Цель: закрепить представления о цветах спектра и последовательности их расположения, формировать понятие важности игр, развивающих восприятие цвета, познакомить с игровым пособием, развивающим способности к восприятию цветовых тонов.
Наша сегодняшняя встреча просвещена играм, развивающим восприятие цвета. Почему такие игры необходимы и важны?
Во-первых, использование и изучение цветовых
сенсорных эталонов (7 цветов спектра и оттенков)
имеют огромное значение для развития
цветоразличных способностей, а значит для
развития любой продуктивной, творческой
деятельности.
Во-вторых, опытное сопоставление и смешение
цветов представляют гимнастику для ума, развивая
ассоциативно-образное мышление, а следовательно,
важны для умственного развития (развивает
сенсорные способности, внимание, воображение,
наглядно-образное мышление, творческие
способности, тренирует память, логическое
мышление).
Учёные предполагают, что люди не всегда
воспринимали то количество цветов, которые они
видят сейчас. Вряд ли глаз достался человеку в
«готовом виде». Как и любой человеческий орган,
он подвергался длительному совершенствованию.
Так, древние греки и персы, по-видимому не
воспринимали синий цвет.
В античных рукописях отсутствует фиолетовый
цвет.
По свидетельству Миклухи Маклая, папуасы не
различали зелёный цвет, хотя жили среди буйной,
тропической зелени.
А примитивные наскальные рисунки ограничивались
жёлтой и красной охрой.
Сейчас люди воспринимают десятки тысяч цветов.
Но вполне возможно, что нам ещё предстоит
раздвинуть границы цветоведения. Представьте,
что наши потомки будут видеть ультрафиолетовое,
инфракрасное излучение.
Для меня, как педагога, цвет становится одним из
союзников по развитию внутреннего мира ребёнка.
Ребёнок осваивая социальный опыт интеграции
цвета, постепенно преобретает индивидуальный
опыт выражения своего отношения к миру.
А сейчас я хочу предложить вам игровое пособие,
которое позволяет детям дошкольного возраста
без напряжения, в процессе игровой деятельности,
познакомиться с системой цветов и
последовательностью их расположения в спектре.
Научить различать тёплые, холодные и
промежуточные цвета, приобрести знания об
основных и составных цветах, получить красткие
сведения о психологической характеристике
цвета.
1. Сейчас, с помощью стихотворения, нам надо расположить полоски в спектральном порядке (сверху вниз)
Знаменосец красный цвет –
Ярче в мире его нет
Цвет оранжевый – огонь
Этот цвет рукой не тронь!
Жёлтый цвет – его сосед
Это урожая цвет
Цвет зелёный – цвет весенний
Он любимый всех растений
Если в небе тучек нет
Голубой у неба цвет
В синем небе нам видна
Глубина и ширина
Фиолетового цвета гребни гор в часы рассвета
Вот какая красивая получилась у нас радуга!
2. А сейчас давайте познакомимся с жителями цветной страны. Это гномы. Их цвета соответствуют цветам спектра, но они у нас разного размера. Есть большие (жёлтый, красный, синий), есть маленькие (оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый). Большие человечки являются родителями маленьких и называются они основные цвета – цвета, которые нельзя получить путём смешивания других цветов.
Сейчас мы поиграем в игру «Волшебный волчок».
У нас есть несколько лепестков основных цветов. На юлу надеваем 2 лепестка, например: жёлтый и красный. Раскручиваем юлу и смотрим, какой цвет получился при смешивании – оранжевый. Теперь меняем красный лепесток на синий. Какой цвет получается? Таким образом, имея всего три цвета, мы можем создавать множество цветов и оттенков.
3. А теперь давайте вспомним, с какими цветами у вас ассоциируется снег, лёд, холод?
Изучаем картину «Ледяной дворец» – синий, голубой, фиолетовый. Это холодные цвета. Давайте сдвинем полоски 3-х холодных тонов немного вниз.
А сейчас давайте вспомним с какими цветами ассоциируется солнце, огонь. Тепло. (Рассматривание картины «Солнечный остров».)
Жёлтый, оранжевый, красный – это тёплые
цвета…давайте сдвинем их немного вверх.
– полоска какого цвета осталась между
тёплыми и холодными цветами? Зелёная
– к полоскам какой цветовой гаммы мы можем
отнести зелёный цвет?
– зелёный цвет мы сможем отнести как к тёплой,
так и к холодной гамме цветов. Давайте положим её
поперёк. Зелёный цвет называется промежуточным.
Зелёный цвет можно получить путём смешивания
тёплого и холодного цветов. В природе зелёный
цвет встречается как в тёплое, так и холодное
время года.
– сейчас вернём полоски в исходное положение
(соответственно цветам спектра)
4. Теперь в нашей стране происходят другие превращения. Давайте накроем наши цветовые полоски отрезком чёрной ткани, это пришла ночь.
