Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям личности.
Задачи:
- развить умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;
- организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявление их фантазии.
- обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями;
- познакомить с приемами саморегуляции настроения.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), видеофильм «Царь и его ястреб» (Приложение 2*, карточки с названиями эмоций и чувств, пиктограммы для игры «Изобрази и угадай эмоцию», карточки-задания для эксперимента, открытки с рекомендациями по управлению эмоциями и чувствами.
Ход занятия:
Слайд 1 (заставка).
Слайд 2: Под позитивную музыку читаю небольшой отрывок из стихотворения «Какая же я?» Ольги Маслаковой:
Я бываю задорной, бываю веселой,
А бывает грущу, просто так, без причин.
В окружении друзей, буду самою милой.
Буду злой и колючей в окружении врагов.
Иногда я бываю противной, серьезной,
И кричу, и ругаюсь бывает порой.
Вдруг печаль выливается речкою слезной,
А бывает и счастье привалит горой.
Ребята, о чем этот небольшой отрывок?
(Предположения учащихся…)
Действительно, это стихотворение о человеческих переживаниях, которые называются эмоциями и чувствами...
А можете ли вы представить себе человека, который никогда не плачет, не смеется, не удивляется, не сердиться, не боится?
(Предположения учащихся…)
Да, каждый из нас переживает в течение своей жизни бурю эмоций и чувств, и тему для нашей с вами встречи я выбрала такую «Живи эмоциями и чувствами, думай головой»… (тему на доску).
Тема немного с загадкой, вы со мной не согласны? Ну, с эмоциями и чувствами кое-что ясно, от них никуда человеку не деться, но насчет дум… о чем? … зачем?... Давайте разберемся с самого начала и попытаемся ответить на этот вопрос…
Итак, начнем с эмоций и чувств… и выясним, что означают эти слова? Может у кого-то есть какие-либо предположения? (Предположения учащихся…)
А теперь обратимся к энциклопедии:
Философская энциклопедия (слайд 3):
Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Достаточно резкой границы между этими двумя понятиями провести нельзя…
Давайте вспомним, некоторые эмоции и чувства…
На доске помещаются в разном порядке таблички с названиями чувств и эмоций: радость – грусть, доброта – злость, дружба – ненависть, симпатия – антипатия, внимание – равнодушие, вражда – доверие.
Попробуем все эти эмоции и чувства, чтобы было все более понятно, представить в виде шкалы, вверх расположим, безусловно, положительные эмоции, а вниз отрицательные… в середине будет точка разделения, которую тоже можно отметить особым чувством, как оно называется? (Безразличие)
Ну что, мы определились с серединой шкалы, и сейчас я вам предлагаю самим расставить остальные эмоции и чувства на шкале, ну кто желает? (Учащиеся на доске расставляют карточки с «эмоциями и чувствами» на шкале)…
Как мы уже заметили ранее, каждый из нас испытывает в своей жизни чувства и эмоции, и выяснили сейчас, что они бывают положительные и отрицательные и, причем, и те и другие испытывает каждый из нас без исключения. А от чего зависит смена наших эмоциональных состояний? (Предположения учащихся…)
Чтобы лучше это понять поиграем в игру, которая называется
1. «Спектр эмоций». (Слайд 4)
- «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
- «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
- «Может быть, ты мне поможешь?»
- «Пошёл прочь, а то ударю!»
- «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
- «Какой ты способный!»
- «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
- «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
- «Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
- «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»
Итак, на разные выражения и оценки вас или вашей работы, которые вы, наверняка, слышали в жизни (от кого?) от родителей, учителей, друзей…- то есть от значимых для вас людей, у вас возникают различные эмоциональные реакции (и положительные, и отрицательные).
А как мы выражаем свои эмоции? Каким образом? (Предположения учащихся…)
Эмоции и чувства выражаются внешне в мимике, интонациях речи, пантомимике, в стиле и формах поведения…
2. Игра "Изобрази и угадай эмоцию”. (Слайд 5) (Работа с пиктограммами).
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
3. Эксперимент. (Слайд 6)
Проведем эксперимент. Пожалуйста, приглашаю к доске 2 учеников. Каждый из вас получает задание изобразить то, что написано у вас на листочках. (1. Изобрази продавца, который чем-то недоволен, расстроен и поэтому злится на всех. Изобразить с помощью мимики. 2. Изобрази веселого, доброжелательного продавца, с широкой улыбкой на лице. Изобразить с помощью мимики.)
- Пока ребята готовятся, выберем покупателя, который пришел в магазин купить хлеба. К какому продавцу он подойдет? (Покупатель подходит к доброжелательному продавцу.) Почему? (Обсуждение). С этим продавцом легче общаться.
- Продолжим эксперимент. Следующие два ученика выходят к доске. Изобразите то, что написано на листочке. Готовьтесь. (1.Вы прохожий, у которого хорошее настроение, вы радуетесь весенней погоде, теплому солнышку. Изобразить это состояние с помощью мимики. 2. Изобразите уставшего прохожего, который бредет домой.)
- Пока ребята готовятся, выберем ученика, которому срочно нужно узнать, который час. К какому прохожему он подойдет.
- Так с какими же людьми хочется общаться? (Обсуждение). С доброжелательными людьми.
4. "Волшебный магазин”. (Слайд 7).
Инструкция: "Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.
Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.
Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.
Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?
5. Разыгрывание этюдов. (Слайд 8)
Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.
Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.
В лесу (внимание – страх – радость).
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).
Человек имеет право на любую эмоцию (и на положительную, и на отрицательную), имеет право чувствовать и выражать свои чувства, но всегда ли это право необходимо использовать, внимание на экран.
Показ сказки «Царь и его ястреб». (Приложение 2) (После просмотра обсуждение с ребятами).
Вывод: Человек имеет право на любую эмоцию. Но какие эмоции проявлять и в какой форме необходимо контролировать. Без этого в нашей жизни может случиться непоправимое событие, как в сюжете этого рассказа….
Слайд 9.
Вот мы и ответили сегодня на загадки нашей темы жить необходимо эмоциями и чувствами, от них никуда не деться, но как их выражать, в какой форме? (Ответы учащихся) …Чтобы не причинить вреда близким, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ, т.е. управлять эмоциями…
А как ими управлять, у меня для вас есть некоторые советы (раздать ребятам открытки с советами)… давайте их прочитаем…
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
- Уважайте выражение чувств других.
- Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
- Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
- Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
- Нейтрализуйте желание отомстить.
- Избегайте упрёков и критики.
Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Если вами овладела сильная эмоция:
- Попросите помощи.
- Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
- Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
- Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
- Внушайте себе, что всё не так плохо.
- Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.
Старайтесь придерживаться этих советов, я уверена, что они вам смогут помочь в трудной ситуации…
Рефлексия:
Ну а в заключение нашей с вами встречи я бы хотела вас поблагодарить за работу на классном часе и сегодня от нашей встречи я получила только положительные эмоции (на доску вывешиваю свой большой смайлик – настроение), а какие эмоции получили вы? У вас на партах различные смайлики, выберете тот, который выражает ваши эмоции от нашей встречи и, выходя по очереди к доске, приклейте вокруг моего, чтобы получилось солнышко или цветок, как вам нравиться?...
Список литературы:
- Селевко Г.К. «Познай себя». М.: Народное образование, 2006. – Серия «Самосовершенствование личности».
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие». М.: Генезис, 2007
- Ильин Е.П., Эмоции и чувства СПб.:Питер, 2001