Интегрирование различных видов деятельности при обучении младших школьников чтению

Разделы: Начальная школа


Проблема детского чтения, вернее, потери интереса детей к этому важному для человека способу получения знаний - одна из самых актуальных в наше время. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети не столько не любят, сколько не умеют читать, а чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Почему дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемок. Он требует больших затрат времени и сил, а более легких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важным в работе учителя являются два фактора: развитие у обучающихся интереса к содержанию чтения и самому процессу чтения. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением.

Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Например, чтобы прочитать текст, который содержит 900 слов (2-й класс), при беглости чтения 45 слов в минуту, необходимо затратить 20 минут. На повторное чтение уйдет вторая часть урока. Таким образом, на уроке исключается возможность анализировать текст, работать над полным правильным ответом ученика; не хватает времени на опрос, исключается возможность контролировать усвоение изучаемого материала.

При недостаточно сформированном навыке чтения на чтение домашних текстов, текстов задач и упражнений ученику придется затратить больше часа. Но при таком несформированном навыке чтения естественно, что ученики за один раз не поймут того, что написано в учебнике. Им придется минимум дважды, трижды прочитывать тексты - это уже 2 часа. Плюс ещё письменные работы. Какой же может возникнуть интерес к учебе, если рабочий день ученика составляет 6-7 часов? При таком неадекватном напряжении сил школьника обучение становится неэффективным, подрывающим его здоровье.

Для разрешения сложившихся противоречий необходимо создать условия для перевода учащихся на более высокий уровень обучаемости при сохранении физического и психического здоровья. Сущность методики заключается в последовательном совершенствовании навыка чтения через письмо, посредством систематического развития речевого аппарата, плавного произношения, широты поля зрения, оперативной памяти, мышления, речи, умения работать с текстом. При этом мною широко используется технология здоровьясбережения.

При обучении чтению используем интеграцию как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности. Понимая, что начальное обучение – это годы становления личности, приобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоенных ими всех базовых видов деятельности – умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств младших школьников средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия, считаем, что обучение грамоте и основам читательской самостоятельности с этой точки зрения для начального обучения - исключение, а не правило, потому что само чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, так как сразу же является и ведущим средством обучения. Ввиду этого уверены, что интеграция - создание нового целого на основе выявления однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметов, видах деятельности), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в несуществующий ранее монолит особого качества - здесь вполне уместна. Более того, без нее в данном случае просто не обойтись, если всерьез говорить об учении как средстве становления личности, ее саморазвития и самовоспитания. Так, вполне разделяя мнение ученых Н.Н.Светловской, Ю.М.Колягина о том, что литература в школе (а начальные классы – это первая ступень в мир литературы) перестает быть эстетическим предметом, если нужно только размышлять, помогаю автору произведения донести до школьников:

- аромат художественного произведения К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”, прекрасного самого по себе, с помощью включения музыки Э.Грига, что и становится основной целью моего интегрированного урока (III класс, интегрирование - чтение и музыка);

- выражение главного в композиции басни И.А.Крылова “Квартет” с помощью описания и живого звучания упомянутых в произведении великим баснописцем музыкальных инструментов (III класс, интегрирование - чтение и музыка);

- оттенки значений изученных форм поэтической речи, их образный смысл, используя методы и приемы “театральной педагогики”: вхождение в роль, умение свободно держаться, “как на сцене”, элементы импровизации

(III класс, Ф.Тютчев “Чародейкою - зимою…”, С.Есенин “Заметает пурга…”);

- целостный литературно – художественный образ былинного героя Добрыни Никитича с помощью иллюстрации к былинному сказу (портрет богатырей), выполненной на уроке чтения самими учениками (III класс, интегрирование – чтение и изобразительное искусство).

Интегрирование различных по своей природе видов деятельности при обучении младших школьников решает такие проблемы, как:

  • развитие общей культуры школьников, приобщение моих учеников к общечеловеческим ценностям художественной культуры, научно-популярной и художественной литературе, периодике;
  • развитие познавательных и речевых способностей детей, его творческих сил;
  • воспитание нравственных качеств;
  • развитие эстетических чувств.

Взаимная согласованность литературы с письмом, изобразительным искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей. Чем органичнее их слияние, тем полнее и многостороннее знание наших учеников о предмете.

Обучение чтению через письмо

1. Обучение письму при помощи таблицы начальных звуков.

