Авторские дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста с национально-региональным компонентом

Разделы: Работа с дошкольниками


Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Основная цель воспитателей – помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром.

В работе с детьми педагоги ставят следующие задачи развития речи: обогащение словаря дошкольников и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи, формирование и развитие связной речи.

Дидактическая игра является игровым методом и формой обучения дошкольников. Благодаря дидактической игре дети лучше усваивают первоначальные представления об окружающей действительности, формируются навыки речевого общения, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента систематизируют и углубляют знания о родном крае, способствуют обогащению словарного запаса ненецкими словами и фразеологизмами, развитию насыщенной и связной диалогической речи, умению высказывать свои суждения.

Ход занятия

I. ЕЛИНЫ ПОМОЩНИКИ

Игра рекомендуется для детей младшего возраста. Можно использовать как в совместной деятельности, так и в развлечении.

Задачи:

Научить образовывать форму множественного числа глаголов. Обогащать словарный запас детей. Развивать восприятие, мышление. Воспитывать уверенность в себе.

Используемый материал:

Кукла Еля в ненецкой одежде.

Ход игры:

Воспитатель знакомит детей с куклой Елей.

– К нам пришла в гости кукла Еля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Еле.

Воспитатель ведёт куклу по столу, указывая на её ноги.

– Что это? (это ноги)

– Они Елины помощники. Что они делают? (ходят, прыгают, бегают, танцуют и т.д.)

Далее воспитатель указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают на поставленные вопросы (руки хватают, рисуют, ласкают…; глаза смотрят, моргают, щурятся…).

II. ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК

Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Задачи:

Учить соотносить стихотворные произведения с иллюстрированным материалом. Познакомить с некоторыми стихотворениями ненецких поэтов. Обогащать словарный запас. Развивать воображение, внимание, слуховое восприятие. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

Используемый материал:

Дидактическая игра «Чудесный сундучок», отрывки стихотворений ненецких поэтов, иллюстрированный материал, подобранный к содержанию стихотворений.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на «Чудесный сундучок» и произносит слова:

«Я – чудесный сундучок,
Вам, ребята, я – дружок.
Очень хочется мне знать,
Как, вы, любите играть!»

Далее ведущий раздаёт участникам карточки с изображением явлений природы, объектов живой и неживой природы. Предлагает рассмотреть и подобрать картинку к стихотворению в соответствии с произнесенным текстом. Участники должны объяснить, почему они выбрали ту или иную карточку.

Оленёнок мой ручной
Ходит целый день за мной!
В своей одежде пестренькой,
Копыта:
– Тук, да тук!
За ним – четвероногим –
Как трудно мне на двух!
А. Пичков

За морошкой
По тропинке, по дорожке
Собирать идём морошку.
У речушек, у озёр
Выткан розовый узор.
Этих вкусных спелых ягод
Нам не съесть, наверно за год.
Брызжет, брызжет алый сок,
Две морощки в туесок.
Ну, а третью – эх, народ,
Собираем прямо в рот!
А. Пичков

Гусь
Ходит в тундре серый гусь.
– Никого я не боюсь,
Не боюсь лисы и волка:
Вон, гусей, нас в тундре сколько.
А. Пичков

Куропатка
Белое облачко с тундре летело,
Вдруг возле нашего чума присело.
Забегало облачко вдруг,
как живое.
Никак не пойму –
что же это такое?
К облачку стал подползать
я украдкой –
Оно оказалось, друзья, куропаткой.
А. Пичков

Сияние
Это что за радуга,
Радуга лучистая.
Не стоит на месте,
Прыгает игристая.
Льётся разноцветная,
Пламенем сияет
И в мороз трескучий
Небо украшает.
А. Пичков

Лисёнок
Жил лисёнок рыжий в тундре:
До чего же был он мудрый –
Зря без дела не слонялся –
За хвостом своим гонялся
А. Пичков

III. ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА

Дидактическая игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Задачи:

Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.

Используемый материал:

Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт участникам по одной карточке (мехом вверх). Предлагает детям потрогать, погладить кусочек меха или перо и угадать: «Кто носит эту шубку?». После того, как ребёнок угадал название животного, карточка переворачивается. Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида.

Также можно использовать ненецкие загадки при угадывании животных.

IV. «ОТГАДАЙ-КА»

Дидактическая игра рекомендуется для детей старшего возраста. Можно использовать на занятиях познавательного характера, по развитию речи и в других видах деятельности.

Задачи:

Формировать интерес к ненецкому языку. Учить узнавать знакомые слова и соотносить их с иллюстрированным материалом. Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность. Воспитывать уважение к ненецкому народу.

Используемый материал:

Карточки с изображением предметов быта ненецкого народа, карточка с ненецкими словами и их обозначением на русском языке.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт участникам игры карточки с изображением предметов быта ненецкого народа. Предлагает детям рассмотреть карточки и вспомнить некоторые ненецкие слова, соотнося их с иллюстрированным материалом.

 Аргиш – обоз оленьих упряжек.

Аркан – приспособление для ловли оленей.

Капор – женский головной убор из меха молодого оленя.

Малица – верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами.

Нарты – средство передвижения.

Нюк – меховое покрытие чума

Паница – верхняя женская одежда их меха молодого оленя.

Пимы – меховые сапоги.

Скребок – инструмент для выделки шкур.

Хорей – шест, которым погоняют оленей во время езды.

Чум – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.

V. «ВОЛШЕБНЫЙ ЧУМ»

Дидактическая игра рекомендуется детей среднего и старшего возраста. Можно использовать в развлечении, на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности.

Задачи:

Продолжать формировать интерес к культуре ненецкого народа. Учить угадывать ненецкие загадки. Обогащать словарный запас детей. Развивать кругозор дошкольников, память. Воспитывать усидчивость.

Используемый материал:

Ненецкие загадки, спрятанные в «Волшебных чумах».

Ход игры:

Воспитатель предлагает отгадать ненецкие загадки. Каждая отгадка спрятана в «Волшебном чуме». Если дети отгадывают и называют слово, спрятанное в «Волшебном чуме», то воспитатель интересуется, как они догадались.

На конце холма
чернеет уголёк.
(песец)

Длинноухий модник:
летом – в сером кафтане бегает,
а зимой шубку надевает.
(заяц)

Четыре девушки одним платком покрыты.
(стол)

Летом – серая,
зимой – белая.
(куропатка)

Олень от них убегает-
а они не отстают
(нарты)

Весной зелёными рождаются,
а осенью желтеют, краснеют
и на землю осыпаются.
(листья)

Цветная занавеска ночное небо закрывает,
а в тундре от неё светлее становится.
(северное сияние)

Бегут два брата вперегонки,
а обогнать друг друга
никак не могут!
(охотничьи лыжи)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре – прячет.
А в чум попадёт – плачет.
(снег)

Сквозь землю пролез,
русскую шапку надел.
(гриб)

Летом красным сукном одетая,
на одной ножке стоит.
(морошка)

Ног нет, рук нет,
а в рубашке.
(подушка)

Великан полгода спит.
(медведь)

У порога чума доброе существо рычит.
(собака)

Стоит толстяк: живот деревянный,
пояс железный, а в животе – солёная рыба.
(деревянная бочка)