Вид деятельности:
познавательная деятельностьЗадачи:
- Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, знание цифр в пределах 10, обозначать количество предметов цифрой; закрепить счет двойками до 20
- Закрепить состав чисел.
- Закрепить название временных представлений (дни недели), цветов радуги.
- Закрепить умение составлять арифметические задачи по рисунку, составлять решение задачи.
- Продолжать учить детей решать примеры, складывать и вычитать.
- Формировать навык самоконтроля.
- Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, память.
- Воспитывать целеустремленность, устойчивость интерес к математическим знаниям.
Материал:
Сказка Г.Х. Андерсена “Снежная королева”, набор цифр от 1 до 20, волшебный квадрат Воскобовича (на каждого ребенка), “Счетовозик” (на каждого ребенка), овощи и фрукты, два обруча, карточки с примерами,Предварительная работа:
Прочитать сказку Г.Х. Андерсена “Снежная королева”; подготовка демонстрационного и раздаточного материала.Ход деятельности
Педагог: Ребята, к нам в гости
пришла сказка “Снежная королева”.
Кто написал эту сказку. (Слайд №3)
По дороге Герда встретила Ворона, Принца и Принцессу, Маленькую Разбойницу, доброго Оленя, и все они старались ей помочь. Давайте и мы пройдем, этот путь вместе с Гердой, и поможем ей найти Кая. Но дорога будет длинной и испытания трудные, вы согласны. Тогда в путь.
Педагог:
Первое испытание. Нужно посчитать двойками от 0 до 20 и выложить дорогу в царство Снежной королевы. (Слайд №5)Педагог:
И когда Герда плыла на лодке, берега реки были очень красивые, повсюду цвели цветы, деревья, кустарники, порхали бабочки, щебетали птицы. (Слайд №6)Вот одна из этих полян, давайте рассмотрим ее (Слайд №7). Что на ней растет?
Дети: Цветы, грибы, ели.
Педагог: Давайте их посчитаем и подберем нужные цифры, а потом назовем соседей этих цифр (предыдущее и последующее число)
(Дети считают и подбирают необходимые цифры, называют соседей.)
Педагог:
Затем Герда попала к старушке, у которой был большой дом. (Слайд №8). Давайте подумаем, какие бывают дома? (Высокие – низкие; большие – маленькие и т.д.).(Слайд №9) В этом домике, живут цифры, которые составляют число 7, они вышли погулять, а когда вернулись, не смогли найти свои квартиры? Поможем им? (Дети вспоминают состав числа 7 и с помощью цифр выкладывают его)
Молодцы, все справились с заданием, ни одна квартира не осталась без жильца.
А помните, когда мы знакомились с числом 7- мы говорили, что оно волшебное. А почему? (Оно встречается во многих сказках.) Назовите в каких? (“Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”, “Белоснежка и 7 гномов”).
Вы знаете, сколько дней в неделе? Назовите их по порядку? Какой сегодня день недели? Назовите соседей?
Ой, ребята, посмотрите, светит солнышко, пошел дождик, скоро на небе появится радуга. А сколько радуга имеет цветов?
А вспомнить цвета радуги нам помогут Гномы, вы знаете, что каждый из них отвечает за один цвет. (Кохле отвечает за красный цвет, Охле - оранжевый, Желе – желтый, Зеле- зеленый, Геле-голубой, Селе- синий, Фи- фиолетовый).
Ребята, а что это за квадрат.(Слайд №10) ( Волшебный квадрат.)
А почему он волшебный. (Он может превращаться, во что угодно и в кого угодно, главное он должен захотеть.)
Посмотрите и у вас на столах лежат квадраты, садитесь. Погладьте их ладошкой, указательным пальчиком правой руки пробегитесь по самой длинной дорожке, а указательным пальчиком левой руки по короткой. Сначала наш квадратик превращается в ежа – затем в туфельку, а туфельку переверните, и что у нас получился. Силуэт Ворон. Левый нижний угол соединяем с правым верхним углом, нижний угол прячем внутрь, получился еж – туфелька (перевернем) ворон. ( Слайд №11)
Педагог:
Ребята, вам это что-то напоминает. (Да, дальше Герда встретилась с Вороном.)Ворон познакомил Герду с Принцесс и Принцессой. (Слайд № 12). Но вот беда Принц и Принцесса заболели, и доктор велел им 3 дня посидеть на диете и заниматься больше физкультурой.
