжевую, голубую и т.д Дымковская игрушка самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятки.
Проверка домашнего задания. На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Дымково и дымковских игрушках. Мы заслушали сообщения и рассмотрели материал, который подготовила поисковая группа № 1 о Дымково. Заслушали сообщения и рассмотрели материал, который подготовила поисковая группа № 2 о дымковских игрушках. А теперь, ребята, вы должны очень серьезно отнестись к сообщениям, подготовленные одноклассниками и дать ответы на вопросы:
- "Что нового, интересного о Дымково и дымковских игрушках вы узнали"?
- Чье сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?
Дети активно обсуждают выступления групп, добавляют свои находки: репродукции, открытки, игрушки, сообщения и т.д.
Физкультминутка.
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой,
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)
Самостоятельная работа. Презентация 2. Сегодня вы подробнее узнали о происхождении дымковской игрушки, о Дымково. И вам предстоит слепить сегодня барыню для последующей росписи. Дети садятся в основном по двое (не исключается и индивидуальная работа) Самостоятельная практическая работа в паре (под музыку). Для лепки мы берем обычную пластиковую бутылку. Нам нужна будет верхняя часть бутылки. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
В зависимости, какая форма у бутылки, такая форма будет и у нашей барыни. Крышка служит шеей, ее прокалываем шилом, вставляем туда спичку или зубочистку для укрепления, и лепим голову. Начинаем облепливать форму бутылки. Пластилин подойдет любой. Но лучше брать скульптурный. Барыню можно одеть в красивые платья, в юбку с оборками, безрукавки, в сарафаны, в роскошные шубы с воротниками. На голову можно одеть красивые кокошники, шляпки, платки. Завязать волосы в красивый узел, заплести косу. Тут можно дать волю своим фантазиям. В руках она может держать корзинку, муфту, и даже ребенка. После лепки фигуру барыни покрываем белой акриловой краской и оставляем до следующего урока.
(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции.)
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении работы в паре?
- а) Аккуратность.
- б) Выразительность.
- в) Композиция.
Напоминаю правила техники безопасности: стек держать перед собой, не размахивать ими; пластилин держать на специальной подложке. Итог урока. В каждой поисковой группе есть мастер, который оценивает работу своей группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность. Выставление оценок.
а). за интересный материал все члены поисковой группы № 1 и № 2, получают “5”. Молодцы!
б). победитель в номинации “Самое интересное и увлекательное сообщение получает “5”.
в). все вы сегодня хорошо потрудились в роли дымковских мастеров. Ваши работы получились интересными, выразительными. Всем “5”.
Домашнее задание. Подобрать материал о росписи дымковских игрушек. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки.)
Поисковая группа № 3 готовит сообщения о росписи дымковской барыни, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий.
Тема: Дымковская игрушка. Барыня. Роспись. Урок 2.
Цель:
Формирование у учащихся навыков работы по росписи, расширение теоретических знаний о дымковских игрушках, узорах, орнаментах . Продолжить творческий проект.
Задачи:
- развитие у учащихся творческого подхода при росписи – дымковской барыни и при работе над творческим проектом;
- воспитание любви к Родине, ее истории и культуре;
- умения работать в паре.
Материалы: вылепленная барыня, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка
Оборудование: компьютер, экран для презентации.
Зрительный ряд: -репродукции, открытки, фотографии с изображением дымковских игрушек; -работы учащихся предыдущих лет.
Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах, в паре.
План урока.
- Организационный момент – 2 мин.
- Объяснение материала -15 мин.
- Самостоятельная работа учащихся -25 мин.
- Завершение и итог урока – 3мин.
Сегодня мы продолжаем работать над темой “Дымковская игрушка. Барыня” и приступаем к росписи. Для этого мы прослушаем сообщение 3 группы.
Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Начинается процесс росписи с нанесения ярких гуашевых красок. Кисточками в старину служили палочки, обмотанные тряпкой. А сейчас используют колонковые, беличьи кисти. Гамма красок очень разнообразна. Любят мастера брать яркие цвета : красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый. Иногда некоторый контур обводят черным цветом. Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно.
Роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.
На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками– глазами. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.
Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки.)
– Посмотри, как хороша ,
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество.)
И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
Проверка домашнего задания.
На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Дымково и дымковских игрушках, росписи, узорах, орнаментах. Мы заслушали сообщения и рассмотрели материал, который подготовила поисковая группа № 3. А теперь, ребята, вы должны очень серьезно отнестись к сообщению, подготовленные одноклассниками и дать ответы на вопросы:
- Что нового, интересного о Дымково и дымковских игрушках вы узнали?
- Чье сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?
- Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
- Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
- Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?
- Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Дети активно обсуждают выступления групп, добавляют свои находки: репродукции, открытки, игрушки, сообщения и т.д.
Физкультминутка.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой,
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой.
(Ходьба на месте, взмахи руками.)И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам.
(Повороты направо, налево, любуются цветами.)
Самостоятельная работа:
Сегодня вы подробнее узнали о росписи дымковской игрушки – барыне. И вам предстоит расписать барыню. Дети садятся в основном по двое (не исключается и индивидуальная работа).
Самостоятельная практическая работа в паре (под музыку).
Для росписи мы берем гуашевые краски, кисти № 1, 2, 3. Аккуратно наносим карандашом рисунок, затем приступаем к росписи. У каждого на парте лежат образцы узоров. Могут воспользоваться учебниками. Краски берут самые яркие: красный цвет, желтый, зеленый, синий, и т. д.
Элементы берем – полоски, кружки, колечки, точки, волнистые линии. Обратите внимание, что цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. Работы должны быть аккуратными, для этого не надо набирать много краски на кисть, а лишнюю воду с кисточки промокнуть о салфетку.
(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции.)
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении работы в паре?
а) Аккуратность.
б) Выразительность.
в) Композиция.
Напоминаю правила техники безопасности: кисть держать перед собой, не размахивать ей; краски разводить на специальной палитре.
Итог урока.
В каждой поисковой группе есть мастер, который оценивает работу своей группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.
Выставление оценок.
а) За интересный материал все члены поисковой группы № 3 получают “5”.
Молодцы!
б) Победитель в номинации “Самое интересное и увлекательное сообщение получает
“5”.
в) Все вы сегодня хорошо потрудились в роли дымковских мастеров. Ваши работы
получились яркими, красивыми, интересными, выразительными. Всем “5”.
Домашнее задание.
Подобрать материал о Гжели, росписи гжельской посуды. (открытки, фотографии, изделия, рисунки, презентации).
Поисковая группа № 1 готовит сообщения о деревни Гжель.
Группа № 2 о росписи гжельской керамики (стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий, презентации).