Интегрированный урок "Стой! Подумай! Подожди!"

Разделы: Физика, ОБЖ


Вступление.

Культура поведения на дорогах – одна из насущнейших тем современности т.к. ежедневно в мире погибает около 3,5 тысяч человек. В год потери составляют более 1,2 миллиона человек погибшими и 50 миллионов ранеными. Чаще всего жертвами ДТП становятся люди от 25 до 40 лет, а это самая работоспособная часть населения, самое страшное, что у них уже никогда не родятся дети и население Земли понесет дополнительную утрату.

Наша страна не является исключением в этой печальной статистике. Трагедии на Российских дорогах чаще всего происходят из-за водителей – неумех, которых в народе окрестили “чайниками”, нетрезвых водителей и пешеходов, не соблюдающих правила дорожного движения. Жертвами ДТП становятся совершенно невинные люди: случайные прохожие, дети…

Вот почему пропаганда высоконравственного поведения людей на дорогах – одно из приоритетных направлений образовательно-воспитательного процесса.

Цель работы.

Межпредметные связи - важнейшая и актуальнейшая технология обучения. Ученик должен не просто изучать отдельно взятый школьный предмет, но и хорошо представлять его тесную взаимосвязь с остальными предметами и, что самое главное тесную связь означенных предметов с реальной жизнью. Целью данной работы и является выполнение основного принципа: “Учимся не для школы, а для жизни!”.

Содержание, соответствующее поставленной цели.

Данная работа содержит учебный материал урока по физике (тема урока: “Движение тела под действием силы трения”), который тесно перекликается с актуальнейшей проблемой, ставшей причиной многих ДТП: остановить транспортное средство мгновенно невозможно!

Рекомендации адресованы:

как учителям, ведущим физику (материал по ОБЖ, представленный в разработке урока, может служить хорошим подспорьем для иллюстрации вопроса о тормозном пути), так и учителям ОБЖ (материал по расчету тормозного пути станет отличным дополнением к материалу, связанному с профилактикой ДТП, так же материал урока может быть использован при проведении классных часов, “минуток безопасности” и других аспектов образовательно-воспитательного процесса.

Технологии,

представленные в разработке (модульная, игровая, работа в группах, компьютерная, общественно-коммуникативная, здоровьесберегающая) могут быть интересны многим начинающим педагогам и педагогам, желающим усовершенствовать свое педагогическое мастерство.

1. Основная часть

Проводя данный урок в классе или на занятиях кружка, каждый педагог может убедиться в том, что представленный материал вызывает живой интерес у различных возрастных категорий учащихся. Независимо от того проходит ли у Вас занятие кружка для 10-летних учеников, или урок физики для девятиклассников (15-16 лет), дети активно включаются в работу. Разумеется, “хороший экспромт должен быть тщательно спланирован”. Данный урок требует большой подготовки и от учителя (ему следует заранее подготовить - отксерокопировать таблицы, которые потом вклеиваются учениками в тетради, чтобы их изготовление на уроке не занимало много времени и не отвлекало ребенка, т.к. далеко не все дети владеют хорошими графическими навыками, составить, размножить, раздать карточки социологического опроса), и от учеников (социологический опрос и его обработка делаются заранее), но сам урок проходит легко, на фоне большой познавательной активности.

Оборудование, используемое в эксперименте, (см. рис.1, 2) имеется не только в кабинете физики. Ученик в домашних условиях при желании легко может повторить понравившиеся эксперименты (для мамы, младшего брата…) Простота исполнения дает возможность ребенку почувствовать себя исследователем, перед которым легко открываются тайны науки.

Применение современных технологий:

  • модульная;
  • игровая;
  • работа в группах;
  • компьютерная;
  • общественно-коммуникативная;
  • здоровьесберегающая;

позволяет с успехом достигнуть триединой цели (учебной, развивающей, воспитательной).

Приведу краткие комментарии по применению технологий.

Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках, каждый ученик получает от учителя рекомендации о порядке действий, работает максимум времени самостоятельно.

При проведении эксперимента используются игровая технология и технология работы в группах. Удобнее рассадить ребят по бригадам, за отдельные столы, выбрать начальника конструкторского бюро, руководителей бригадных групп, выслушать отчет о проделанной работе, раздать премирующие вымпелы… При проведении анализа результатов социологического опроса выбирается “секретарь собрания”.