Что случилось с цветами? Они стали мрачные, тревожные, тяжёлые. Но ночь всегда заканчивается, и на смену ей приходит утро. Накроим наши цветовые полоски белой тканью.
Что произошло с цветами? Они стали лёгкими,
ласковыми, воздушными. Но случается, что на
страну Фантазию опускается туман. Давайте
накроим полоски серой тканью. Какими стали цвета
сейчас? Глухими, незаметными, грустными, словно
наполненные туманом.
Вот мы с вами познакомились с помощью игр со
спектральным эталоном. Узнали, что такое тёплые и
холодные цвета, как получается промежуточный
цвет, основные и составные цвета, научились с
помощью ахроматических цветов изменять
психологию цвета.
Конспект занятия художественное творчество тема : «Радуга – дуга» (старшая группа)
Программное содержание:
- познакомить детей с системой цветов и последовательностью их расположения в спектре;
- содействовать овладению универсальными предпосылками учебной деятельности (учить работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию);
- помогать детям согласовывать содержание совместной работы со сверстниками;
- формировать интерес к рисованию.
Словарная работа: закрепление названия цветов, заучивание фольклорного выражения « каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Оборудование: прибор для определения опыта, призма, макет радуги, цветовые полоски по цветам радуги на каждого ребёнка, лист ватмана, гуашь, губки, д/игра «Собери бабочку», игра «Катушки»
Ход занятия:
– Кто из вас, ребята, видел радугу?
– Кто из вас знает, когда обычно появляется
радуга на небе?
– Кто знает, сколько цветов входит в радугу?
– А хотите сейчас увидеть радугу?
Закрывайте глаза, попадаем в сказку. Вот у нас
зашумел дождь (аудио запись шума дождя), но дождь
быстро закончился, и запели птицы ( аудио запись
пение птиц). Выглянуло солнышко, и появилась
радуга.
Опыт со стеклянной призмой и световым лучом.
– Посмотрите, какая красивая радуга! Давайте
попробуем рассмотреть и назвать цвета, входящие
в состав радуги по порядку.
– Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
голубой, синий, фиолетовый.
Понравилась вам радуга? Конечно, очень
красиво, мы как будто вернулись в лето. А хотите
сделать сами? Тогда пойдёмте за столы.
Проходите за столы.
– Сегодня нам предстоит открыть дверь в
волшебную страну цвета. Для этого мы должны
выучить волшебные слова: «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан»
– Эти слова не просто так названы волшебными
– они помогут нам запомнить порядок цветов,
входящих в радугу.
Рассматриваем радугу и ассоциируем каждое слово
с цветом.
– Достаньте из конвертов цветовые полоски.
Слушайте внимательно каждое слово, выделяйте
первый звук и выкладывайте сверху вниз
соответствующие цветовые полоски. Произносим
слова голосом, ярко выделяя первый звук каждого
слова. (дети определяют первый звук и выкладывают
полоски)
– Молодцы! Как вы замечательно всё запомнили.
– Раз вы такие умные, то я хочу обратиться к
вам с просьбой. Мне по почте пришло вот такое
письмо ( ватман с изображением травы, неба). А
прислали его разноцветные человечки из страны
Фантазии. На их страну обрушился ветер и дождь, и
смыли всю радугу, которая служила им мостиком. И
теперь они не могут ходить друг к другу в гости.
Поможем?. Но надо рисовать очень внимательно,
чтобы мост был крепким надо не перепутать, ни
один цвет. Рисовать мы будем по очереди, каждый
своим цветом.
Физкультминутка:
По тропинке мы идём
Не спешим, не отстаём
Мы попрыгаем по кочкам
Через мостик мы пройдём
В страну другую попадём.
Вот мы и попали в страну Фантазию.
– Каким бы цветом вы хотели рисовать? Чтобы
не спорить, давайте поиграем в игру «Катушки».
Каждый возьмёт в руки катушку и намотает на неё
ниточку, а на другом конце ниточки есть бирка,
определяющая цвет, которым вы будете рисовать.
Провожу игру, определяем цвет, которым будет
рисовать каждый ребёнок. Дети берут губки. Встают
друг за другом по цветам спектра (если
затрудняются, то можно повторить волшебные
слова). Подходят по одному, изображают радугу.
Обратите внимание, чтобы цветовые полоски
ложились близко друг к другу.
– Ой, ребята, к нам в гости спешили Радужные
бабочки.
Но по пути к нам на них налетел ветер и сломал их крылышки. Давайте поможем, отремонтируем им крылышки. Бабочка сможет летать, если вы правильно соберёте крылышки по цветам радуги.
Игра «Собери крылышки бабочке»
– Молодцы! Понравилось вам наше путешествие? Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот таких радужных бабочек.