Категория учащихся: общеобразовательный 5 класс.
Цель урока: изучить греческую колонизацию на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с названиями греческих колоний и их расположением.
- Проанализировать причины основания колоний древними греками.
- Повторить термины: колония, колонизация, метрополия, демос.
- Сравнить образ жизни древних греков и местных жителей.
Тип урока:
Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала – "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" – идёт повторение пройденных ранее тем – "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу", "Финикийские мореплаватели" и "Греческие колонии".
Место в общем курсе истории:
Данный урок является частью раздела "Древняя Греция" и материал урока далее будет раскрываться в темах главы "Возвышение Афин в V веке до н. э."
Структура урока:
- Сценка по теме: "Почему греки покидали свою родину?";
- Повторение: ответы учащихся на вопросы учителя;
- Совместная работа учителя с учащимися: словарь и "Линия времени";
- Совместная работа учителя с учащимися: карта;
- Совместная работа учителя с учащимися: иллюстрация и текст в учебнике;
- Инструктаж домашнего задания.
Наглядные пособия:
- Термины на доске (закрытые);
- Карта на доске;
- Иллюстрации в учебнике Годера «История Древнего мира» и на доске;
- Атлас для 5 класса по истории Древнего мира;
Методы:
- метод драматической интриги – двое учеников разыгрывают сценку перед классом, целью которой является: заинтересовать учащихся и настроить аудиторию на восприятие новой информации;
- метод сравнительного анализа – учащиеся сравнивают образ жизни и занятия древних греков и местных племён (скифов);
- объяснительно-иллюстративный метод – работа класса с картами и иллюстрациями в учебнике;
- метод диалога – беседа как метод повторения и ознакомления с новым материалом;
На доске:
- Тема урока и дата;
- Карта;
- "Линия времени";
- Термины (с начала урока закрытые): колония, метрополия, знать, демос, пираты, Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.
Содержание урока
Учитель: Наш урок сегодня пройдёт как беседа. Мне будут помогать помощники – актёры. А весь класс, пользуясь своими знаниями по истории Древней Греции и Кубановедению, поможет мне рассказать новую тему. Посмотрите на доску. Прочтите название темы. Повторим ранее изученное. Пользуйтесь знаниями, полученными не только на уроках истории, но и кубановедения (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – колония, колонизация, метрополия).
– Вспомните и дайте определение, что такое "колония", "колонизация"?
– Как называется страна, владеющая колонией?
– Какое государство – метрополию, кроме Греции, вы можете назвать?
Учащиеся отвечают.
Теперь наши актёры разыграют перед нами действие, значение которого разгадают только внимательные учащиеся. Благодаря нашим актёрам, мы с вами заглянем в Древнюю Грецию, и соприсутствуем во время важного разговора. Вы же внимательно слушайте и не упускайте ни единого слова. Только внимательные смогут ответить на мои вопросы.
Сценка "Почему греки покидали свою родину?": Перед классом двое учащихся в древнегреческих хитонах и произносят диалог:
Первый актёр:
– Надо же что за несчастье! Не хватает нам хлеба! Вся плодородная земля принадлежит знати, а мы – простые греки, всё больше и больше залазим в долги и голодаем!
Второй актёр:
– Ничего не поделаешь, нужно нам, демосу, покидать родину. И от знати подальше и от долгов. А там, на чужбине смотри, и найдём плодородную землю, пригодную для земледелия.
Первый актёр:
– Правильно ты говоришь, друг. Лучше не ждать, пока нас покарает знать, пришедшая к власти. Спокойно подготовимся и снарядим корабли. Другие недовольные греки тоже согласятся и поплывут с нами.
Второй актёр:
– Да! и ещё необходимо снарядить военный корабль! А то…
Учитель: Но тут наших греков прерывают и они уходят.
А теперь, вопросы по сценке, свидетелями которой мы стали (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – демос, знать, пираты. (Повторение и работа со словарём).
– Назовите причины: почему греки основывали колонии? Чем были недовольны греки?
– Что такое "демос"?
– Что такое "знать"?
– Подумайте и самостоятельно закончите оборванную фразу второго актёра. Зачем был нужен грекам военный корабль?
Учащиеся отвечают.
Учитель:
– Термин и определение – "ПИРАТЫ" – записываем в словарь (определение учащиеся находят в учебнике, на полях изучаемого параграфа).
– Чем занимались колонисты?
– Почему их товары были желанной добычей для пиратов?
Учащиеся отвечают.
Работа с картой: Учащейся работает с картой у доски, остальные – на местах с учебником.
Образование греческих колоний в 8-6 веках до н. э.
– Определите, где греки основали большее число колоний? На берегах, каких морей?
Работа учащегося у доски – показывает берега названных морей, колонии, столицу Боспора.
– Назовите колонии на берегах Чёрного моря. Их современное название.
– Назовите государство, которое образовалось при объединении этих колоний.
– Назовите столицу Боспорского царства.
Учащиеся отвечают.
Учитель (по мере ответов учащихся) открывает термины – названия колоний: Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.
Работа с "Линией времени":
Учитель: Известно, что греки основали первые колонии на берегах Чёрного моря в VI веке до нашей эры. А уже в V веке до н. э. возникло Боспорское царство.
Учащийся показывает даты на "Линии времени", расположенной на доске. Остальные работают в тетради.
Учитель:
– Мог ли архонт Афин Солон во время путешествий побывать в Боспорском царстве? (Работа с датами и хронологией).
Учитель:
– Предположите, почему греки основывали колонии по берегам морей?
– Как вы думаете, мирно или враждебно воспринимали греков скифы? Почему?
Учащиеся отвечают.
Работа с учебником (иллюстрация на стр. 145).
Греческая колония на северных берегах Чёрного моря.
– Подумайте, какой образ жизни вели греки на чужбине? В каких богов верили, какие дома строили?
– Пользуясь картой, предположите, как называлась эта колония? Найдите её на карте. Работа учащегося у доски – показывает названную колонию на карте.
Учащиеся отвечают.
Работа с учебником (текст на стр. 148).
– Найдите на карте город Танаис.
Работа учащегося у доски – показывает на карте Танаис.
Учитель:
– Опишите одежду грека и скифа.
– Могли ли греки и скифы перенимать традиции и одежду друг друга? Почему?
– Чем именно Трифон был похож на грека, а чем на скифа?
Учащиеся отвечают.
Заключение.
Учитель: Подведём итог занятию:
– что нового мы прошли сегодня на уроке?
– а, что вы уже знали и только повторили сегодня?
– какой новый термин записали в словарь?
– что выяснили, благодаря работе с "Линией времени"?
– почему греки и скифы жили мирно друг с другом?
– какие порядки и традиции сохраняли греки в своих колониях?
– а, что заимствовали греки у своих соседей?
Учащиеся отвечают.
Инструктаж по д/з: почитать параграф "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" № 32. Рассмотреть на страницах учебника и атласа греческие колонии, сделать контурную карту "Греческая колонизация". Ответить на вопросы к параграфу. Выучить новый термин.