Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста с игровым стрейчингом

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Наша общая цель – воспитание здоровых детей. Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости, а радость ребенок получает, играя. Занятие проводится в форме сюжетной игры «Путешествие по тундре», что даёт детям возможность поиграть, почувствовать себя путешественниками, по суровому, но такому родному для них краю, погостить в чуме, и даже попробовать себя в роли сказочных персонажей и охотников – оленеводов.

Ритмическая гимнастика - считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Она развивает, не только физические умения и навыки детей, но и позволяет формировать двигательную культуру ребенка, то есть умение передавать свои чувства и переживания с помощью движений, поз, мимики.

В основе игрового стретчинга, использована ненецкая сказка «Сова и Куропатка». Сюжет сказки, был построен так, чтобы происходило чередование различных видов упражнений и равномерное распределение мышечной нагрузки. Упражнения этого комплекса игрового стретчинга направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия. Кроме этого, упражнения способствуют развитию эластичности мышц, координации движений, воспитанию выносливости и старательности.

Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Поэтому в основной части занятия я использовала игры народов севера, которые являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания дошкольников, направленные на формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края, создающее эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Упражнение на профилактику плоскостопия, направлены на развитие свода стопы.

А рисование – как вид творческой деятельности, развивает воображение детей, их фантазию.

Цели:

  • Формировать положительный эмоциональный настрой детей на занятия физкультурой.
  • Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
  • Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру и традиции народов Севера.

Задачи:

  • Совершенствовать имеющиеся у детей навыки в основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях.
  • Упражнять в прыжках в длину с места в игровом упражнении «Ена».
  • Помогать формированию изгиба позвоночника и развитию сводов стопы, используя упражнения системы игрового стретчинга.
  • Пробуждать интерес к танцевальным движениям, творчески отвечать на музыку движением.
  • Познакомить со сказкой ненецкого народа «Сова и Куропатка».
  • Развивать нравственные и волевые качества.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края, внимательное и доброе отношение друг к другу.

Инвентарь:

  • 2 обруча d 50-60 см.
  • Фломастер и лист А4 на каждого ребенка.

Средства ТСО:

  • Магнитофон, диск с музыкой.

Музыкальное сопровождение:

  • «Здравствуй, солнце» Екатерины Салиндер альбом «Рожденная под полярной звездой»
  • «Зима» Анто́нио Лу́чо Вива́льди из цикла «Четыре времени года»

Ход мероприятия

I. Подготовительная часть

1. Построение. Сообщение целей и задач. Создание игровой мотивации.

Инструктор: Здравствуйте, ребята!

Инструктор: Сегодня у вас весёлое, познавательное занятие.

Я приглашаю вас в увлекательное путешествие, где вы узнаете много интересного о крае, в котором мы живём.

Инструктор: Тундра – большой друг не только человеку, но всем зверям и птицам. Для них она родной дом и кормилица. И мы сегодня с вами отправимся в путешествие по тундре.

Раз-два-три повернись
В снежной тундре очутись.

2. Разминка.

Инструктор: Дорога нам предстоит дальняя и нелегкая.

  • «Не будем терять времени. Отправляемся в путь» - ходьба обычная по кругу (1 круг);
  • «Мы пойдём по хрупкому снежному насту» - ходьба на носках (1 круг);
  • «Пойдем через сугробы» - ходьба широким шагом (1 круг);
  • «Поедем в оленьих упряжках» - медленный бег (2 круга);
  • «Наши олени устали - идём шагом» - ходьба с высоким подниманием колен, руки вверх, имитация оленьих рогов (1 круг).

II. Основная часть

Инструктор: Вот мы и добрались до чума.

перестроение в круг.

Инструктор: Чум по-ненецки «МЯ» – центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир. В отверстие наверху можно увидеть солнце днём и месяц ночью.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Не страшны ему ветры, метели, морозы.

1. “Чум – обыкновенный дом.

Всем тепло, уютно в нем”– комплекс ритмической гимнастики. (2,10 м.)

(выполняется под музыкальное сопровождение «Здравствуй, солнце» Екатерины Салиндер альбом «Рожденная под полярной звездой») /Приложение 1.