Начальник конструкторского бюро заносит сведения в таблицу на своем компьютере, а она в полном объеме заполняется на мультимедийной доске (вот вам и компьютерные технологии)

Общественно-коммуникативная технология самая веселая и под силу ученику с любыми учебными способностями. Блок социологического опроса – важнейшая составляющая модуля урока. Он требует большой доурочной подготовки со стороны учащихся, но на занятии занимает относительно немного времени.

Смена видов деятельности, подвижность во время эксперимента, активный эмоциональный настрой - дает возможность говорить о здоровьесберегающих технологиях.

Вот шесть основных “китов” на которых базируется организация занятия.

Разработка интегрированного урока физика - ОБЖ
“Стой! Подумай! Подожди!”

Тема урока: “Движение тела под действием силы трения”.

- Научить определять величину тормозного пути.

- Выявить основные факторы, от которых зависит величина тормозного пути.

Цели урока.

Учебная

- Научить определять величину тормозного пути.

- Выявить основные факторы, от которых зависит величина тормозного пути.

Развивающая

- Развить навыки аналитической деятельности (поставить цель, обозначить задачу, сделать выводы из полученных результатов).

- Развить навыки практической научной работы (произведение замеров, построение графиков, проведение социологических опросов, обработка результатов).

- Развить навыки публичного выступления.

Воспитательная

- Показать взаимосвязь учебной дисциплины (физика) с реальной жизнью нашего общества.

- Воспитать чувство ответственности за человеческую жизнь: свою и окружающих.

Используемые технологии: модульная, игровая, работа в группах, компьютерная, общественно-коммуникативная.

Основной предмет: физика.

Интеграция с предметом ОБЖ.

Дополнительные межпредметные связи: с информационными технологиями, литературой, психологией, ИЗО.

Место урока в изучаемой теме:

Механика Кинематика
Динамика
Статика
Силы в природе:
упругости
тяжести
трения
Движение тела под действием силы трения

План урока

Этап урока Содержание этапа Время
1 Организация начала урока (ОНУ) Объявление темы, плана, основных задач урока 1 мин.
2 Проверка домашнего задания Фронтальный опрос по теме “Сила трения” 5 мин.
3 Объяснение нового материала (ОНМ) Вывод формулы для вычисления тормозного пути 5 мин.
4 Экспериментальная часть Доказательство зависимости тормозного пути от:

- первоначальной скорости тела;

- массы тела;

- силы трения (т.е. состояния дороги, покрышек и.т.д.).

15 мин.
5 Обсуждение результатов Анализ экспериментальной части, социологических исследований, статических данных, фотоматериалов. 15 мин.
6 Подведение итогов урока   2 мин.
7 Домашнее задание   2 мин.

Материал к уроку

1. ОНУ

2. Фронтальный опрос

- Что такое сила трения?

- Какие виды трения вы знаете?

- От чего зависит сила трения?

- Что такое коэффициент трения?

3. ОНМ

Сила трения отличается от других сил тем, что она всегда направлена в сторону, противоположную направлению вектора скорости движения тела. Это значит, что и ускорение, которое она сообщает телу, направлено против скорости. Это приводит к ее уменьшению и, если на тело не действуют другие силы, оно, в конце концов, останавливается.

Представим себе, что перед движущимся автомобилем возникло препятствие, и водитель нажал на тормоз. Начиная с этого момента, на тело действует только постоянная сила трения, силой сопротивления воздуха можно пренебречь. Давайте определим время, требующееся для остановки транспортного средства и его тормозной путь.

- по второму закону Ньютона: F= ma (1)

- из кинематики мы знаем, что a= (V-V0 ) /t (2)

- решая вместе (1) и (2), при V=0 получаем t= mV0/F

- из кинематики: путь, пройденный телом до остановки, S= V0 t - at2/2 или S= (V2-V02)/2a

- с учетом того, что a= Fтр/m, а V=0 получаем: S=mV02/2F (3)

Из формулы (3) следует, что после начала торможения тело обязательно пройдет некоторый путь до остановки. От чего же он зависит?

Далее следуют ответы учащихся:

  • от массы тела (прямопропорционально);
  • от начальной скорости тела (прямопропорционально);
  • от силы трения (обратнопропорционально);

Обратите внимание, что:

- чем массивнее транспортной средство, тем длиннее тормозной путь;

- при увеличении начальной скорости в 2 раза тормозной путь увеличивается в 4 раза!

- сила трения зависит от вида дороги, состояния покрышек, погодных условий…

Если на улице гололед, у вас “лысая резина” или “Аннушка уже разлила масло” на проезжей части, то длина тормозного пути может оказаться непредсказуемой.

