Цель: создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие, формирование толерантных установок по отношению к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого, повышение уровня творческой активности.
Задачи:
- Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
- Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
- Развитие уважительного отношения между обучающимися.
Наглядность: Шаблоны цветков, ребусы, салфетки, шаблоны с силуэтом человека, маркеры, ватман, листы А4 с надписями – «Да», «Нет», «Может быть», мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент занятия.
Приветствие ребят, настраивание на положительный эмоциональный лад.
1. Игра «Ритмичные хлопки»
– Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошами какой-нибудь ритм, который ему нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем начнете различать ритмы своих соседей, и может быть, сумеете создать общий ритмичный рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядами.
2. Упражнение «Линейка, стройся»
– Постройтесь в линию по заданному признаку, но делать это необходимо молча:
По росту…
По цвету глаз…
По длине волос…
По цвету одежды (от темного к светлому)…
и т.д.
По каждому пункту проводится проверка.
– Чтобы удобно было работать, мы разделимся на группы. Для этого вам надо выбрать лепесток того цвета, который подходит вашему настроению и подойти к столу, где находится сердцевина цветка соответствующего цвета.
– Итак, вы разбились на команды. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
II. Основная часть занятия.
– Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии, вам нужно разгадать ребус.
1. Разгадывание ребуса.
– У вас на столах лежат листочки с зашифрованным словом. Подставляя вместо символов буквы, прочтите ее содержание. (Ребята должны разгадать зашифрованное слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». См. Приложение 1)
2. Обсуждение понятия «Толерантность».
– Ребята, какое слово было зашифровано? Как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности, то есть это понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
– Какими словами можно заменить слово «толерантность»?
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение (ответы детей).
– Чтобы вам было более понятно, о чем идет речь, послушайте сказку про «Бабу Ягу».
3. Сказка про «Бабу Ягу» (см. Приложение 2)
Примерные вопросы к обсуждению:
– Почему ребята не хотели дружить с Бабой Ягой? Чем она была не похожа на всех? Правильно ли они поступали?
– Какие чувства испытывала Баба Яга?
– Как подружились ребята с Матильдой?
– А чем для вас является дружба? Подумайте над этим вопросом и закончите предложения.
4. Упражнение «Закончи предложения»
Дружба – это...
Друг – это...
Дружба в моей жизни...
(Продолжить предложения должен тот, кто поймает мяч.)
5. Упражнение «Качества настоящего друга».
– А теперь давайте подумаем и напишем, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Каждой группе выдается шаблон с силуэтом человека, вырезанный из плотной бумаги, в который нужно вписать качества, характеризующие настоящего друга. Затем ребята представляют свои работы.
6. Упражнение «Остров рассуждений».
– Сейчас мы все с вами совершим путешествие на острова. Я вам буду зачитывать вопросы. Если ваш ответ утвердительный, то вы переходите к острову «ДА», если вы сомневаетесь с ответом, то вас ждет остров «МОЖЕТ БЫТЬ», а если ваше ответ отрицательный, то вы выбираете остров «НЕТ».
Варианты вопросов:
– Смогли бы вы прожить в одиночестве?
– У тебя есть друзья?
– А ты хороший друг?
– Можно ли купить за деньги все?
– Хорошо, что мы такие разные?
После того, как ребята разошлись по островам, каждой группе дается возможность высказать своё мнение, о том, почему они перешли именно на этот остров.
Вопросы для обсуждения:
– Было ли вам интересно?
– Что вы чувствовали, когда ваше мнение не совпадало с классом?
Подведение итогов работы.
– Заканчивая занятие, вернемся к нашим цветкам. Каждая группа должна оформить их. Для этого в сердцевине цветка напишите слово «Толерантность», а на его лепестках значения этого слова.
Каждая группа прикрепляет готовую работу на ватман.
1. Упражнение «Снежинка индивидуальности».
– У каждого на столе лежит салфетка. Сверните её пополам. Оторвите верхний правый угол. Еще раз сверните и оторвите верхний левый угол. Вновь сверните салфетку, оторвите нижний правый угол. В последний раз сверните её и оторвите нижний левый угол. А теперь разверните их и посмотрите, какие получились у вас «снежинки», поднимите вверх и покажите всем. Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет, точно так же, как нет одинаковых детей (подростков, людей). Все мы индивидуальны, не похожи друг на друга. Но, мы с вами должны научиться жить друг с другом в мире и согласии.
(Все снежинки прикрепляются на доску)
– В конце нашего занятия мне бы хотелось сказать, что ваш класс – это маленькая семья. И чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани необходимо…. А что же для этого нужно? (ответы ребят). Спасибо за работу, всем хорошего настроения.