Урок окружающего мира по теме "Многообразие грибов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Название УМК “Гармония”

Предмет окружающий мир

Класс 1

Тема урока Многообразие грибов

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме

Тип урока комбинированный

Цель урока: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.

Задачи урока:

  • Образовательная – сформировать первичное представление о многообразии грибов, их строении и видах.
  • Развивающая – развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы.
  • Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к живой природе; уважение к мнению товарищей; желание адекватно оценивать свои достижения.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративные,
  • частично-поисковые (эвристические),
  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • стимулирования интереса к учению (познавательные игры)

Формируемые УУД:

  • регулятивные УД (целеполагание, планирование)
  • познавательные УД (общеучебные: структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритма деятельности, поиск и выделение необходимой информации;
  • логические: подведение под понятие, выведение следствий)
  • коммуникативные УД (планирование учебного сотрудничества со сверстниками)

Ход урока

I Организационный момент

– Пожелайте друг другу успешной работы на уроке.

II Новая тема

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)

- Какова же будет тема сегодняшнего урока?

- Верно, мы сегодня будем говорить о грибах (слайд 1) Презентация.

- Что значит слово МНОГООБРАЗИЕ? (на территории РФ более 200 видов грибов прорастает, но употреблять в пищу можно только 15 из них, правда, заядлые грибники собирают 25 видов съедобных грибов)

- Предложите вопросы по теме урока, на которые вам бы хотелось получить ответы (слайд 2)

- Скажите, грибы – это живая природа или неживая?

- Что ещё знаете о грибах?

- Сегодня мы приведём в систему все наши знания о грибах и пополним их новыми.

- Вы верно сказали, что грибы выделены в отдельное царство – царство грибов. А сделали это учёные-микологи, которые предполагают, что грибы возникли ещё до разделения живых организмов на растения и животные, то есть, более миллиарда лет назад! А наука, которая занимается изучением грибов, называется МИКОЛОГИЯ.

- Ну, а сейчас мы отправимся в лес по грибы.

- Что с собой возьмём? (слайд 3)

- Кажется, что в этом лесу и грибов-то нет, но если повнимательнее присмотреться, можно увидеть очень много самых разнообразных грибов. Какие грибы вам известны? Может, вы с родителями собирали грибы?

- А мы продолжаем прогулку по лесу. И я вам предлагаю поиграть.

- Рассмотрите полянку, на которую мы попали, и придумайте условие игры. (На доске: лукошко, восклицательный знак, грибы, деревья). Приложение 1

Распределить грибы на 2 группы.

- А начну вот с этого красивого гриба! (мухомор)…..

- Давайте тогда его раздавим….

- Ой, белочка что-то хочет сказать. (Нельзя давить! Ядовитый гриб ядовит только для человека, а животных они лечат, дают питание деревьям, служат насекомым домом)

- Гриб боровик (Редко растёт в одиночку. Если нашли один, где-то недалеко нужно искать ещё. Это самый главный и вкусный гриб)

  • Подосиновики
  • Лисички
  • Маслята
  • Мухомор
  • Бледная поганка

- Мы собрали полное лукошко!

- Кто может подвести итог нашей игры? (2 группы: съедобные и несъедобные)

- А кто знает пословицу о съедобных и несъедобных грибах? (Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут)

- Как же отличить съедобный гриб от несъедобного? (слайд 4)

(“воротничок” на ножке и “мешочек” у основания)

- Вот мы и нашли ответ на один из главных вопросов урока.

Физминутка (слайды 5 – 11)

- У нас получилась удачная грибная охота! А вот писатель Николай Сладков тоже очень любил гулять по лесу и собирать грибы, он об этом даже написал рассказ. Послушайте отрывок из него. А я перед вами ставлю задачу: под каким деревом какой гриб растёт?

(слайд 12)

  • Берёза – подберёзовик
  • Дуб – боровик
  • Осина – подосиновик
  • Сосны – маслята
  • Старые пни – опята

- Сделайте вывод: где же растут грибы? А происходит это потому, что деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, а деревья, в свою очередь, быстрее и лучше растут, если рядом есть грибы.

- Вот мы нашли ответы сразу на два главных вопроса урока.

- Какие вопросы остались без ответа?

- Итак, строение гриба.

- Похожи ли грибы на растения? (нет стебля, листьев)

- Это ещё раз доказывает нам, что грибы – не растения, а обитатели отдельного царства живой природы.

- Из каких же частей состоит гриб?

- Найти ответ на этот вопрос вам поможет работа в парах: у вас на партах лежат карточки, прочитайте текст загадки и напишите в клеточках названия частей гриба.

- Что у вас получилось?

- Теперь откройте учебник на странице 19 и рассмотрите строение гриба на рисунке.

- Чем дополнена схема строения гриба в учебнике? (плодовое тело, кольцо, чашечка)

(слайд 13)

- А чем у меня схема дополнена? (споры) Споры – это маленькие семена гриба, они находятся под шляпкой. И когда они из шляпки попадают на землю – появляются новые грибочки – так и размножаются грибы.

- Как думаете, что важнее: плодовое тело или грибница? (грибница) Поэтому собирать грибы нужно очень осторожно – выкручивая или срезая гриб, не повредив грибницы.

- По строению шляпки грибы можно разделить на 2 вида. А на какие именно, вы откроете сами, изучив рисунки в учебнике на странице 19 и на индивидуальных карточках у вас на партах.

(пластинчатые и трубчатые)

- В этих трубочках и между пластинками и находятся крошечные споры, с помощью которых грибы размножаются (слайд 14)

- Мы ответили ещё на один вопрос урока.

- Какой вопрос остался без ответа?

- Но сначала я вам предлагаю деловую игру “Презентация гриба”

_ Для этого нам понадобится острое зрение, давайте дадим глазкам отдохнуть (слайд 15)

Работа в группах

Ответственные в группах получают сигнальные карточки, задание (разрезные картинки гриба) (слайд 16)

- Давайте мы вернёмся к главным вопросам сегодняшнего урока, на которые мы хотели получить ответы (слайд 17)

III Итог урока

- Вы довольны своей работой?

- А какой вид работы вам больше всего понравился?

- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. На пользу человеку работают:

  • Грибы-хлебопёки
  • Грибы-сыровары
  • Грибы-маслоделы

- А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь!

- Ну что, заинтересовала я вас? Много ещё интересного о грибах вы узнаете на следующих уроках окружающего мира и на кружке “Экотерра”.

- Ну, а теперь давайте заселим нашу полянку грибами:

Белый – всё понравилось, хочу узнать больше!

Лисички – всё понравилось

Мухомор – не интересна тема урока

- Благодарю всех за работу на уроке!