Реализация одной из целей стандартизации образования – «формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества» невозможно без внедрения в учебно-воспитательный план национально-регионального компонента, который раскрывает общее представление об окружающем мире через знания учащимися национально – культурных, природных, экономических особенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной. Поэтому, достигая своей педагогической цели – способствовать формированию нравственной, духовно – богатой, творчески – мыслящей личности, я провожу систематическую работу по приобщению учащихся к художественно – эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре, природе, экологическим проблемам, экономическому развитию. Включение материала о родном крае в отдельные темы курса «Окружающий мир» путём интеграции уроков, а так же через введение в 1–4 классах кружка «Экология и краеведение Владимирской области» способствует реализации и достижению поставленных целей.
В курсе кружковой работы 2 раздела:
Краеведение. «По страницам истории родного края. Летопись событий» (88 ч) и Экологическое краеведение. «Тропинка в природу земли Владимирской» (48 ч).
Курс рассчитан на 136 часов, 34 занятия в год, 1 раз в неделю. Изучается параллельно курсу» Окружающий мир».
Принципы построения программы:
- Исторический принцип
Ценностные ориентиры содержания программы:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к малой родине, Отчизне.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям гражданского общества, национально-культурного многообразия России.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Содержание моей естественно-научной программы реализуется путём введения эколого-краеведческого материала, дополняющего и конкретизирующего содержание федерального образования.
Человек и природа
Природа – это то, что нас окружает. Природные объекты и предметы, созданные человеком; признаки предметов.
Земля – планета. Происхождение планеты Земля с научной и религиозной точек зрения. Строение Земли. Атмосфера, биосфера, гидросфера. Возникновение жизни на Земле. Что было на территории Владимирской области много миллионов лет назад. Географическое положение Владимирской области и областного центра на карте России, размеры, население, природные особенности. Важнейшие природные объекты Владимирской области, их расположение на географической карте.
Смена времён года в родном крае зависит от вращения Земли вокруг солнца. Характерные признаки времён года для родного края.
Погода родного края – её составляющие. Явления природы, характерные климатическим условиям родного края.
Особенности земной поверхности родного края.
Водоёмы родного края. История названий. Их разнообразие.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для всего живого на Земле.
Вода. Свойства воды. Состояния воды. Состав воды водоёмов Владимирского края. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые Владимирской области (торф, глина, песок, известняк) их значение в хозяйственной деятельности человека.
Почвы родного края, их состав, значение для живой природы и для хозяйственной деятельности человека.
Растения родного края. Дикорастущие, дикорастущие –лекарственные, лекарственные – комнатные, культурные. Их значение в хозяйственной деятельности человека. Растениеводство в родном крае. Растения, которые прославили родной край.
Грибы родного края.
Животные родного края. Животноводство в родном крае. Животные, прославившие родной край.
Природные сообщества родного края: луг, лес, водоём.
Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения человека в природе. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки родного края, их роль в охране природы России. Красная книга Владимирской области. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы родного края, России, Земли.
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью.
Человек – член общества. Наши далёкие предки (стоянка древнего человека «Сунгирь»). Первые племена на территории области (меря, мурома, мещёра, мари, славяне) их отличительные особенности, быт, культура, праздники (Троица, Масленица, Иван – купало). Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие –общественно значимая ценность в культуре народов родного края, России, мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наша малая родина – Владимирский край. История края. Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, малая родина, Отечество, Отчизна. Символика Владимирской области: герб, флаг.
Губернатор – глава области. Ответственность губернатора за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан области.
Владимирская область на карте России. Границы области. Наши соседи. Экономические особенности.
Владимир – столица древней Руси. Великие Владимирские князья, родословная владимирских князей, их в клад в современный облик Владимира. Владимир – областной центр. Расположение на карте. Герб. Мэр – глава города. Святыни Владимира – святыни России. Достопримечательности Владимира: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор, Успенский собор Княгинина монастыря, Богородицкая церковь, Богородице -Рождественский собор Владимирского Рождественского мужского монастыря, церковь Покрова на реке Нерли, Княжеский дворец А. Боголюбского, здание кукольного театра, Областной театр драмы, здание кинотеатра «Художественный». Знаменитые люди Владимира разных эпох.
Города Владимирской области. Александров, Муром, Суздаль, Юрьев-Польской. Расположение на карте области. Герб. Историческое, экономическое, религиозное, культурное значение городов. Святыни городов. Знаменитые люди разных эпох. Туристический маршрут «Золотое кольцо России».
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Характеристика деятельности учащихся.
Человек и природа
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Обосновать происхождение 3емли.
Описывать сезонные изменения в природе родного края.
Различать растения и животных родного края, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями, экскурсий. Приводить примеры растений и животных родного края. Оценивать роль растений и животных в жизни родного края и всего земного шара. Распознавать животных и растений Владимирского края, нуждающихся в охране.
