Вступительная статья
Изучению сложноподчиненных предложений в 9 классе я уделяю особое внимание, так как это самая объемная тема, включающая в себя почти весь изученный материал, связанный с синтаксисом и пунктуацией.
Приходится не раз повторять второстепенные члены предложений и вопросы, на которые они отвечают – ведь эта тема непосредственно связана с тем, насколько правильно учащиеся будут задавать вопросы от главного предложения к придаточному. Так, например, при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными определительными неоднократно обращаю внимание ребят, что этот вид придаточных может быть связан с главным предложением не только при помощи подчинительного союзного слова который (именно это союзное слово ребята, как правило, ищут в предложении), но и при помощи таких союзных слов, как где, когда, что… Снова и снова акцентирую внимание девятиклассников только на вопросе, задаваемом к зависимому предложению от главного. Иногда намеренно начинаю задавать вопросы, которые, казалось бы, должны завести отвечающего в “тупик”. Например, при разборе такого предложения, как “Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния…” я специально обращаю внимание ученика на союзное слово когда, даже пытаюсь “подсказать” ему, что это слово в вопросительном предложении является обстоятельством времени. Согласитесь, очень легко запутать ребенка. Но мои ученики уже привыкли к таким “ловушкам” и знают, что, прежде чем согласиться с учителем, обязательно нужно обдумать свой вариант ответа. И, конечно же, они найдут словосочетание “тот час”, от которого правильно зададут вопрос “какой”, и только по этому вопросу определят вид придаточного. Конечно, не все и не у всех сразу получается, но при терпеливом отношении к различным видам разбора предложений, постепенно, вместе со мной двигаемся к намеченной цели: уметь различать виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Вся эта работа связана с подготовкой сначала к ГИА, а потом к ЕГЭ. Я думаю, что необходимо строить работу на уроке так, чтобы учащиеся никогда не забывали о предстоящих экзаменах. Нет, ни в коем случае не пугать их аттестацией, а, наоборот, сделать все для того, чтобы ребята шли на экзамены, уверенные в себе и в своих знаниях. На своих уроках я часто привожу примеры из тестовых заданий экзаменационных работ. Подобную работу я веду на уроках, начиная с 5 класса, постоянно напоминая, что “вот это…и это…” есть в заданиях ЕГЭ или ГИА.
При изучении сложноподчиненных предложений я даю задания из сборников тренировочных тестов для подготовки как к ГИА, так и к ЕГЭ. У ребят уже на слуху задания В6, В7, далее В13, В14 – из ГИА; А25, А26, В6, В7 – из ЕГЭ. Ученики спокойно и вдумчиво вчитываются в задания к данным вариантам и также спокойно отвечают на заданный вопрос.
Все это делает работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ осознанной, а не “натаскиванием” к сдаче экзаменов, как многие сейчас говорят. Надеюсь, что разработка моего урока кому-нибудь из учителей поможет при обобщении ученических знаний и умений по теме “Сложноподчиненные предложения”.
* * *
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях; развивать монологическую речь учащихся, умение аргументировать ее примерами, умение слушать, анализировать, обобщать и систематизировать.
Ход урока
I. Организация урока (приветствие, объявление темы, цели урока)
II. Работа с классом
1. Рассказ теоретического материала о строении сложноподчиненных предложений, о подчинительных союзах и союзных словах, о роли указательных слов в подчинении предложений и об особенностях присоединения придаточных к главному предложению (отвечает один учащийся)
У отвечающего - один оппонент. В это время все учащиеся, перед которыми открыт учебник “Теория, 5-9 классы”, В.В.Бабайцева. (№ 205-208, стр.211-214), слушают отвечающего, а один ученик выполняет задание по карточке №1 на индивидуальном ученическом компьютере (если не позволяют условия компьютеризации в школе, можно выполнить задания по карточкам на задней части крыла доски)
Карточка № 1
1) В зеленых лугах течет тихая речка, что так мила моему сердцу. 2) Через несколько минут ветер вдруг завыл и усилился, и по дороге катились, подпрыгивая, булыжники величиной с футбольный мяч. 3) Научись быть большим даже в малом, чтобы душу потом не ломало. 4) Весь наш дом ожил, едва только из передней послышались голоса этих добрых, разговорчивых и таких беззаботных с виду людей. 5) По полю струится светлая речка, и кудрявая липа отражается в ее стеклянной воде. 6) Обе стрелки будильника сошлись на цифре “10”, так что казались одной толстой стрелкой. 7) Коровы брели по деревенской улице, а у ворот их встречали хозяйки. 8) Нет на свете грозы, нет такого тайфунного ветра, чтобы сломил, ослепил бы таежных приморских людей. 9) Кругом стало светло, как в операционной.
2. Выполнение задания к карточке № 1 всем классом, затем учащиеся сверяют свои записи в тетрадях с записью, спроецированной через мультимедиа на доске.
Задание. Записать номера предложений, соответствующие:
- в 1-й графе сложносочиненным предложениям,
- во 2-й графе сложноподчиненным предложениям
Ответы | сл/сочиненные | сл/подчиненные |
№№ 2, 5, 7 | №№ 1, 3, 4, 6, 8 |
- Почему не выписали предложение № 9? (Это простое предложение со сравнением)
Работа с карточкой № 2 (эту работу также можно по желанию провести, используя либо компьютер, либо доску)
Карточка № 2
1) Там, где пройдем мы, возникнут моря, сады зашумят молодые.
