Урок компетентностной педагогики с элементами таксономии Блума. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4


Цели:

  • сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе;
  • познакомить с различными видами лесов и их особенностями;
  • развивать умение анализировать текст;
  • формировать у учащихся умение учиться, предоставить возможности для овладения основными видами деятельности, составляющих ключевые компетенции;
  • воспитывать бережное отношение к природе, уважение к природе.

Этапы урока

Таксономия учебных задач по Блуму (уровень)

Учебное задание

Организационная форма

1.

Знание

1. Формулирование темы и цели урока

1.1. Целеполагание

а) – Сегодня мы вновь встречаемся с вами на уроке познания мира. А для чего нам нужны эти встречи?

б) – Чтобы узнать понятие, над которым мы будем работать – отгадайте загадку:

Как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой. (Лес)

в) Предположите, какова цель нашего занятия?

 (Выслушав детей, учитель формулирует цель урока)

Фронтальная работа

1.2. Понятие «лес»

а) Послушайте музыкальное произведение (см. Приложение 1), посвященное лесу,  и представьте себе его. То, что вы сможете увидеть или услышать, запишите в схему «Солнышко» (см. Приложение 2)

б) Поработайте в парах и дополните свои схемы

в) Составление общей схемы на доске

г) Чтение определения «лес» из словаря

Лес – совокупность древесных, кустарниковых, травянистых растений, мхов, лишайников, микроорганизмов, взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду.

д) Определите, что вы знаете, а что еще не знаете о лесе, выполнив задание из карточки №1 (см. Приложение 3)

Индивидуальная работа

 

Работа в парах

Фронтальная работа

 

 

Индивидуальное задание. Взаимоконтроль в парах

2.

Понимание

2. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала

а) Прочитайте текст учебника   

(см.  Приложение 4) и исправьте ошибки в  таблице (см. Приложение 5), правильно соединив стрелками вопрос и ответ.

б) Прослушайте аудиозапись  (см. Приложение 6, Приложение 7) и заполните таблицу «То, что я узнал о лесе» (см. Приложение 8). в виде цепочки опорных слов

в) Что смогли записать? Обсудите в парах, дополните

г) Блиц-опрос «Тайга», «Ельник».  

Тот, кто правильно отвечает на вопрос, получает в индивидуальный зачет «елочку»

(см. Приложение 9)

  1. С чем сравнивались деревья тайги?
  2. Каким цветом ствол  у кедра или кедровой сосны?
  3. Животное, живет под деревьями, любитель кедровых орехов. (Бурундук)
  4. Птица – любительница кедровых шишек. (Кедровка)
  5. Кто это? (Фото росомахи)
  6. Почему в еловом лесу хорошо в жаркий день?
  7. Каким назван ельник в рассказе? (Темный, загадочный)
  8. Что такое бурелом?
  9. Почему буреломы чаще всего встречаются в еловых лесах?
  10. Узнай грибы, лекарственные растения  по фото, их упоминали в рассказе (см. Приложение 10)
  11. Основная ценность ельника?
  12. Почему еловыми дровами плохо топить печь? (Черный дым, чад – смола)
  13. Что получается хорошим из еловой древесины?

д) Послушайте, что еще получается хорошим из еловой древесины (см. Приложение 11)

 

Работа в парах и группах. Контроль учителя

Индивидуальная работа

 

Работа в парах.

Фронтальная работа

3.

Применение

е) Прослушайте разговор о лесе и заполните таблицу вопросовпо данному сообщению (см. Приложение 12, Приложение 13)

ж) Прочитайте  в группе. Выберите самый интересный вопрос от группы.

з) Тот, кто отвечает на мой вопрос – получает в индивидуальный зачет «елочку».

– Мой вопрос – что такое фитонциды? (Слово на доске)

и) Слушая рассказ, соедините части предложений  правильно. Для этого закрасьте одинаковым цветом квадратики и заполните таблицу (см. Приложение 14, Приложение 15)

Индивидуальная работа

Работа в группе

 

 

Индивидуальная работа

4.

Анализ

Рассмотрите карту природных зон и определите представителя от группы, который покажет на карте тайгу, смешанные леса, широколиственные леса.

Работа в группе

5.

Синтез

Систематизируйте полученные знания и заполните схему «Паучок» (см. Приложение 16)

Работа в группе

6.

Оценка

а) Оцените значимость стихотворения А.Бородулина «…Люблю я лес..»

Люблю я лес, он с русскою  душою.
В нём не утихнет соловья свирель.
И сладкий запах, насыщенный смолою,
Подарит молодая ель.

Деревья в зелени одеты,
А жизнь в лесу идёт уж ходуном
На ветке дятел проколачивает «двери»,
А осторожный заяц пробежал рысцой.

Там у заброшенной опушки
Торжественно и чудно льёт ручей.
А солнца луч старательно пробьётся
Сквозь толщину густых ветвей.

В забытых дебрях леса
Хранятся тайны всех чудес…

б) Подведение итогов работы групп + индивидуальной работы.

в) Домашнее задание – подготовить информацию по теме: «А еще я узнал о лесе»..., пересказать текст параграфа.

Фронтальная работа