Название УМК “Гармония”
Предмет окружающий мир
Класс 1
Тема урока Многообразие грибов
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме
Тип урока комбинированный
Цель урока: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.
Задачи урока:
- Образовательная – сформировать первичное представление о многообразии грибов, их строении и видах.
- Развивающая – развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы.
- Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к живой природе; уважение к мнению товарищей; желание адекватно оценивать свои достижения.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративные,
- частично-поисковые (эвристические),
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- стимулирования интереса к учению (познавательные игры)
Формируемые УУД:
регулятивные УД (целеполагание, планирование)
Ход урока
I Организационный момент
– Пожелайте друг другу успешной работы на уроке.
II Новая тема
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
- Какова же будет тема сегодняшнего урока?
- Верно, мы сегодня будем говорить о грибах (слайд 1) Презентация.
- Что значит слово МНОГООБРАЗИЕ? (на территории РФ более 200 видов грибов прорастает, но употреблять в пищу можно только 15 из них, правда, заядлые грибники собирают 25 видов съедобных грибов)
- Предложите вопросы по теме урока, на которые вам бы хотелось получить ответы (слайд 2)
- Скажите, грибы – это живая природа или неживая?
- Что ещё знаете о грибах?
- Сегодня мы приведём в систему все наши знания о грибах и пополним их новыми.
- Вы верно сказали, что грибы выделены в отдельное царство – царство грибов. А сделали это учёные-микологи, которые предполагают, что грибы возникли ещё до разделения живых организмов на растения и животные, то есть, более миллиарда лет назад! А наука, которая занимается изучением грибов, называется МИКОЛОГИЯ.
- Ну, а сейчас мы отправимся в лес по грибы.
- Что с собой возьмём? (слайд 3)
- Кажется, что в этом лесу и грибов-то нет, но если повнимательнее присмотреться, можно увидеть очень много самых разнообразных грибов. Какие грибы вам известны? Может, вы с родителями собирали грибы?
- А мы продолжаем прогулку по лесу. И я вам предлагаю поиграть.
- Рассмотрите полянку, на которую мы попали, и придумайте условие игры. (На доске: лукошко, восклицательный знак, грибы, деревья). Приложение 1
Распределить грибы на 2 группы.
- А начну вот с этого красивого гриба! (мухомор)…..
- Давайте тогда его раздавим….
- Ой, белочка что-то хочет сказать. (Нельзя давить! Ядовитый гриб ядовит только для человека, а животных они лечат, дают питание деревьям, служат насекомым домом)
- Гриб боровик (Редко растёт в одиночку. Если нашли один, где-то недалеко нужно искать ещё. Это самый главный и вкусный гриб)
- Подосиновики
- Лисички
- Маслята
- Мухомор
- Бледная поганка
- Мы собрали полное лукошко!
- Кто может подвести итог нашей игры? (2 группы: съедобные и несъедобные)
- А кто знает пословицу о съедобных и несъедобных грибах? (Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут)
- Как же отличить съедобный гриб от несъедобного? (слайд 4)
(“воротничок” на ножке и “мешочек” у основания)
- Вот мы и нашли ответ на один из главных вопросов урока.
Физминутка (слайды 5 – 11)
- У нас получилась удачная грибная охота! А вот писатель Николай Сладков тоже очень любил гулять по лесу и собирать грибы, он об этом даже написал рассказ. Послушайте отрывок из него. А я перед вами ставлю задачу: под каким деревом какой гриб растёт?
(слайд 12)
- Берёза – подберёзовик
- Дуб – боровик
- Осина – подосиновик
- Сосны – маслята
- Старые пни – опята
- Сделайте вывод: где же растут грибы? А происходит это потому, что деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, а деревья, в свою очередь, быстрее и лучше растут, если рядом есть грибы.
- Вот мы нашли ответы сразу на два главных вопроса урока.
- Какие вопросы остались без ответа?
- Итак, строение гриба.
- Похожи ли грибы на растения? (нет стебля, листьев)
- Это ещё раз доказывает нам, что грибы – не растения, а обитатели отдельного царства живой природы.
- Из каких же частей состоит гриб?
- Найти ответ на этот вопрос вам поможет работа в парах: у вас на партах лежат карточки, прочитайте текст загадки и напишите в клеточках названия частей гриба.
- Что у вас получилось?
- Теперь откройте учебник на странице 19 и рассмотрите строение гриба на рисунке.
- Чем дополнена схема строения гриба в учебнике? (плодовое тело, кольцо, чашечка)
(слайд 13)
- А чем у меня схема дополнена? (споры) Споры – это маленькие семена гриба, они находятся под шляпкой. И когда они из шляпки попадают на землю – появляются новые грибочки – так и размножаются грибы.
- Как думаете, что важнее: плодовое тело или грибница? (грибница) Поэтому собирать грибы нужно очень осторожно – выкручивая или срезая гриб, не повредив грибницы.
- По строению шляпки грибы можно разделить на 2 вида. А на какие именно, вы откроете сами, изучив рисунки в учебнике на странице 19 и на индивидуальных карточках у вас на партах.
(пластинчатые и трубчатые)
- В этих трубочках и между пластинками и находятся крошечные споры, с помощью которых грибы размножаются (слайд 14)
- Мы ответили ещё на один вопрос урока.
- Какой вопрос остался без ответа?
- Но сначала я вам предлагаю деловую игру “Презентация гриба”
_ Для этого нам понадобится острое зрение, давайте дадим глазкам отдохнуть (слайд 15)
Работа в группах
Ответственные в группах получают сигнальные карточки, задание (разрезные картинки гриба) (слайд 16)
- Давайте мы вернёмся к главным вопросам сегодняшнего урока, на которые мы хотели получить ответы (слайд 17)
III Итог урока
- Вы довольны своей работой?
- А какой вид работы вам больше всего понравился?
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. На пользу человеку работают:
- Грибы-хлебопёки
- Грибы-сыровары
- Грибы-маслоделы
- А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь!
- Ну что, заинтересовала я вас? Много ещё интересного о грибах вы узнаете на следующих уроках окружающего мира и на кружке “Экотерра”.
- Ну, а теперь давайте заселим нашу полянку грибами:
Белый – всё понравилось, хочу узнать больше!
Лисички – всё понравилось
Мухомор – не интересна тема урока
- Благодарю всех за работу на уроке!