Наблюдать и характеризовать свойства воздуха, воды. Оценивать чистоту воздуха, воды необходимую для здоровья человека, растений, животных в родном крае.
Различать и характеризовать полезные ископаемые родного края. Описывать их применение в хозяйственной деятельности человека.
Характеризовать состав почвы. Оценивать плодородие почв родного края.
Оценивать примеры использования человеком богатств природы родного края.
Распознать случаи загрязнения атмосферы, гидросферы, биосферы Анализировать роль человека и оценивать личную ответственность в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем растительного и живого мира Владимирского края.
Различать и выбирать с позиции нравственных норм правила поведения в различных ситуациях (в парках, в лесу, на реке и озере). Применять на практике знания по охране и защите леса.
Работать с физической картой Владимирского края. Находить и определять географические объекты на физической карте родного края с помощью условных знаков. Обосновать название 3–4 объектов Владимирской области.
Различать и характеризовать формы земной поверхности и водоёмы своей местности.
Извлекать необходимую информацию из разных источников знаний.
Человек и общество
Знакомиться с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.
Различать и выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения в общественных местах.
Проводить наблюдения и анализировать ситуации во время экскурсий по Ленинскому району и городу Владимиру. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
Готовить рассказы о своей семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье. Составлять вместе со старшими родственниками родословную семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи. Оценивать степень участия членов семьи в истории родного края и вклад в культуру родного края.
Находить и обмениваться сведениями о членах семьи, земляках, известных людях Владимирского края. Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко–культурного наследия.
Находить и показывать территорию Владимирской области на карте России. Объяснять символический смысл изображения герба Владимирской области, узнавать его. Дать краткую характеристику Владимирской области.
Показывать местонахождение Владимира. Построить рассказ об историческом прошлом Владимира. Соотносить памятники архитектуры с именами известных исторических личностей, а иллюстрации достопримечательностей и святынь Владимира со словесным описанием их особенностей. Объяснять символический смысл изображения герба Владимира, узнавать его среди гербов других городов. Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях города на основе дополнительной информации.
Показывать местонахождение Александрова, Мурома, Суздаля, Юрьев-Польского на карте Владимирской области. Объяснять символический смысл изображения гербов этих городов, узнавать его среди гербов других городов области. Соотносить памятники архитектуры с именами известных исторических личностей, а иллюстрации достопримечательностей и святынь со словесным описанием их особенностей. Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях города на основе дополнительной информации.
Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием , фактом.
Изготавливать наглядные пособия, макеты, из бумаги, пластилина и других материалов.
Находить, извлекать и обмениваться необходимой информацией из дополнительных источников.
Основным критерием результативности освоения программы кружка «Экология и краеведение Владимирской области» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре, традициям и природе Владимирского края, показателями которого считаются:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического и природного наследия.
- активная познавательная позиция младшего школьника.
- широкая информированность.
- овладение опытом самостоятельной здоровье – сберегающей и творческой деятельности, связанной с изучением родного края и познанием самого себя.
Формы контроля:
- участие младших школьников в праздниках, конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности;
- устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений);
- продукты творческой деятельности.
Литература
- «Интересное о крае». Составитель Софонов Н.С. Верхнее – Волжское книжное издательство. Ярославль, 1973.
- «Это интересно знать». Софонов Н.С. Верхнее – Волжское книжное издательство. Ярославль, 1980.
- «Край наш Владимирский». Дмитриев Ю.А. Верхнее – Волжское книжное издательство. Ярославль, 1989.
- «Владимир вчера, сегодня, завтра». Дмитриев Ю.А. Верхнее – Волжское книжное издательство.
- «Сказания о белых камнях». Голицын С. М. Издательство «Молодая гвардия», 1980.
- «Земля Владимирская». Географический словарь. Составитель Фоминцева Л. А. Владимир, 1991.
- «Уроки истории в 3-4 классе общеобразовательной школы» Невская Ф. М., Синицын В. А. Владимир 1987.
- «География Владимирской области» 8–9 класс. Кузнецов В. В. Издательство МГУ, 2009.
- «Энциклопедический словарь юного натуралиста» Составитель Рогожкин А.Г. Издательство «Педагогика», 1981.
- «Детская библия» Арапович Б., Маттелмяки В. Издатель: Российское библейское общество, Москва, 1992.
- «Учите детей отгадывать загадки». Илларионова Ю.Г. Издательство «Просвещение», 1985.
- «Записки владимирских краеведов» Сборник второй. Изд. «Посад», Владимир, 1998.
- «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Т. Ю. Целоусова, Т. В. Максимова. Москва «Вако», 2004. (В помощь школьному учителю).
- «Толковый словарь русского языка». С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Москва, 2001, 4-е издание.