Данное внеклассное мероприятие с применением ИКТ. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры и даёт возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках для 6-7 класса.
Актуальность разработки и проведения данного внеклассного мероприятия по русскому языку определяется необходимостью формирования у школьников высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык. А также закрепить знания и умения с помощью выполнения игровых заданий, что будет способствовать развитию интереса к предмету, бережному отношению к языку и формированию культуры речи.
Если работа на уроке направлена на формирование системы знаний, умений, навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения.
Ожидаемые результаты:
В ходе игры учащиеся смогут:
- повторить и обобщить знания в разделах “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Орфография”, “Морфемика”;
- развивать логическое мышление и речь, расширить кругозор;
- участвовать в командной игре, высказывать свою точку зрения;
- показать свои знания и умения пользоваться пословицами и поговорками в речи;
- развивать творческие способности
1-2 слайд
Цель урока:
- Образовательная: повторить и обобщить знания в разделах “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Орфография”, “Морфемика”
- Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора
- Воспитательная: прививать учащимся любовь к русскому языку; обучить командной игре, умению вести спор, дискуссию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска, мел, бумага, ручки, таблички с названиями команд.
Ход конкурса
3 слайд
“Русский народ создал русский язык,
яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью”
А.Н. Толстой
– Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие я хочу начать со слов Алексея Николаевича Толстого (чтение эпиграфа). Нельзя не согласиться с этими словами известного русского писателя. Сегодня мы постараемся увидеть эту яркую радужную палитру нашего языка, ощутить его богатство, открыть некоторые из его загадок. Итак, сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания в таких разделах русского языка, как морфология, фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология. Готовы? Тогда вперед!
Для начала я разделю вас на 2 команды (по рядам) и попрошу по одному человеку подойти к доске, чтобы выбрать название (“ЗНАЙКИ”, “БУКВОЕДЫ”). За каждый правильный ответ вы будете зарабатывать по 1 баллу для своей команды, по которым мы и будем подводить итоги.
А ваши письменные ответы будет оценивать жюри в составе: ...
В начале игры вы должны назвать девиз вашей команды.
Жеребьевка
– Давайте определим порядок выступления команд. Та команда, которая быстрее других отгадает загадку-шараду, та и будет первой отвечать на мои вопросы и задания.
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (о-цен-к-а)
4 слайд 1-й конкурс “Разминка”
Задание: участники команды должны по очереди произносить слова, расставив правильно в них ударения. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Команда “Знайки”
- Завидно, обеспечение, принудить, квартал, баловать, кашлянуть, сливовый, августовский
Команда “Буквоеды”
- Знамение, колледж, откупорить, предвосхитить, асимметрия, танцовщица, гербовый, петля
5 слайд 2-й конкурс “Отгадай слово”
Задание: правильно выделив морфемы в стихотворных строчках, должны отгадать слово и заработать балл своей команде.
“Знайки”
- Корень - в слове снежинка
- Приставка – в слове подъехал
- Суффикс – в слове лесник
- Окончание – в слове стол.
Ответ: подснежник
“Буквоеды”
- Корень – в слове молодой
- Суффикс – в слове косцы
- Окончание – в слове травы
Ответ: молодцы
6 слайд 3-й конкурс “Шиворот-навыворот”
Задание: в составленных “шиворот-навыворот” фразах, игроки команды должны разгадать всем нам известные пословицы, поговорки, загадки.
1-й команда
1. Молчаньем счастью поможешь (Словами горю не поможешь)
2. Получи одну копейку и потеряй одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
3. Упала дыня, можно сплюнуть (Висит груша, нельзя скушать)
2-й команда
1. Ненавидишь ходить, и ненавидь тележку толкать (Любишь кататься-люби и саночки возить)
2. Сказка уши открывает (Наука глаза открывает)
3. Идёт юноша из светлицы и хвост под домом (Сидит девица в темнице, а коса на улице)
7 слайд 4-й конкурс “Блиц - игра”
Задание: по одному участнику из каждой команды должны ответить на 5 вопросов. Время на обдумывание 3-5 секунд.
Команда “Знайки”
- Сколько корней в слове “пароход”? (2)
- Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
- Часть слова без окончания? (основа)
Команда “Буквоеды”
- Одинаковые по смыслу слова? (синонимы)
- Сколько букв в русском языке? (33)
- Какой раздел русского языка изучает звуки и буквы? (фонетика)
8 слайд 5-й конкурс “Знатоки русских пословиц”
Задание: игроки команды должны дописать пословицы, объяснить их значение
1 команда
- Ум хорошо, а два-...(лучше)
- От добра добра не... (ищут)
- Легок на... (помине)
- За что купил, за то и ... (продаю)
2 команда
- Куй железо, пока... (горячо)
- Лучше поздно, чем... (никогда)
- Око за око, зуб за ... (зуб)
- Один в поле не ... (воин)
9 слайд 6-й конкурс “Буриме”
Задание: сочинить стихотворение по данной рифме
Команда “Знайки”
- ...солнце
- ...оконце
Команда “Буквоеды”
- ...привет
- ...кабинет
10 слайд Подведение итогов, награждение
Победителями нашей игры, лучшими “знатоками” русского языка стала команда ... (вручение призов).
Итак, ребята: “Любите и уважайте русский язык, старайтесь больше узнать о нём нового!”
Нашу игру я хотела бы закончить следующими строчками:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
11 слайд
Литература:
1. Т.А. Курушина, В.А. Басистая “Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)”, Волгоград, “Учитель”, 2009.
2. Н.В. Верескун, С.С. Грачёва “Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий”, Москва, “Планета”, 2011.