Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.
Образовательное значение имеют игры,
родственные по двигательной структуре отдельным
видам спорта. Такие игры направлены на
совершенствование и закрепление разученных
предварительно технических и тактических
приемов и навыков того или другого вида спорта. В
подвижных играх очень важно воспитывать
правильный стереотип движений, так как потом его
трудно будет исправить.
Велико значение подвижных игр в воспитании
физических качеств: быстроты, ловкости, силы,
выносливости, гибкости. Причем, в подвижных играх
физические качества развиваются в комплексе;
игры развивают у детей чувство товарищества,
солидарности и ответственности за действия друг
друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок
должен жертвовать своими интересами ради
интересов команды: уступить мяч товарищу,
находящемуся в лучшем положении, стараться
выручить попавших в "плен".
Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр.
Подвижная игра является эффективным средством воспитания, но только при условии, что она соответствующим образом подобрана, правильно проводится и используется. Набирая игру, преподаватель должен учитывать задачи, поставленные перед уроком, возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, количество детей, условия проведения игры, форму занятия (урок, перемена, праздник, прогулка), место ее проведения, наличие пособий и инвентаря.
Объяснение игры должно быть кратким и логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения: название игры, роль играющих и месте их расположения, ход игры, цель, правила.
Во многих играх действуют водящие. Выделять водящих можно разными способами: по назначению руководителя, по жребию, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр, по считалке, по названному числу.
В командных играх очень важно распределить участников с таким расчетом, чтобы команды были равны по силам, иначе игра будет неинтересной. Делить участников игры на команды можно по расчету номеров, усмотрению руководителя, по сговору, перестроением в движении, по желанию, выбору капитанов, могут быть и постоянные команды.
Перед началом игры, после объяснения ее содержания, для подсчета очков, раздачи инвентаря руководитель назначает помощников. В младших классах роль помощников могут выполнять физически менее слабые дети, в средних и старших классах - учащиеся, которые известны как хорошие игроки, беспристрастные судьи.
Руководитель должен быть объективным, следить, чтобы командам и отдельным участникам были созданы равные условия. Справедливая и точная оценка игры и ее результатов имеет большое значение в командных играх, где все внимание участников направлено на успешное решение поставленной перед командой задачи.
Задача преподавателя - правильно определить дозировку нагрузки в игре. Для того, чтобы снизить нагрузку, во время игры руководитель делает, по мере возможности, кратковременные перерывы, которые используются для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил, назначения новых помощников. Затягивать игру не следует, потому что дети устанут, и игра для них станет неинтересной. Поэтому важно своевременно закончить игру, заранее предупредив участников словами: "Осталось две минуты", "Играем еще до одного очка". Неожиданное окончание игры неблагоприятно действует на разгорячившихся ребят, они долго не могут успокоиться.
После проведения игры преподаватель объявляет результаты, оценивает действия отдельных игроков и указывает на допущенные ошибки.
Методика проведения подвижных игр
1. С детьми младшего школьного возраста:
- объяснение игры - сюжетно-образное (в основном в I классе),
- обращение - дети (в I классе);
- в I классе свистком не пользоваться;
- выбор водящих - по назначению преподавателя, считалке, итогам предыдущих игр;
- не рекомендуется выводить детей из игры;
- основные правила объясняются перед игрой, остальные вводятся по ходу.
2. С детьми среднего школьного возраста:
- увеличивается количество правил, которые объясняются перед игрой;
- выбор водящих - все способы, кроме считалок;.
- деление на команды - все способы, кроме выбора капитанами и по желанию. Команды небольшие, с равным количеством девочек и мальчиков в каждой команде;
- в играх учитывать качество выполнения заданий.
3. С учащимися старшего школьного возраста:
- игры проводятся отдельно для юношей и девушек;
- игры командные, носят соревновательный характер;
- используются все способы деления на команды;
- возрастает объективность судейства с учетом качества выполнения;
- используется в основном словесный метод.
Отбирая игры, следует иметь в виду, что не существует резной грани между играми детей различного возраста. Есть целый ряд игр, которые с одинаковым увлечением играют дети и взрослые, например, лапта, городки, игры-аттракционы, эстафеты. Но при этом необходимо помнить, чем старше дети, тем шире их кругозор, тем лучше они развиты физически. Знание возрастных особенностей детей, их интересов и запросов поможет организатору в выборе игры.
Практический материал: игры, в которых могут участвовать два, три и более учащихся1. Игры с элементами бега
1. Быстро по местам! (подготовительная часть урока, младший, школьный возраст)
Играющие строятся в шеренгу или колонну. По команде учителя: "На прогулку - марш!" все разбегаются или выполняют различные движения (общеразвивающие упражнения, прыжки), продвигаясь к противоположной стороне площадки. По второй команде: "Быстро по местам!" все должны построиться в исходное положение.
Правила; I. Проигрывает тот, кто занял место последним.
2. У ребят порядок строгий( подготовительная часть урока, младший школьный возраст)
Играющие стоят в одной шеренге (построения могут быть разные). По команде учителя: "Разойдись!" ученики выходят из шеренги, расходятся в разных направлениях и произносят речитатив или поют:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
По окончании этого куплета учитель командует: "Становись!" Игроки стараются быстрее выполнить команду, строясь по росту в шеренгу на указанном месте. Затем учитель меняет место построения.
