Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах и зимующих в наших краях.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц;
- воспитывать заботливое отношение к ним;
- формировать практические природоохранительные умения.
Оборудование: электронное приложение (Презентация)
2 команды по 5-6 чел. (1 команда “Синички”, 2 команда “Снегири”) сидят за столом напротив друг друга и выполняют задания, которые зачитывает ведущий. Задания в 2-х папках для 2 команд.
Жюри (3 чел.)
Названия конкурсов на экране (ведущий объясняет задания)
Игра “Приметы зимы” (слайд 1)
Командиры по очереди называют приметы зимы. Выигрывает та команда, которая назовёт больше признаков зимы. В помощь можно вывесить картинки с изображением зимы.
Разделим птиц на перелётных и зимующих: (слайды 3, 4)
дятел, снегирь, чиж, ласточка, соловей, ворона, щегол, сорока, воробей, аист, жаворонок.
Конкурс “Почемучка” (слайды 5, 6)
Oбеим командам задают по вопросу, дается время на обдумывание.
Дети отвечают, затем члены жюри подводят итоги конкурса.
- Почему ласточки улетают в тёплые края, а дятел зимует у нас?
- Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует в наших краях?
Конкурс “Третий лишний” (слайды 7, 8)
Из тройки птиц найти лишнюю и объяснить почему.
1 команда | 2 команда | ||||
галка | ласточка | ворона | сова | скворец | стриж |
грач | зяблик | сорока | голубь | поползень | воробей |
воробей | дятел | кукушка | соловей | журавль | галка |
Конкурс “Узнай птицу” (слайды 9, 10, 11, 12)
Дается командам описание птицы. Дети должны узнать её по описанию. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко.
Описание 1:
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама обычно сидит ночами, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (аисты)
Описание 2:
Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она невьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (кукушка)
Описание 3:
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (синица)
Ребусы. (слайды 13, 14)
Составь слово из букв. Назови птицу. (слайды 15, 16)
Л, Я, Т, Д, Е (дятел)
Хоть не дровосек и не плотник,
А первый в лесу я работник.
Всё время стучу, деревья долблю,
Но их не калечу, а только лечу.
Собери целую картинку из частей (птицу). (слайды 17, 18)
Конкурс “Буква потерялась” (слайды 19, 20)
“Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим букву А Трижды или дважды. Иногда всего одну (Только не в начале) Но сегодня …. – ну и ну! – Все они сбежали”. |
Г Г Р ЧЙК ГРЧ |
ГЛК ЛСТОЧК СЛВК |
Правила подкормки птиц (слайды 21 - 27)
Ведущий:
А какое угощение у птиц может быть в кормушках, которые вы сделали своими руками и развесили на территории нашей школы?
Чем же питаются наши птички, отгадайте.
На доске слова:
сало, крошки хлеба, мякоть ягод, семена, крупа.
(комментарий учителя: сало несоленое, семена подсолнечника, тыквы, арбуза, сирени, бузины, клена; мякоть ягод рябины, бузины, калины, шиповника.)
Рассказ ученика:
Птицам зимующим в городе ,(синицам, щеглам, поползням, снегирям и другим), нужны подкормка и забота людей в суровые зимние месяцы. Надо делать кормушки и развешивать их на деревьях и кустарниках. Мы тоже развесили кормушки вокруг школы и насыпаем в них зерно и крошки хлеба. Наша задача — охранять птиц и привлекать их в наши парки и сады, скверы и дворы! Птицы — наши друзья! В настоящее время численность многих видов птиц сильно сократилось. Если не принимать меры по их охране, они могут исчезнуть не только из нашего города, но и с лица Земли.
Игра “Прилетели птицы” (слайд 28)
Игра — это забава, установленная по правилам — такое пояснение дает в своем словаре В.И.Даль. (Объясняется правило игры).
- Прилетели птицы:
Аисты, синицы,
Голуби, стрижи,
Ласточки и комары - Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и вороны
Стрижи и макароны - Прилетели птицы:
Аисты, синицы,
Галки и вороны
Стрижи и кукушки
Даже совы — сплюшки,
Чижи и мухи
Прилетели птицы:
Аисты, синицы,
Голуби, стрижи,
Лебеди и утки
И спасибо — шутке!
Загадки: (слайды 29 - 36)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
“Чему человек научился у птиц?” (слайд 37)
Изобрел самолет, вертолет, дельтаплан; научился петь песни, помогать другим; стал предсказывать погоду.
Итог:
Жюри подводит итоги игры — викторины.
Ведущий обращается к детям с просьбой о том, чтобы они не забывали заботиться о пернатых друзьях зимой, помогали им.