Развивающее занятие по теме "Хорошо, что мы такие разные". 3-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 3


Цель: создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие, формирование толерантных установок по отношению к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого, повышение уровня творческой активности.

Задачи:

  • Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
  • Развитие уважительного отношения между обучающимися. 

Наглядность: Шаблоны цветков, ребусы, салфетки, шаблоны с силуэтом  человека, маркеры, ватман, листы А4 с надписями – «Да», «Нет», «Может быть», мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент занятия.

Приветствие ребят, настраивание на положительный эмоциональный лад.

1. Игра «Ритмичные хлопки»

Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошами какой-нибудь ритм, который ему нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем начнете различать ритмы своих соседей, и может быть, сумеете создать общий ритмичный рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядами.

2. Упражнение «Линейка, стройся»

– Постройтесь в линию по заданному признаку, но делать это необходимо молча:

По росту…

По цвету глаз…

По длине волос…

По цвету одежды (от темного к светлому)…

и т.д.

По каждому пункту проводится проверка. 

– Чтобы удобно было работать, мы разделимся на группы. Для этого вам надо выбрать лепесток того цвета, который подходит вашему настроению и подойти к столу, где находится сердцевина цветка соответствующего цвета.

Итак, вы разбились на  команды. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

II. Основная часть занятия.

Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии, вам нужно разгадать ребус.

1. Разгадывание ребуса.

– У вас на столах лежат листочки с зашифрованным словом. Подставляя вместо символов буквы, прочтите ее содержание. (Ребята должны разгадать зашифрованное слово  «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». См. Приложение 1)

2. Обсуждение понятия «Толерантность».

– Ребята, какое слово было зашифровано? Как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности, то есть это понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

– Какими словами можно заменить слово «толерантность»?

Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение (ответы детей).

Чтобы вам было более понятно, о чем идет речь, послушайте сказку про «Бабу Ягу».

3. Сказка про «Бабу Ягу» (см. Приложение 2)

Примерные вопросы к обсуждению:

– Почему ребята не хотели дружить с Бабой Ягой? Чем она была не похожа на всех? Правильно ли они поступали?

– Какие чувства испытывала  Баба Яга?

– Как подружились ребята с  Матильдой?

А чем для вас является дружба? Подумайте над этим вопросом и закончите предложения.

4. Упражнение «Закончи предложения»

Дружба это...

Друг это...

Дружба в моей жизни...

(Продолжить предложения должен тот, кто поймает мяч.)

5. Упражнение «Качества настоящего друга».

– А теперь давайте подумаем и напишем, какими качествами  должен обладать настоящий друг.

Каждой группе выдается шаблон с силуэтом человека, вырезанный из плотной бумаги, в который нужно вписать качества, характеризующие настоящего друга. Затем ребята представляют свои работы.

6. Упражнение «Остров рассуждений».

Сейчас мы все с вами совершим путешествие на острова. Я вам буду зачитывать вопросы. Если ваш ответ утвердительный, то вы переходите к острову «ДА», если вы сомневаетесь с ответом, то вас ждет остров «МОЖЕТ БЫТЬ», а если ваше ответ отрицательный, то вы выбираете остров «НЕТ».

Варианты вопросов:

– Смогли бы вы прожить в одиночестве?

– У тебя есть друзья?

– А ты хороший друг?

– Можно ли купить за деньги все?

– Хорошо, что мы такие разные?

После того, как ребята разошлись по островам, каждой группе дается возможность высказать своё мнение, о том, почему они перешли именно на этот остров. 

Вопросы для обсуждения:

– Было ли вам интересно?

– Что вы чувствовали, когда ваше мнение не совпадало с классом?

Подведение итогов работы.

Заканчивая занятие, вернемся к нашим цветкам.  Каждая группа должна оформить их. Для этого в сердцевине цветка напишите слово «Толерантность», а на его лепестках значения этого слова.

Каждая группа прикрепляет готовую  работу на ватман.

1. Упражнение «Снежинка индивидуальности».

У каждого на столе лежит салфетка. Сверните её пополам. Оторвите верхний правый угол. Еще раз сверните и оторвите верхний левый угол. Вновь сверните салфетку, оторвите нижний правый угол. В последний раз сверните её и оторвите нижний левый угол.  А теперь разверните их и посмотрите, какие получились у вас «снежинки», поднимите вверх и покажите всем. Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет, точно так же, как нет одинаковых детей (подростков, людей). Все мы индивидуальны, не похожи друг на друга. Но, мы с вами должны научиться  жить друг с другом в мире и согласии.

(Все снежинки прикрепляются на доску)

– В конце нашего занятия мне бы  хотелось  сказать, что ваш  класс – это маленькая семья. И чтобы в вашей семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  ни ссор, ни ругани необходимо…. А что  же для этого нужно? (ответы ребят). Спасибо за работу, всем хорошего настроения.