2) Азовское море цветет в начале августа, как цветут реки ипруды. 3) Сердце так стиснулось, что его не стало слышно. 4) Бесконечно людское терпенье, если в сердце не гаснет любовь. 5) Хотя было еще светло, маяк зажег свой красный огонь. 6)Твой отец в тяжелый год отбивал в бою завод для того, чтоб ты, сынок, для себя работать мог. 7)Всё сады, сады, так что домов не видно. 8) Окна ее маленькой квартиры были расположены так близко от меня, что я невольно наблюдала идущую в квартире жизнь. 9) Когда весна идет в разлив, я по ночам живу тревожно. 10) Тёму особенно трогала перемена в отце, потомучто с ним отец был всегда строже и суровее, чем с другими.
- Посмотрите на предложения карточки №2. Что общего у этих предложений? (все они сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными.)
- Теперь назовите номера тех предложений, в которых место придаточного после главного предложения
( № 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10 )
- Назовите номера тех предложений, в которых место придаточного в середине главного предложения
( № 1)
- А теперь назовите номера тех предложений, в которых место придаточного предложения перед главным
( № 5, 9 )
3. Рассказ теории о придаточных изъяснительных и определительных (отвечает один учащийся)
У отвечающего - один оппонент; все ученики слушают, учебник “Теория” открыт на стр. 219 (№ 213, 214)
4. Работа с компьютером
- Ребята, откройте страницу русского языка в своем компьютере, прочитайте задание № 5 к данным предложениям и выполните его.
страница в компьютере:
№ 5. Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите виды придаточных предложений и средства их связи с главным.
- Перед дорогой хорошо подумай что тебе
понадобится в пути.
___________________________________________________ - Не завидуй а радуйся тому что твой товарищ
достиг успехов.
___________________________________________________ - Что вчера казалось сверху какой-то игрой
развернулось перед ним сегодня огромным
необозримым полем сражения.
___________________________________________________ - Все в доме сразу услышали как дождь забарабанил
по крыше.
___________________________________________________ - Меня часто спрашивают как я стал писателем.
___________________________________________________ - Охотясь зимой я не раз слышал как над лисицей
начинают стрекотать следуя за ней всевидящие
сороки.
___________________________________________________ - По стрекоту сорок можно безошибочно узнать куда
направляется скрываясь в чащобе хитрая лисица.
___________________________________________________ - Каким образом лосёнку удалось спастись в такую
непогоду никто из жителей поселка сказать не мог.
___________________________________________________ - Теперь я понял почему не видно было огня и
направился к бакенщику жившему недалеко от
речки.
___________________________________________________ - Сколько продолжалось извержение Везувия сейчас
за отсутствием точных данных сказать трудно.
___________________________________________________ - Счастье мыслящего человека состоит в том чтобы
вносить как можно больше света и теплоты в
существование всех окружающих людей.
___________________________________________________ - Будет ли весна ранняя никто из стариков не
решался определить.
___________________________________________________
5. Проверка выполненного задания и оценивание своей работы каждым из учащихся.
6. Рассказ теоретического материала о придаточных обстоятельственных предложениях.
(отвечают 2 учащихся ).
Оппоненты – весь класс, ученики внимательно следят за отвечающими (учебник В.В.Бабайцевой “Русский язык.Теория”, № 215, стр.220-224).
В это время на доске 1 учащийся по карточке № 2 выполняет задание: определить вид придаточного в каждом предложении.
7. Работа с карточкой № 2.
А) Задание. Определить вид придаточного и записать его номер соответственно номеру предложения.
Ответы. 1 – места, 2 – сравнения, 3 – образа действия, 4 - условия, 5 – уступки, 6 – цели, 7 – следствия, 8 – степени, 9 – времени, 10 – причины.
Б) Проверка записей в тетрадях с записью в компьютере или на доске.
8. Графический диктант (на слух).
(по одному учащиеся вызываются к доске, учитель читает предложение – ученики чертят схемы к данным предложениям.Учащиеся у доски затем “читают” схемы предложений)
Предложения:
1. Наступление рассчитано было таким образом, чтобы в занятой немцами деревне очутиться засветло. 2. Хотя Шилов попадал под бомбежки, он всякий раз выходил из них без крови. 3. Николай забирал вправо, чтобы свернуть с шоссе на дорогу к реке. 4. Когда судно вернулось из похода, я попросил матросов рассказать о самом интересном. 5. На южных склонах гор, что поросли степными травами, привольно живут козероги.
Ответы:
1. [ ] , ( чтобы … обр. д. ) .
2. ( Хотя …уступ. ) ,[ ] .
3. [ ] , ( чтобы … цель ) .
4. ( Когда …время ) , [ ] .
5. [ … , ( что … опр. ) , … ] .
Дополнительный материал к уроку
Упражнение по замене предложений ( учитель читает, учащиеся записывают в тетрадях перестроенные предложения )
Задание. Перестроить предложения с причастным, деепричастным оборотами и сложносочиненные предложения в сложноподчиненные предложения.
Мастер, объяснивший правила обработки детали, велел ученику включить станок.
Луна скрылась за холмом, и тропинка стала едва различимой.
Ткачиха, продумав до мелочей каждую операцию, нашла новые возможности для повышения производительности труда.
Солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.
( после написания каждого предложения учащиеся зачитывают свои варианты ответов)
III. Оценивание учащихся за работу на уроке. Подведение итогов.
Домашнее задание: упр. 21(в тетради с печатной основой),
стр.22-28. Предложения выборочные:
1ч. - № 7, 8; 2ч. - № 4, 5; 3ч. - № 1, 7; 4ч. - № 3, 11; 5ч. - № 2, 3;
6ч. - № 2, 3.
Литература
- В.В.Бабайцева . Учебник “Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.”, М. “Просвещение”, 2006
- Кузнецова М.Н. “Русский язык. Тетрадь с печатной основой для 9 класса”, ОАО Издательство “Лицей”