Давайте и мы займемся зарядкой:
Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку
Левая, правая, бегая, плавая.
Мы растем смелыми, на солнце загорелыми
На носочки поднимайтесь, руки к солнцу. Улыбайтесь!
Потянулись, наклонились и обратно возвратились.
А теперь давайте поможем Принцу и Принцессе составить меню на 3 дня. Доктор велел им в первый день есть овощи и фрукты желтого цвета, во второй – все некруглые, а в третий день то, что разрешено и в первый и во второй.
(Дети распределяют овощи и фрукты по тарелочкам (обручам) в первый обруч кладут все желтое; во второй не круглое; дети накладывают обручи один на другой, чтобы получилось пересечение 3 диеты.) (Слайд №13)
Что будут, есть они в третий разгрузочный день? (Все овощи и фрукты желтого цвета и некруглые)
(Для доказательства поочередно убирает один из обручей, убеждаясь в том, что лежит в пересечении, принадлежит как первому, так и второму множеству)
Педагог:
Расставшись с Вороном, Герда продолжила путь. Вспоминаем сказку дальше, куда попала наша героиня. (Наша героиня попала к разбойникам). (Слайд №14). Маленькая разбойница в этом году собирается идти в школу, но не умеет составлять задачи по картинке и решать их. Научим ее это делать. Но сначала скажите, из каких частей состоит задача? Что называется условием? Что называется вопросам? Что обязательно должно быть в условии задачи? Что бы ответить на вопрос, что нам надо сделать?(Дети составляют задачу по картинке). (Слайд №15).
Педагог: Повторите условие задачи. Какой был вопрос? Назовите числовые данные этой задачи. Как будем решать задачу?
(Ответы детей).
Педагог: Выполните решение задачи с помощью счетовозика.
(Работа детей за столами). (Слайд №16)
Педагог: Прочитайте запись.
Педагог: Какой ответ у задачи?
(Ответы детей).
Педагог: На какое действие задача?
(Ответы детей: задача на сложение).
По аналогии дети составляют и решают задачу на вычитание. (Слайды № 17, 18)
Педагог: Молодцы Вы научились составлять и решать задачи!
Педагог: Чтобы продолжила Герда свой путь, маленькая разбойница дала ей в помощь северного оленя, который помог ей быстро добраться до царства Снежной королевы. (Слайд № 19)
В царстве было около сотни снежных залов. И Герда стала искать в этих залах Кая, но кроме льдинок и снежинок там никого не было.
Посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам. Давайте понаблюдаем за ее полетом.
(Дети садятся за столы, берут лист с разлинованными клетками и нарисованную снежинку.)
Педагог: Снежинка полетела и села на середину листа. (Слайд № 20)
Снежинка полетела на одну клетку вверх, на одну вправо, на две вниз, на две влево.
Где оказалась снежинка? (Слайд №21)
Дети: В верхнем правом углу. И т.д.
Педагог:
Наконец, Герда увидела Кая, который старательно складывал что-то из многочисленных льдинок. (Слайд № 22). Но у него ничего не получалось и он начинал вновь и вновь. Ребята, а вы знаете, что хотел сложить из снежинок Кай. (Слово ВЕЧНОСТЬ). А зачем? Снежная королева говорила Каю, сложишь слово ВЕЧНОСТЬ, отпущу. Ребята, мы с вами поможем Каю сложить слово ВЕЧНОСТЬ.Но сначала мы должны пройти последнее испытание, решить примеры.
7-6; 8-6; 2+1; 7-3; 2+3; 9-3; 3+4; 10-2; 5 +4; 5+5
(У каждого ребенка карточка с примером, дети решают примеры, выбирают карточки с правильным ответом. Строятся в числовой ряд. Затем переворачивают карточки и получается слово ВЕЧНОСТЬ) (Слайд №23)
Посмотрите, как быстро мы помогли Каю и Герде составить волшебное слово и снять колдовство. Кай вспомнил о Герде. Ледяное сердце Кая оттаяло и они с Гердой отправились домой.(Слайд №24)
Вам понравилось путешествовать? А что больше всего понравилось? Какое испытание было для вас самым трудным? А какое - самым легким?
Мы прошли весь путь вместе с героями сказки Г.Х. Андерсена. Эта сказка останется у нас в детском саду, и будет приходить к другим ребятам на занятия. А вы в сентябре пойдете в школу, я вам желаю удачи и успехов в учебе. Всем большое спасибо.