Методические рекомендации по проведению уроков, самостоятельных и контрольных работ при изучении темы "Скалярное произведение векторов" в 8–9-х классах физико-математического профиля

Разделы: Математика


Данный раздел школьного курса геометрии является одним из наиболее важных. В настоящее время широкое распространение получили векторно-координатные методы решения геометрических задач. С помощью этих методов можно решить широкий круг задач, к которым относятся задачи на нахождения угла между прямыми, а также на нахождение расстояния от точки до некоторой прямой. Овладение этими приемами очень важно для дальнейшего успешного освоения курса стереометрии в десятом и одиннадцатом классах, так как класс задач, решаемых этими методами существенно расширяется в трехмерном пространстве. Учащимся, успешно освоившим векторно-координатный метод на плоскости, будет значительно легче ориентироваться при решении стереометрических задач этим методом, но уже в пространстве. Учащемуся необходимо будет лишь выбрать нужный базис и (или) удобную систему координат. Эффективный способ обучения решению геометрических задач векторным методом основан на освоении учащимися решений базисных задач. В данной работе такие базисные задачи предложены в самостоятельных и контрольных работах.

В данном пособии приведены задания по теме “Скалярное произведение векторов”. Эти задания ориентированы на учебник Л.С. Атанасяна “Геометрия 7-9”, однако их можно использовать и при другом методическом обеспечении. Пособие включает в себя подборку задач для решения на уроке с целью отработки и лучшего понимания учащимися изученного материала, комплект самостоятельных работ, а также контрольные работы для контроля качества усвоения изученного материала.

Самостоятельные работы составлены в четырех вариантах эквивалентной сложности, которые удобно использовать для промежуточного контроля знаний учащихся, отработки практических навыков решения задач по теме “Скалярное произведение векторов”. Контрольные работы представлены в четырех вариантах эквивалентного уровня сложности.

Учащиеся глубже усваивают пройденный материал при использовании данного комплекта работ.

Подборка задач для решения на уроке представлена в приложении 1, комплект самостоятельных работ - в приложении 2, комплект контрольных работ – в приложении 3. Самостоятельные и контрольные работы рассчитаны на учащихся физико-математического профиля, однако, могут выборочно использоваться и для отдельных учащихся общеобразовательных классов. За каждую из проведенных работ выставляется оценка, что послужит достаточной мотивацией для наиболее качественной домашней проработки пройденного накануне материала.

Литература

  1. Атанасян С. Л. Сборник задач по геометрии. Ч. 1. – М.: Жизнь и мысль, 2000.
  2. Готман Э. Г. Задачи по планиметрии и методы их решения: пособие для учащихся. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.
  3. Зив Б. Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. – М. : Просвещение, 1996.
  4. Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С. Геометрия: Задачник к школьному курсу. – М.: АСТ-ПРЕСС: Магистр-S, 1998.
  5. Шарыгин И. Ф., Гордин Р. К. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.