Вдохновение не приходит к ленивым.
П.И.Чайковский
Вдохновение - необходимая составляющая каждого дела: будь то учеба, работа, творчество. Но как помочь пробудить это вдохновение в наших детях?
Как сделать так, чтобы дети искренне проявляли интерес к учебе, к процессу обучения? Этот вопрос, наверное, не раз задавали и учителя, и родители. Ведь так приятно сознавать, что наши дети учатся потому, что это интересно, увлекательно, а не потому, что надо.
В результате наблюдений за учениками и своими собственными детьми, я пришла к выводу, что только у родителей, искренне интересующихся жизнью своих детей, у тех родителей, которые буквально учатся вместе со своими детьми, вместе проводят исследовательские работы, вместе ходят на экскурсии, посещают музеи и театры, беседуют о чем-то интересном, вырастают умные, любознательные и, что самое главное, высоконравственные дети.
На одном из классных часов в 6 классе, посвященных теме “Зачем я учусь?”, была проведена анкета среди учащихся с целью выявить приоритетные мотивы обучения.
30% учащихся ответили: я учусь, потому что мне нравится процесс учения. Причем, что интересно: именно так ответили те учащиеся, родители которых активно принимают участие в жизни и воспитании детей. Это позволяет сделать вывод, что интерес самих родителей к новым знаниям передается и их детям.
Еще один мотив обучения: я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей - звучал у тех детей, которые имеют более скромные успехи в учебе, но их родители также стараются быть в курсе всех школьных дел своих детей. Эта группа составляет около 15% отвечавших детей. Конечно, этот мотив более примитивен, но, если он работает, то почему бы нет?! И заметьте, роль родителей в процессе обучения здесь тоже немаловажна.
Другими мотивами дети называли следующие:
- Я учусь для того, чтобы все знать – 20%
- Я учусь для того чтобы научиться самому решать жизненные задачи- 15%
- Я учусь для того, чтобы быть полезным людям – 10%
- Другие ответы – 10%
Так как же помочь родителям и ученикам найти общие интересы в школьной жизни?
Как литератор и как классный руководитель я организую совместные мероприятия для детей и родителей:
- Совместные выходы в театры, музеи, после которых дети с родителями пишут совместные отзывы о мероприятии. Заранее перед выходом выдаются вопросы, на которые дети должны ответить после спектакля или экскурсии
- Мы устраиваем конкурсы творческих работ к разным праздникам (8 Марта, 23 февраля, День учителя, Новый год и т.д.), где принимаются и совместные работы родителей с детьми.
- Совместные поездки по городам России с последующим оформлением стенгазет
- Классные тематические вечера с участием всех родителей
Конечно, не все родители принимают участие в наших совместных мероприятиях, ссылаясь на занятость,- таковы издержки времени, но во время встреч с родителями мы пытаемся донести до них, что начальные классы, 5-6 классы – это самое благодатное время для совместного творчества детей и родителей, и если упустить время, то ребенок попросту отвернется от них, не найдя вовремя поддержки
Во время таких мероприятий родители
1) видят, как ведет себя ребенок в окружении одноклассников, как он с ними общается, а то многие родители видят ребенка только дома один на один;
2) смотрят на ребенка как бы со стороны. Какой он во время спектакля, во время экскурсии, какие задает вопросы, чем интересуется.
Дети видят, что родители искренне проявляют интерес к тому, чем занимается ребенок, а отсюда просыпается и интерес к учебе и чувство искренней благодарности к родителям.