(Таблица, в которой вместо букв картинки: “г” - нарисован гусь)

- Какая картинка на таблице звучит в начале, как “Ш” в слове “школа”? Ищут.

- Да. “Шар” звучит в начале слова так же, как “школа”. Значит, мы пишем значок, который находится на картинке со словом “Шар”. Это “Ш”.

2. Игра “Говорящий крокодил”

Ученик вставляет в пасть деревянного крокодила карточку с записанным на нем словом. Затем вытаскивает ее так, чтобы партнеру были видны первые буквы. Его партнер отгадывает слово.

3. Игра “Тоннель”

Тоннель сделан из ткани, пластмассовых обручей, легко складывается и раскладывается. Его устанавливают на ковре. Ученик читает слово, записанное на карточке, запоминает его, быстро пролезает через тоннель и пишет это слово на листе бумаги. Затем берет карточку и сверяет по ней, правильно ли он написал. Игру можно усложнить

4. Упражнение “истории-загадки”

Учитель читает рассказ. Когда в нем встречается слово, которое дети должны записать самостоятельно, учитель называет или показывает одну за другой картинки из таблицы начальных звуков.

(1 класс) История - шутка (Г. Науменко)

Подул сильный … (дождь, облако, солнце, ветер). Забрался в огород ... (зонт, заяц, ананас, яблоко, циркуль) и стал рвать... (мышь, осы, морковь, робот, кот, осы, ванна, кот, ухо) и ... (кот, ананас, пальма, ухо, солнце, торт, капуста, ухо). Прибежал ... (кот, козел, осы, зонт, еж, линейка) и говорит:

- Эй, косой, ты зачем ко мне в огород забрался?

- Меня забросил ... (ванна, ель, торт, ель, ветер, робот).

- А почему морковь и капусту рвешь?

- Они сами рвутся. Ветер валит меня с ног. А я, чтобы не упасть, хватаюсь то за ... (мышь, осы, робот, морковь, кот, осы, ванна, ь), то за ... (кот, ананас, пальма, ухо, солнце, торт, капуста, ухо).

(Слова: заяц, морковку, капусту, козел, ветер, морковь, капусту)

5. Работа с текстом по памятке

Дается текст, в котором части расположены не по порядку. (Работа в группах)

Памятка

1). Возьми необходимый материал: листы с текстами, большой лист, клей.

2). Распределите тексты между собой и читайте по очереди вслух (не слишком громко, чтобы не мешать другим).

3).Расположи части текста, вырезанные из листа, в правильной последовательности и наклей на большой лист.

6. Написать автору книги письмо с вопросами

7. Сделать плакат – рекламу к рассказу, книге

8. Ролевая игра “Суд идет”

Одни ученики защищают (адвокаты) персонаж, действующих лиц художественного произведения, другие – обвиняют (прокуроры).

9. Ролевая игра “Интервью”. Работа в парах

Один ребенок берет интервью у другого, задает 3 вопроса по прочитанному произведению и записывает ответы.

10. Игра “Бабушка - рассказушка”

Под плавную русскую народную мелодию дети слушают сказку. Рассказывают сами же дети, надев платочек, фартук, оправу от очков и т.п., садятся перед классом на стул и начинают сочиненную самими (свою) сказку.

11. Игра “Лучший поваренок”. Работа в группах.

Каждая группа получает рецепт приготовления блюда (бутерброда). Дети самостоятельно, читая рецепт, готовят бутерброд, а потом сами же и дегустируют.

12. Игра “Лучший сыщик”. Работа в группах

По классной комнате в разных местах развешаны слова. Нужно собрать как можно больше слов по данной теме.

Например,

- слова, имеющие 2 слога (3. 4 слога);

- слова, в которых ударный 2 слог;

- слова, обозначающие признак предмета и т.д.

13. Игра “В музее”

Дети приносят свои коллекции, которые они собирают вместе с родителями, старшими сестрами и братьями. Нужно рассказать об истории возникновения коллекции и о ее экспонатах. “Зрители” (ученики, по каким-либо причинам не имеющие таких коллекций) становятся членами жюри.

Развитие речевого аппарата учащихся

Цель: создать благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии -произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузам.

Нормально устроенный речевой аппарат обучающихся функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напряженно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.

  1. Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются скороговорки, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми.
  2. В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками.
  3. Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, активизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.

Все задания многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулируют интерес к чтению. Все они преподносятся в игровой форме, а значит, помогают одновременно снять напряжение, раскрыть свои индивидуальные способности.