4. Экспериментальная часть

Убедимся на практике в наших теоретических выводах. Перед началом урока ученикам раздаются заготовки таблицы, которую они заполняют в ходе экспериментальной части, затем вклеивают в тетрадь. Колонку “рисунок” ученики заполняют дома в качестве закрепления изученного материала.


п/п
Изучаемый параметр Краткое описание опыта
(во всех случаях замеряется тормозной путь от подножия наклонной плоскости до остановки)
Рисунок Вывод
1 m
масса тела
С наклонной плоскости съезжает автомобильчик и автомобильчик с грузом: S1= ; S2=    
2 V0
начальная скорость
С наклонной плоскости съезжает автомобильчик, высота наклонной плоскости, а значит и скорость у подножия, в первом случае больше, чем во втором: S1= ; S2=    
3 F
сила
трения
С наклонной плоскости съезжает автомобильчик, коэффициент трения покрытия дороги от подножия до остановки в первом случае больше, чем во втором: S1= ; S2=    

5. Обсуждение результатов:

- ученики делают выводы из результатов экспериментальной части;

- члены ШНО докладывают о результатах социологического опроса (карточка социологического опроса представлена на экране, по мере выступления появляется таблица с результатами опроса и выводы);

- рассказы учеников, случаи из жизни, когда виновниками ДТП становятся пешеходы!

Материал к 5-й части урока

Карточка социологического опроса

Кто виноват в дорожно-транспортных происшествиях?

  Водитель, потому что:   Дети, потому что:
1 Нетрезв 1 Не ведают, что творят
2 Плохо знает ПДД 2 Не знают правил поведения на дорогах
3 Имеет слабые навыки вождения 3 Не занят досуг
4 Плохо работают дорожные службы 4 В школе мало уделяют внимания ОБЖ
5 Иное 5 Иное

Опрос проводится среди трех возрастных групп: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.

Результаты социологического опроса

  Водитель При этом Дети При этом
1 начальная школа 20% 1-50%
2-
3-
4-50%
80% 1-100%
2-
3-
4-
2 среднее звено 61% 1-69%
2-23%
3-8%
4-
38% 1-25%
2-75%
3-
4-
3 старшеклассники 90% 1-61%
2-5%
3-10%
4-15%
5-8%
10% 1-50%
2-50%
3-
4-

Выводы из результатов социологического опроса:

- ученики начальной школы считают, что в основном в ДТП с участием пешеходов виноваты дети и главная причина: их несознательность, группа детей, которые посчитали виноватыми водителей, причину ДТП видят в их нетрезвости и плохой работе дорожных служб;

- среднее звено гораздо большую ответственность возлагает на водителей, называя при этом различные причины;

- старшеклассники уверены в своей непогрешимости и, за малым исключением, ответственность за ДТП возлагают на водителей, называя основной причиной нетрезвость. В отличие от малышей, ребята пытаются глубже анализировать причины ДТП и добавляют такие как: “неоправданный риск, самонадеянность” и “наплевательское отношение к пешеходам”.

Для примера приводится мнение инспектора ГИБДД:

Очень часто в ДТП с участием пешеходов виноваты пешеходы т.к.

- не соблюдают место установленного перехода;

- не учитывают погодные условия;

- бывают нетрезвы.

Истории, рассказанные ребятами.

- У нас в школе был случай, когда девочка торопилась на электричку и бежала через переезд с плеером в ушах. Моя сестра училась с Ирой в одном классе. Сейчас сестра на третьем курсе, а Иры больше нет. Сестра говорит, что она теперь на всю жизнь запомнила, что переезд – зона повышенной опасности. Нужно быть очень внимательным, а плеер – враг внимания!!

- Мне рассказывал мой дед, который 30 лет водил большегрузные поезда, что каждый машинист со стажем хоть раз, но становится невольным убийцей, хотя совершенно в этом не виноват, т.к. не может остановить поезд (тормозной путь поезда составляет несколько километров). Состав проносится мимо, а у обочины остается лежать чье-то искалеченное тело. Это тяжело пережить, и нередко у машинистов возникает страх дороги и профнепригодность.

- Мой отец читал в газете, как водитель сбил мальчика, перебегавшего дорогу. Водитель выскочил из машины и в кустах увидел другого мальчишку, который трясся от страха. Оказывается, они прятались в кустах и “ на спор” перебегали дорогу перед машинами, стараясь подпустить их как можно ближе. Признание мальчика спасло водителя от тюремного заключения, ведь он, увидев ребенка, затормозил, но остановить машину мгновенно, конечно, не смог.

