Цели урока:
- углубить представления учащихся о требованиях при написании сочинения-рассуждения;
- учить определять основные проблемы текста, комментировать авторскую позицию;
- развивать навыки связной речи;
- способствовать выработке чувства уважения к пожилым людям.
Оборудование: текст А.Алексина на каждую парту (приложение 1);
Сопровождение урока: презентация к уроку (приложение 2).
Ход урока
Слайд 1.
Слово учителя. Объявление целей урока.
– Не за горами ЕГЭ, и мы к нему должны хорошо подготовиться. Наш урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждению. Сегодня мы будем работать с текстом, учиться правильно определять основные проблемы текста и выяснять авторскую позицию. Урок я назвала “Как легко сделать близкого человека счастливым”, но, как видите, не поставила знак препинания. В конце урока это должны будете сделать вы.
Слайд 2.
Запишите тему урока и эпиграф: “Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость”. Д.И.Писарев.
Чтение текста учителем.
Обсуждение содержания текста.
– Как вы поняли содержание текста? О чем идет речь в данном тексте?
– Какой вы представляете главного героя этого текста – бабушку?
(Черты характера, возраст)
– А как бы вы озаглавили данный текст? Помните о том, что в заглавии должна звучать тема текста, она может указывать на основную проблему текста, идею или отражать главный конфликт.
Слайд 3.
– Как бы вы определили тему текста?
(Счастье пожилого человека)
– Какие слова и словосочетания данного текста являются ключевыми? Подчеркните их.
Слайд 4.
Слово учителя.
– Наша задача: выяснить, как эти ключевые слова и словосочетания помогают понять основные проблемы текста. – Над чем заставил вас задуматься этот текст?
– Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым и был счастлив?
(Уделять ему больше внимания…)
– Значит, какую проблему поднимает Анатолий Алексин?
Слайд 5.
– Как вы думаете, в чем и как проявляется истинная чуткость и любовь к ближнему?
(В умении вести разговор с пожилыми людьми, в приглашении в гости, в приглашении в театр, как в данном тексте)
Слайд 5. – Значит, автор затрагивает проблему чуткости и бездушия.
– Когда и почему человек чувствует себя одиноким?
(Когда ощущает, что он в старости никому не нужен, не чувствует должного внимания и уважения к себе.)
Слайд 5: – Следовательно, мы можем определить другую проблему, поднятую автором, проблему одиночества.
– Мы выявили три основные проблемы текста. А теперь подумаем, как нужно их комментировать. Попытаемся это проделать на одной из выявленных проблем. Напомню, что такое комментарий проблемы.
Слайд 6. Комментарий – это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.
– Вспомним, какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах. Обычно они бывают какие?
Слайд 7.
– К какой категории вы бы отнесли проблемы, поднятые Алексиным?
(Это нравственные проблемы )
– Ребята, проблему текста нужно не только находить, но и подчеркнуть ее актуальность, т.е. прокомментировать ее, дать ей качественную характеристику. Предлагаю вам маленькую шпаргалку, которой вы сможете воспользоваться, готовясь к экзамену. Запишите ее в тетрадь.
Слайд 8:
– Как вам кажется, проблема равнодушного отношения к пожилым людям актуальна? Почему вы так считаете?
(Люди преклонного возраста, наши современники, это, в основном, дети войны, детство которых опалила война. Они рано повзрослели, на их хрупкие плечи легла непосильная ноша. Эти люди пережили тяготы послевоенных лет. К сожалению, в нашем отношении к ним не хватает чуткости, внимания, терпения, заботы. А ведь они требуют внимания не только в День Победы, в день пожилого человека, но ежедневно, ежечасно).
– Выберите для себя два-три качества, характеризующие комментируемую нами проблему, и запишите их в тетради.
Наша задача – закреплять навыки комментирования основной проблемы текста. В этом вам поможет следующий план.
Слайд 9.
– Этот план весьма условен. Вы можете выбрать лишь часть вопросов. Выберите часть вопросов, которые вам понравились, и запишите их.
– А теперь давайте вернемся к тексту Алексина. Итак, мы определили: проблема отношения к пожилым людям – это проблема нравственная, злободневная, актуальная, наболевшая…
– Что делает ее злободневной?
– Почему мы выбрали именно эти определения?