Правила:
- При построении учащийся должен давать товарищу дорогу, запрещается толкаться и силой занимать свое место.
- Все действия начинать и кончать следует только по команде учителя.
- Выигрывает тот, кто окажется наименьшее количество раз последним при построении.
3. Коршун и наседка (подготовительная часть урока; младший, средний, старший школьный возраст)
Один из играющих - коршун, второй - наседка, третий - цыпленок. Цыпленок становится за наседкой и держится за нее, коршун - перед наседкой, лицом к ней. По сигналу он старается схватить цыпленка, но сделать это нелегко, так как наседка все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а цыпленок, повторяя все движения наседки, прячется за нее. Игра заканчивается, когда коршун осалит цыпленка. Если игроков больше, то они все становятся цыплятами.
Правила: I. Игру начинать только по сигналу. 2. Коршун, осаливший цыпленка, становится на место наседки, наседка на место цыпленка, цыпленок становится коршуном. 3. Если цепочка разорвалась, то виновник разрыва становится коршуном.
2. Игры с элементами общеразвивающих элементов
1. Класс, смирно! (подготовительная и заключительная части урока, младший школьный возраст)
Играющие становятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к играющим, подает команды для выполнения общеразвивающих или строевых команд. Ученики должны их выполнять лишь в том случае, если учитель предварительно перед командой скажет слово "класс". Если слово "класс" он не произнесет, то реагировать на команду не надо.
Правила: 1. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает играть. 2. Выигрывает тот, кто останется на исходном положении или сделает наименьшее количество шагов вперед. 3. Игрок, не выполнивший команды с предварительным словом "класс", делает шаг вперед. 4. Игрок, пытавшийся выполнить команду без предварительного слова "класс", делает шаг вперед.
3. Игры с элементами метания (игры проводятся в основной части урока)
Стой! ( младший и средний школьный возраст)
Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга, сильно ударяет им о землю и называет чей-нибудь номер. (Если играющих мало, 2-3 ученика, то можно по именам). Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Выбранный номер, поймав мяч, кричит: "Стой!" Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит вновь: "Стой!" и старается осалить им кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим, играющие становятся в круг, и игра начинается сначала.
Правила:
- По команде: "Стой'" никто не имеет права сходить с места.
- Пока водящий не взял мяч, играющие могут перемещаться по площадке как угодно.
2. Попади в мяч средний и старший школьный возраст)
Посредине площадки кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки (или по одному игроку с каждой стороны). Желательно, чтобы между ними было расстояние 18-20м. Перед носками играющих проводится черта. Игроки получают по мячу для тенниса.
По сигналу игроки, не заходя за линию, метают малые мячи в волейбольный мяч, находящийся посредине площадки, стараясь откатить его к команде соперников за черту. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.
Правила:
- Бросают мячи по сигналу.
- При броске нельзя заступать черту.
- Если волейбольный мяч выскочит в сторону от играющих, его возвращают на прежнее место.
- Если малые мячи остаются в поле, за ними можно выбегать в поле и подбирать.
4. Игры для развития физических качеств (игры проводятся в конце подготовительной части урока, для среднего и старшего школьного возраста)
1. Сильная схватка (воспитание силы)
Играющие становятся друг к другу спиной и на вытянутых вверх руках, держат гимнастическую палку. По сигналу соперники, наклонясь вперед, стараются оторвать противника от земли.
Бег, волоча ногу - народная игра(развитие скоростно-силовых качеств, ловкости)
Участники делятся на две команды – “охотников” и “зверей”. Каждый “охотник” выбирает себе партнера из команды “зверей” и играет с ним до конца игры.
На площадке проводятся три параллельные линии: первая - старт для “охотников”; вторая - старт для “зверей”; третья - финиш. Расстояние между линиями зависит от подготовки играющих и размеров площадки. “Охотники” и “звери” принимают на старте исходное положение: упор присев, правая (левая) в сторону. По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) “охотников” и “зверей”. Каждый “охотник”, крича: “Лови! Догоняй!” стремится до финишной линии догнать своего партнера – “зверя” Непойманные “звери”, а также догнавшие своих “зверей” “охотники” считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине (условленное расстояние).
Правила:
- Игроки, начавшие бег до сигнала, считаются проигравшими.
- Ловить можно только за линией финиша.
- Игрок, изменивший исходное положение во время бега, считается проигравшим.
В данную игру можно играть и вдвоем.
Минутка (заключительная часть урока; развитие быстроты, внимания)
Занимающиеся после интенсивной работы спокойно идут друг за другом. По сигналу преподавателя каждый игрок начинает отсчет времени. Ровно через одну минуту игроки должны остановиться. Преподаватель должен внимательно следить за секундомером и играющими. Когда все играющие остановятся, он указывает на тех, кто наиболее точно выполнил задание. Во время упражнения не следует обращать внимания на других занимающихся. Полагаться надо на собственное чувство времени.