В этой части урока целесообразно представить вниманию учащихся видеопрезентации, слайды и другие материалы, связанные с ДТП, желательно в узнаваемой ситуации: перекрестки и улицы родного города, района.

6. Подведение итогов урока:

- составляется мини-инструкция для пешеходов и водителей (за компьютером сидит ученик, назначенный “секретарем собрания”, он печатает предложения учеников, которые появляются на экране, после утверждения инструкция распечатывается и раздается всем ученикам для вклеивания в тетрадь.

Примеры требований, изложенных в инструкции:

* Ходить по проезжей части опасно!

* Пользуйтесь обочиной только в исключительных случаях

и будьте при этом предельно внимательны

* Переходите улицу только в установленных местах.

* Играть вблизи проезжей части недопустимо!

* Скорость при движении по городу не должна превышать 60 км/час!

* Движение во дворах не более 10 км/час

* Скорость на улицах с большим количеством таких учреждений,

как школы, больницы, детские сады не должна превышать 20 км/час!

* Выпил – за руль не садись!

* Пользуясь за рулем, на переходах и переездах телефоном, слушая плеер или радио, вы создаете аварийную ситуацию!

Заключительное слово учителя, о том, что знания, полученные на уроках ОБЖ и физики, неразрывно связаны с конкретными жизненными ситуациями и помогают избежать проблем, связанных с угрозой жизни и здоровью.

6. Домашнее задание.

- Закончить заполнение таблицы, начатой на уроке.

- Выучить соответствующий параграф в учебнике.

- Подготовить стихи, песни, загадки, связанные с правилами дорожного движения.

- Придумать дорожный знак, призванный помочь пешеходам и водителям избежать ДТП.

Примеры выполнения домашнего задания (привожу те, которые были придуманы самими ребятами, а не скачаны в Интернете).

Зависимость тормозного пути от массы тела.

Если на велосипеде ты подъехал к переезду,
А вдали грохочет поезд:
Стой! Подумай! Подожди!
Многотонная машина встать перед тобой не сможет,
Лучше ты ее, как нужно, пред собою пропусти.

Зависимость тормозного пути от силы трения:

Если скользкую дорогу позабыл посыпать дворник,
А водитель шины с лета на “шипы” забыл сменить,
Не беги через дорогу, торопясь к своей кончине.
Не спеши! Постой! Послушай!
Хорошо на свете жить!

Зависимость тормозного пути от первоначальной скорости тела:

Шофер, ты едешь по двору,
Здесь дети и старушки,
А значит скорость 10 в час
И это не игрушки!

Что касается вновь придуманных дорожных знаков, то наиболее интересным мне показался знак, когда в красном треугольнике на белом фоне нарисован могильный крест с венком, а вокруг самого знака обвита траурная лента с надписью “Незнание законов физики приводит к летальному исходу”. (Приложение)

Визг тормозов и дребезги стекла …
И жизни нет.
Огромной светлой жизни
И впереди не будет ничего:
Семьи, любви, служения Отчизне.
Дорога - место травм и катастроф.
Ошибок, невниманья не прощает!
Ты правила движенья изучай.
Она экзамен строго принимает!

7. Заключение

Не даром говорят:
“Услышал и забыл, прочитал и понял,
Cделал и запомнил на всю жизнь!”.

Вот основной принцип, которым я руководствовалась при создании и проведении своего урока!

На уроке были поставлены следующие задачи и получены результаты.

Учебная задача Развивающая задача Воспитательная задача
Результат:

1. Научились определять величину тормозного пути.
2. Научились получать и обобщать результаты эксперимента.
3. Получили навыки работы с таблицей.
4. Закрепили и применили навыки работы с компьютерной техникой.
5. Повторили и закрепили ПДД

Результат:

1. Развили в себе навыки публичного выступления.
2. Получили навыки работы слаженной командой.
3. Попробовали свои силы в стихотворном жанре.
4. Проявили свои способности в области создания плаката

Результат:

1. Учащиеся усвоили, что культура поведения на дорогах – залог долгой и счастливой жизни

Триединая цель образовательного процесса достигнута!

8. Список использованной литературы

При создании урока дополнительная литература не использовалась.

Все разработка, иллюстрации (фотографии) представляют собой авторскую версию.

(рис. 1)

(рис. 2)

На (рис.1, рис.2) представлена установка, собранная на уроке для демонстрации зависимости тормозного пути от массы тела, его начальной скорости и действующей силы трения.