Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Основная цель воспитателей – помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром.
В работе с детьми педагоги ставят следующие задачи развития речи: обогащение словаря дошкольников и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи, формирование и развитие связной речи.
Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения дошкольников. Благодаря дидактической игре дети лучше усваивают первоначальные представления об окружающей действительности, формируются навыки речевого общения, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента систематизируют и углубляют знания о родном крае, способствуют обогащению словарного запаса ненецкими словами и фразеологизмами, развитию насыщенной и связной диалогической речи, умению высказывать свои суждения.
Ход занятия
I. ЕЛИНЫ ПОМОЩНИКИ
Игра рекомендуется для детей младшего возраста. Можно использовать как в совместной деятельности, так и в развлечении.
Задачи:
Научить образовывать форму множественного числа глаголов. Обогащать словарный запас детей. Развивать восприятие, мышление. Воспитывать уверенность в себе.
Используемый материал:
Кукла Еля в ненецкой одежде.
Ход игры:
Воспитатель знакомит детей с куклой Елей.
– К нам пришла в гости кукла Еля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Еле.
Воспитатель ведёт куклу по столу, указывая на её ноги.
– Что это? (это ноги)
– Они Елины помощники. Что они делают? (ходят, прыгают, бегают, танцуют и т.д.)
Далее воспитатель указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают на поставленные вопросы (руки хватают, рисуют, ласкают…; глаза смотрят, моргают, щурятся…).
II. ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК
Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.
Задачи:
Учить соотносить стихотворные произведения с иллюстрированным материалом. Познакомить с некоторыми стихотворениями ненецких поэтов. Обогащать словарный запас. Развивать воображение, внимание, слуховое восприятие. Воспитывать интерес к совместной деятельности.
Используемый материал:
Дидактическая игра «Чудесный сундучок», отрывки стихотворений ненецких поэтов, иллюстрированный материал, подобранный к содержанию стихотворений.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на «Чудесный сундучок» и произносит слова:
«Я – чудесный сундучок,
Вам, ребята, я – дружок.
Очень хочется мне знать,
Как, вы, любите играть!»
Далее ведущий раздаёт участникам карточки с изображением явлений природы, объектов живой и неживой природы. Предлагает рассмотреть и подобрать картинку к стихотворению в соответствии с произнесенным текстом. Участники должны объяснить, почему они выбрали ту или иную карточку.
Оленёнок мой ручной
Ходит целый день за мной!
В своей одежде пестренькой,
Копыта:
– Тук, да тук!
За ним – четвероногим –
Как трудно мне на двух!
А. Пичков
За морошкой
По тропинке, по дорожке
Собирать идём морошку.
У речушек, у озёр
Выткан розовый узор.
Этих вкусных спелых ягод
Нам не съесть, наверно за год.
Брызжет, брызжет алый сок,
Две морощки в туесок.
Ну, а третью – эх, народ,
Собираем прямо в рот!
А. Пичков
Гусь
Ходит в тундре серый гусь.
– Никого я не боюсь,
Не боюсь лисы и волка:
Вон, гусей, нас в тундре сколько.
А. Пичков
Куропатка
Белое облачко с тундре летело,
Вдруг возле нашего чума присело.
Забегало облачко вдруг,
как живое.
Никак не пойму –
что же это такое?
К облачку стал подползать
я украдкой –
Оно оказалось, друзья, куропаткой.
А. Пичков
Сияние
Это что за радуга,
Радуга лучистая.
Не стоит на месте,
Прыгает игристая.
Льётся разноцветная,
Пламенем сияет
И в мороз трескучий
Небо украшает.
А. Пичков
Лисёнок
Жил лисёнок рыжий в тундре:
До чего же был он мудрый –
Зря без дела не слонялся –
За хвостом своим гонялся
А. Пичков
III. ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА
Дидактическая игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.
Задачи:
Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.
Используемый материал:
Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт участникам по одной карточке (мехом вверх). Предлагает детям потрогать, погладить кусочек меха или перо и угадать: «Кто носит эту шубку?». После того, как ребёнок угадал название животного, карточка переворачивается. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида.
Также можно использовать ненецкие загадки при угадывании животных.
IV. «ОТГАДАЙ-КА»
Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.
Задачи:
Формировать интерес к ненецкому языку. Учить узнавать знакомые слова и соотносить их с иллюстрированным материалом. Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность. Воспитывать уважение к ненецкому народу.
Используемый материал:
Карточки с изображением предметов быта ненецкого народа, карточка с ненецкими словами и их обозначением на русском языке.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт участникам игры карточки с изображением предметов быта ненецкого народа. Предлагает детям рассмотреть карточки и вспомнить некоторые ненецкие слова, соотнося их с иллюстрированным материалом.
Аргиш – обоз оленьих упряжек.
Аркан – приспособление для ловли оленей.
Капор – женский головной убор из меха молодого оленя.
Малица – верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами.
Нарты – средство передвижения.
Нюк – меховое покрытие чума
Паница – верхняя женская одежда их меха молодого оленя.
Пимы – меховые сапоги.
Скребок – инструмент для выделки шкур.
Хорей – шест, которым погоняют оленей во время езды.
Чум – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.
V. «ВОЛШЕБНЫЙ ЧУМ»
Дидактическая игра рекомендуется детей среднего и старшего возраста. Можно использовать в развлечении, на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности.
Задачи:
Продолжать формировать интерес к культуре ненецкого народа. Учить угадывать ненецкие загадки. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память. Воспитывать усидчивость.
Используемый материал:
Ненецкие загадки, спрятанные в «Волшебных чумах».
Ход игры:
Воспитатель предлагает отгадать ненецкие загадки. Каждая отгадка спрятана в «Волшебном чуме». Если дети отгадывают и называют слово, спрятанное в «Волшебном чуме», то воспитатель интересуется, как они догадались.
На конце холма
чернеет уголёк.
(песец)
Длинноухий модник:
летом – в сером кафтане бегает,
а зимой шубку надевает.
(заяц)
Четыре девушки одним платком покрыты.
(стол)
Летом – серая,
зимой – белая.
(куропатка)
Олень от них убегает-
а они не отстают
(нарты)
Весной зелёными рождаются,
а осенью желтеют, краснеют
и на землю осыпаются.
(листья)
Цветная занавеска ночное небо закрывает,
а в тундре от неё светлее становится.
(северное сияние)
Бегут два брата вперегонки,
а обогнать друг друга
никак не могут!
(охотничьи лыжи)
С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре – прячет.
А в чум попадёт – плачет.
(снег)
Сквозь землю пролез,
русскую шапку надел.
(гриб)
Летом красным сукном одетая,
на одной ножке стоит.
(морошка)
Ног нет, рук нет,
а в рубашке.
(подушка)
Великан полгода спит.
(медведь)
У порога чума доброе существо рычит.
(собака)
Стоит толстяк: живот деревянный,
пояс железный, а в животе – солёная рыба.
(деревянная бочка)