Совместная работа с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребенка. Именно поэтому в нашей группе в работе по физическому воспитанию детей особое внимание уделяется тесному сотрудничеству с родителями воспитанников.

Наш девиз: Через движение и игру к воспитанию здорового ребенка. Играя оздоравливать, играя воспитывать, играя обучать.

Цель: Воспитывать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Способствовать развитию межличностных отношений;
  • Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;
  • Формировать жизненно необходимые навыки и умения в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

По нашему мнению успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье.

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. зачастую родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в  т.ч. совместных занятий. Основными компонентами предметно-развивающей среды в домашних условиях, обеспечивающими физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды и лыжи.  Но большинство родителей не могут успешно организовать двигательную активность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или контролера. Поэтому с целью повышения физической и валеологической компетентности родителей, а также гармонизации детско-родительских отношений, в группе были созданы необходимые условия. Систематически (2 раза в год) проходят групповые родительские собрания, на которых сообщается основной объем сведений о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в МБДОУ, ее результатах и путях улучшения, проводится консультативная работа, в которой участвуют все специалисты МБДОУ, освещая вопросы охраны жизни и здоровья детей, укрепления их психического и физического здоровья.

Так, вниманию родителей были предложены следующие темы:

  • «Режим дня. Его значение в укреплении здоровья детей раннего и дошкольного возраста»;
  • «Питание – сбалансированное и рациональное, оказывающее существенное влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка»;
  • «Значение прогулки для профилактики простудных заболеваний и укрепления здоровья детей»;
  • «Закаливание. Факторы закаливания. Виды закаливания. Укрепление защитных сил организма ребенка при помощи закаливания»;
  • «Поддержание и укрепление иммунитета детей с использованием витаминов, адаптогенов. Фитопрофилактика»;
  • «Профилактика воздушно-капельных инфекции: скарлатина, ветряная оспа».

Кроме этого при работе с родителями по данному вопросу не забываем о комплексном подходе в работе детского сада с семьей, который включает в себя:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка ( по запросу родителей)  и его психомоторного развития (антропометрия);
  • целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.)
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в МБДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, точечный массаж и т.д.).

Все эти сведения помещены в уголках для родителей и на стенд «Неболейка» В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и организации занятий с детьми мы считаем, что выступают совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку.

Для гармонизации отношений между детьми и родителями на физкультурных занятиях используем следующие психофизические средства:

  • гимнастика вдвоем;
  • проблемные ситуации и творческие задания;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • игровой самомассаж и массаж;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.

Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый выступает в роли партнера, помощника и тренера. Для того, чтобы определить насколько часто родители нуждаются в таких совместных занятиях с детьми, проводим анкетирование. Каждое такое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части настраиваем взрослых и детей на эмоционально-тактильный контакт, используя ритуал приветствия. В основной части формируем у детей и родителей умение выполнять физические упражнения в паре посредством участия в подвижных играх, игровых и музыкально-ритмических упражнениях. В заключительной части каждого занятия нагрузка снижается, выполняются игровые релаксационные упражнения. В конце занятия обязательно проводим ритуал прощания – в каждой паре произносятся добрые слова, пожелания, выказываются благодарность и любовь друг к другу.

Для того, чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, стараемся внедрять сюжетные, интегрированные и игровые формы. Все занятия у нас сопровождаются специально подобранной музыкой. Для повышения эффективности выполнения физических упражнений используется разнообразное физкультурное оборудование. Необходимое нетрадиционное оборудование изготавливается совместно с родителями. Родители с удовольствием посещают такие занятия. проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует эффективному, эмоциональному общению с детьми.

На протяжении последних трех лет в группе поддерживается традиция проведения совместных с родителями мероприятий. Родители принимают активное участие в городских легкоатлетических пробегах, посвященных Дню Города и Дню Победы, спортивно-развлекательных праздниках,  посвященных Дню Защитника Отечества (Если бы папы всей Земли...); выставках семейного рисунка (см. рисунки №1, №2); издании рукописной книги  МБДОУ «Наши семейные традиции», пропагандирующей здоровый образ жизни.

В результате всего вышесказанного дети привыкают к тому, что вместе с мамой, вместе с папой – они занимаются с удовольствием спортом, а мы стараемся им в этом помочь.

К работе прилагается презентация (Приложение 1).