Комплексное занятие в старшей группе по экологии и рисованию "Заколдованная поляна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Развивать воображение детей, чувствовать настроение.
  2. Продолжать учить рассказывать последовательно, учить высказывать свои мысли.
  3. Закрепить умение рисовать деревья. Показать пространство – передний и задний план.
  4. Закрепить знания и умения в изображении осени, разноцветных листьев, любовь к природе, к формированию нравственно-этических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве.

Предварительная работа:

  1. Рассматривали различные породы деревьев.
  2. Разучивали стихи об осени.
  3. Рассматривали иллюстрации художников.
  4. Наблюдали за погодой, за явлениями природы, за деревьями во время прогулки.

Материал к занятию: Мольберт, гуашь, кисти, карандаши, мелки, спички, паралон,  стирательные резинки,  листы бумаги А-3,  телеграмма, картинки, с изображениями эмоций на лице, Злючка-Закорючка (игрушка).

Ход занятия

Дети, какое сейчас идёт время года? (Осень). Правильно. Почему на улице снег лежит? (Потому что мы живём на севере, зима у нас раньше приходит). Осенью лес становиться золотым, багряным. (Читаю стихотворение И.А. Бунина «Листопад»).

Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листиков шуршанье.
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…

Осень – это когда осень шумит ветвями деревьев, срывает с них разноцветные листочки.

Ребята, какие породы деревьев вы знаете? (дуб, берёза, ель, сосна, клён и др.)

Кто из вас был в лесу? Чем он вам нравиться?

Где легче дышится в городе или в лесу? (в лесу)

Лес – очищает воздух, он наш зелёный друг. Лес украшает нашу землю.

Почему в лесу нельзя сорить?  (Потому,  что там,  живут насекомые, птицы, животные.  Лес – это их дом).

Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам, дорожкам? (Чтоб не помять грибницы, не разорить муравейник, чтоб не заблудиться.)

Да, ребята, лес – это наше богатство, его надо любить и беречь.

Давайте мы с вами представим, что мы деревья. Если вдуматься, они чем-то похожи на человека.

Игра первая. «В заколдованном лесу»

Дети «превращаются» в деревья. Застывают в различных позах. Глядя на них воспитатель отгадывает, какое дерево они хотели изобразить – молодое или старое, кривое или прямое, с плакучими веточками или ветвями.

Игра вторая. «Ветер в лесу».

Дети деревья. Воспитатель играет роль ветра. Спокойно в лесу. Деревья стоят без движения, с поднятыми руками – ветками.  Налетает ветерок, сначала маленький. Начинают дрожать листочки на деревьях (пальцы). Ветер усиливается. Закачались ветки (руки). Поднялась буря. Деревья гнутся и скрипят (наклоны корпусом), машут ветками, но не могут сойти с места – корни – ноги крепко удерживают их в земле. Ветер затихает. Движения становятся менее резкими и сильными. Опять трепещут лишь листики на деревьях. Снова тишина.

Ребята, сегодня в детский сад пришла телеграмма, в которой написано: «Спасите нас!  Мы помогаем людям, даём приют птицам, животным, а злая Злючка-Закорючка, заколдовала нас, сделала невидимыми». Помогите!

Ребята, кто просит помощи у нас? (Деревья)

У меня есть карта, с помощью её мы быстро доберёмся до леса, до той самой поляны где растут деревья, которые заколдовала Злючка-Закорючка.  Садитесь на самокаты, поехали. (Делаем круг по группе). Приехали на поляну.

Ребята, что же натворила Злючка-Закорючка, нет ни одного дерева на поляне. Одни листики остались лежать на земле, соберите их.

Злючка-Закорючка: «Приехали в мой лес, на мою поляну? В моём лесу нет больше деревьев, я их заколдовала, сделала невидимыми, потому что они не захотели со мной дружить.

Дети, нужно срочно спасать деревья. Если их не будет, то все животные, птицы, насекомые могут погибнуть.

Как мы можем спасти деревья? (Нарисуем их).  Есть у нас для этого всё необходимое: краски, кисти, карандаши, мелки и многое другое.

Мы можем с помощью этих волшебных средств сами расколдовать заколдованные деревья. Вспомните о линии горизонта, о ближнем и дальнем плане. Стволы, ветки дети рисуют кистью, маленькие веточки можно предложить нарисовать спичкой.

(Пока работы сохнут, предлагаю детям поиграть в игру: «Отгадай, какое дерево я задумала?»)

«Большое, могучее дерево, живёт больше ста лет, весной листья распускаются на нём позже всех других деревьев. Его плоды очень любят дикие кабаны. Наши предки считали это дерево царём леса» (дуб).

«Вечнозелёное дерево. Листья у него такие узкие, что их и за листья трудно принять. Плоды довольно крупные продолговатые шишки. Существует традиция под Новый год ставить такое дерево в дом и наряжать игрушками» (ель).

Ребята, листочки, которые мы собрали на поляне, не простые, а волшебные. Злючка-Закорючка хочет, чтобы мы отгадали загадки, которые она написала нам на листочках. Если мы не отгадаем хоть одну загадку, она не выпустит нас из леса, с волшебной поляны.

Разгадаем загадки?

В белом сарафане,
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела,
Красные кораллы.
(Рябина)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

У меня длинней иголки чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)

Молодцы, все загадки отгадали.  (Приглашаю детей рисовать листья на деревьях)

Дети делают оттиск, используют различные техники (палец, поролоновая печатка, стирательная резинка, кисть).

Итог занятия.

Подойдите, ребята, поближе и посмотрите, какие красивые деревья мы с вами нарисовали. Теперь животные, птицы, насекомые не погибнут. Мы спасли им жизнь, оживили деревья. Колдовство Злючки – Закорючки закончилось, потому что добро всегда побеждает зло. Она теперь никогда не сможет заколдовать нашу волшебную поляну. А ведь наша волшебная поляна волшебная ещё и потому, что рисовали мы её «волшебными техниками» (перечисляем).

Давайте посмотрим на наши деревья, какие они у нас получились? Грустные или весёлые?

Задумчивые или печальные?  («Весёлому дереву» – приклеиваем весёлую мордочку, грустному-грустную и т. д.) Красиво получилось!

Злючка-Закорючка: Некрасиво!

Если ты будешь всё время вредничать, мы тебя разукрасим в разные цвета, будешь знать!

Злючка-Закорючка: Не надо! Я не буду больше так себя вести! Я поняла, что без деревьев и мне будет плохо, негде будет жить! Простите меня, пожалуйста!

Простим её, ребята? (Да).

Злючка-Закорючка уходит в лес.

А нам пора возвращаться в детский сад. Скоро будет темно и мы можем заблудиться.

(Поехали на самокатах в детский сад, имитация движений езды на самокатах.)

Где мы были?
Кого встретили?
Кого спасали?
Понравилось?