Игра-конкурс "Люби и знай русский язык". 6–7-й классы

Разделы: Русский язык


Данное внеклассное мероприятие с применением ИКТ. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры и даёт возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках для 6-7 класса.

Актуальность разработки и проведения данного внеклассного мероприятия по русскому языку определяется необходимостью формирования у школьников высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык. А также закрепить знания и умения с помощью выполнения игровых заданий, что будет способствовать развитию интереса к предмету, бережному отношению к языку и формированию культуры речи.

Если работа на уроке направлена на формирование системы знаний, умений, навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения.

Ожидаемые результаты:

В ходе игры учащиеся смогут:

  • повторить и обобщить знания в разделах “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Орфография”, “Морфемика”;
  • развивать логическое мышление и речь, расширить кругозор;
  • участвовать в командной игре, высказывать свою точку зрения;
  • показать свои знания и умения пользоваться пословицами и поговорками в речи;
  • развивать творческие способности

Презентация

1-2 слайд

Цель урока:

  • Образовательная: повторить и обобщить знания в разделах “Фонетика”, “Орфоэпия”, “Орфография”, “Морфемика”
  • Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора
  • Воспитательная: прививать учащимся любовь к русскому языку; обучить командной игре, умению вести спор, дискуссию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска, мел, бумага, ручки, таблички с названиями команд.

Ход конкурса

3 слайд

“Русский народ создал русский язык,
яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью”

А.Н. Толстой

– Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие я хочу начать со слов Алексея Николаевича Толстого (чтение эпиграфа). Нельзя не согласиться с этими словами известного русского писателя. Сегодня мы постараемся увидеть эту яркую радужную палитру нашего языка, ощутить его богатство, открыть некоторые из его загадок. Итак, сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания в таких разделах русского языка, как морфология, фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология. Готовы? Тогда вперед!

Для начала я разделю вас на 2 команды (по рядам) и попрошу по одному человеку подойти к доске, чтобы выбрать название (“ЗНАЙКИ”, “БУКВОЕДЫ”). За каждый правильный ответ вы будете зарабатывать по 1 баллу для своей команды, по которым мы и будем подводить итоги.

А ваши письменные ответы будет оценивать жюри в составе: ...

В начале игры вы должны назвать девиз вашей команды.

 Жеребьевка

– Давайте определим порядок выступления команд. Та команда, которая быстрее других отгадает загадку-шараду, та и будет первой отвечать на мои вопросы и задания.

Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (о-цен-к-а)

4 слайд 1-й конкурс “Разминка”

Задание: участники команды должны по очереди произносить слова, расставив правильно в них ударения. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Команда “Знайки

  • Завидно, обеспечение, принудить, квартал, баловать, кашлянуть, сливовый, августовский

Команда “Буквоеды

  • Знамение, колледж, откупорить, предвосхитить, асимметрия, танцовщица, гербовый, петля

5 слайд 2-й конкурс “Отгадай слово

Задание: правильно выделив морфемы в стихотворных строчках, должны отгадать слово и заработать балл своей команде.

“Знайки”

  • Корень - в слове снежинка
  • Приставка – в слове подъехал
  • Суффикс – в слове лесник
  • Окончание – в слове стол.

Ответ: подснежник

“Буквоеды”

  • Корень – в слове молодой
  • Суффикс – в слове косцы
  • Окончание – в слове травы

Ответ: молодцы

6 слайд 3-й конкурс “Шиворот-навыворот”

Задание: в составленных “шиворот-навыворот” фразах, игроки команды должны разгадать всем нам известные пословицы, поговорки, загадки.

1-й команда

1. Молчаньем счастью поможешь (Словами горю не поможешь)

2. Получи одну копейку и потеряй одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

3. Упала дыня, можно сплюнуть (Висит груша, нельзя скушать)

2-й команда

1. Ненавидишь ходить, и ненавидь тележку толкать (Любишь кататься-люби и саночки возить)

2. Сказка уши открывает (Наука глаза открывает)

3. Идёт юноша из светлицы и хвост под домом (Сидит девица в темнице, а коса на улице)

7 слайд 4-й конкурс “Блиц - игра”

Задание: по одному участнику из каждой команды должны ответить на 5 вопросов. Время на обдумывание 3-5 секунд.

Команда “Знайки”

- Сколько корней в слове “пароход”? (2)

- Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

- Часть слова без окончания? (основа)

Команда “Буквоеды”

- Одинаковые по смыслу слова? (синонимы)

- Сколько букв в русском языке? (33)

- Какой раздел русского языка изучает звуки и буквы? (фонетика)

8 слайд 5-й конкурс “Знатоки русских пословиц”

Задание: игроки команды должны дописать пословицы, объяснить их значение

1 команда

  • Ум хорошо, а два-...(лучше)
  • От добра добра не... (ищут)
  • Легок на... (помине)
  • За что купил, за то и ... (продаю)

2 команда

  • Куй железо, пока... (горячо)
  • Лучше поздно, чем... (никогда)
  • Око за око, зуб за ... (зуб)
  • Один в поле не ... (воин)

9 слайд 6-й конкурс “Буриме

Задание: сочинить стихотворение по данной рифме

Команда “Знайки”

  • ...солнце
  • ...оконце

Команда “Буквоеды”

  • ...привет
  • ...кабинет

10 слайд Подведение итогов, награждение

Победителями нашей игры, лучшими “знатоками” русского языка стала команда ... (вручение призов).

Итак, ребята: “Любите и уважайте русский язык, старайтесь больше узнать о нём нового!”

Нашу игру я хотела бы закончить следующими строчками:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!

11 слайд

Литература:

1. Т.А. Курушина, В.А. Басистая “Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)”, Волгоград, “Учитель”, 2009.

2. Н.В. Верескун, С.С. Грачёва “Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий”, Москва, “Планета”, 2011.