(В последнее время эта проблема является одной из главных проблем в жизни нашего общества, все чаще о себе дает знать не только такими случаями, один из которых описан Алексиным, но и, увы, столь неблагодарными и жестокими отношениями повзрослевших детей к своим родителям, подарившим им жизнь, поставившим их на ноги.)
– Почему для России эта проблема актуальна?
(В нашем обществе положение старых людей в последнее время значительно ухудшилось, формируется негативное представление о пожилом человеке как о людях бесполезных, больных, немощных, обременяющих ….)
– Что приводит к таким негативным явлениям?
(Может быть, желание детей жить отдельно от своих родителей в роскошных квартирах, решать денежные проблемы. Может, потому, что происходит падение нравов, разрыв духовного родства между поколениями.)
– Какие последствия всего этого в жизни нашего общества мы наблюдаем?
(В нашем обществе много одиноких пожилых людей. К сожалению, много людей преклонного возраста живет в домах для престарелых, хотя многие из них имеют взрослых детей).
– Как Алексин заостряет наше внимание на одиночестве пожилого человека?
(Автор дает предметную детализацию: “Бабушка стала поспешно что-то искать в сумке”, “А бабушка еще ниже склонилась над сумкой”).
– Почему бабушка что-то ищет в сумке?
(Она таким образом скрывает свое волнение).
– Вспомним, какие речевые обороты мы можем использовать, комментируя авторскую проблему.
Слайд 10.
– Выберите для себя те выражения, которые вы бы использовали в сочинении-рассуждении и запишите в тетрадь.
Письменное комментирование основной проблемы текста.
– Всё! Проблему мы подробно прокомментировали. Подумаем, как можно оформить этот комментарий в сочинении. Приступая к работе, помните, что общих рассуждений о тексте не должно быть. Вам нужно прокомментировать одну из проблем.
Слайд 11.
Проверка письменного оформления комментария основной проблемы текста.
Работа над выяснением авторской позиции.
Слайды 12 – 20.
– Ребята, как вы знаете, задания с развернутым ответом требуют, чтобы вы правильно понимали отношение автора к поставленным проблемам и умели это правильно отражать в своих сочинениях.
Слайд 21.
– Наша с вами задача – определить точку зрения автора на изложенные в тексте события.
Слайд 22.
– Как же мы можем увидеть авторскую позицию?
– Обратимся к тексту. Как вы думаете, какую мысль стремится донести до читателя Анатолий Алексин?
(Ощущение счастья пожилой человек, как и человек в любом другом возрасте, испытывает тогда, когда его действенно любят, понимают, заботятся о нем.)
– Как можно проявить чуткость и свою любовь к ближнему? В чем убеждает нас автор?
(В том, что чуткость и любовь к ближнему проявляется в действии, а не на словах. Не в том, что открытки присылают из вежливости).
– В чем убежден автор? Как может человек, по мнению автора, избавиться от чувства одиночества?
(В том, что чувство одиночества связано с ощущением собственной ненужности людям, простое внимание может помочь человеку избавиться от чувства одиночества).
– Загляните еще раз в текст. Как вы считаете, в каких конкретно предложениях звучит прямая авторская оценка происходящего?
(Последний абзац)
– Ваша задача: изложить в письменной форме авторскую позицию по основной проблеме текста. В случае необходимости вы можете использовать следующие языковые клише:
Слайд 23.
Слайд 24. Автор может…
Письменное оформление авторской позиции (под диктовку учителя, если не позволяет время ).
Автор убежден, что ощущение счастья пожилой человек , как и человек в любом другом возрасте, испытывает тогда, когда его действенно любят, понимают, заботятся о нем.)
Итоги урока.
– Итак, ребята, мы проанализировали текст. Давайте вернемся к началу урока.
Слайд 25. Как легко сделать близкого человека счастливым(?!)
– Какой бы знак вы поставили в конце предложения? Почему?
Слайд 26.
Домашнее задание. Сегодня на уроке мы написали лишь небольшую часть сочинения. Вам нужно, используя материал урока, написать сочинение-рассуждение по данному тексту.
Слайд 27. Я напомню структуру сочинения.
– Вспомните, в каких литературных произведениях поднимается проблема взаимоотношения поколений? Какие эпизоды уместны для аргументации?
– Вспомните случаи из своей жизни. Как вы относитесь к своим старшим?
– Замечаете ли вы их переживания? Подумайте об этом и напишите.
Слайд 28.