«Усталые путники» Ходьба по кругу.
«Пришли в чум» Остановиться, повернуться лицом в круг.
«Немного согреемся» Левую ногу на шаг в сторону (в стойку ноги врозь), приставить правую ногу к левой, в полуприсед; растирание ладоней друг о друга.
«Соберем хворост для костра» Выпады вправо, влево с наклоном вперед, руки вниз скрещены; стойка ноги вместе, руки скрещены перед грудью, локти опущены вниз.
«Разжигаем костёр» Из полуприседа с продвижением мелкими шагами, подъём рук «волной» вперед-вверх и обратно, руки «волной» вперед-вниз.
«Горит огонь» 4 шага вперед, к середине круга, руки вверху сгибаются и разгибаются в локтях; 4 шага назад, руки вниз.
«Солнце» Поворот вокруг себя, руки внизу. 4 шага на месте руки через стороны вверх;поворот вокруг себя, руки вверх.4 шага на месте руки через стороны вниз;
«Олени» 4 шага на месте, руки в стороны – наверх скрещиваются.
«Женщины хлопочут у костра» Присесть 4 хлопка впереди, встать, руки через стороны, 4 хлопка над головой.
«Шьют одежду» Левую ногу на шаг в сторону (в стойку ноги врозь), покачивание туловища из стороны в сторону сгибая, то правую, то левую ногу, имитация шитья.
«Примеряют наряд» Поворот вокруг себя, руки в стороны
То же, в другую сторону, руки вверх.
«Шаман» Выпад в сторону, имитация удара в бубен
То же, в другую сторону.
Поворот вокруг себя, руки в стороны

Основные виды движений:

Инструктор: После тяжелой работы, вечером, вся семья собиралась в чуме у очага. Взрослые рассказывали сказки детям. Сказки помогали ребятам узнать больше о родном крае, птицах, зверях и рыбах – обо всем, чем богата северная земля. Чтобы, слушая сказки, они учились быть смелыми и честными, добрыми и умными.

Одну такую сказку мне довелось услышать, а сейчас мне очень хочется, поделиться ею с вами. Я буду рассказывать, а вы показывать нашу сказку.

2. Ненецкая сказка «Сова и Куропатка»игровой стретчинг.

(выполняется под музыкальное сопровождение «Зима» Анто́нио Лу́чо Вива́льди из цикла «Четыре времени года») /Приложение 2.

Сидит Сова в своём гнезде. И. п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны.
Имитация движения руками полёта птицы, повороты головы вправо – влево
Прилетел к ней Коршун и говорит ей: И.п. Встать прямо, руки вдоль туловища.
1. Поднять правую ногу и «заплести» ее вокруг левой так, чтобы пальцы правой ноги были на икроножной мышце левой. Поднять руки на уровень груди и переплести предплечья. Ладони вовнутрь.
2. Вернуться в н.п.
3. 4. Проделать то же, сменив ноги. Дыхание нормальное.
– Совушка, на юг лететь пора! Скоро бураны начнутся, замёрзнешь в тундре.
Отвечает Сова:
– На юг я не полечу. У меня детишки только вывелись. Как я их маленьких оставлю?
– А какая тебе от них польза? Их кормить надо, а ты сама с голоду пропадёшь.
– Не пропаду! Тут куропатки есть жирные, вкусные, вот мы и будем ими сыты!
– Ну как знаешь! – сказал Коршун и улетел.
А Куропатка недалеко сидела и всё слышала. И.п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуть. Руки соединить за спиной за локти («полочкой»).
1. Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
2.Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.
Вернуться в и.п.
То же повторить в левую сторону.
Вернуться в и.п.
6. Наклониться вперед, руки развести в стороны. Постараться подбородком и грудью достать до пола.
7. Вернуться в и.п.
Испугалась она: «Соседка Совушка съесть меня хочет! Что делать? Надо улетать отсюда»
Решила и полетела.
И.п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуть. Руки соединить за спиной за локти «полочкой»
1. Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз
Долго летала и обессилела. Опустилась возле моря Ледовитого, океаном оно называется.
Оглянулась по сторонам, осмотрелась – нигде не видно Совушки. «Здесь некого бояться.
Никто меня не съест» – подумала куропатка.
Идет она по берегу.
Голову гордо подняла, весело вокруг поглядывает.
И.п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре сзади (высокий упор).
1. Тянуть носки на себя.
2. Вытянуть носки.
3. Повторить как в 1-м, 2-м, но попеременно
Вдруг из-под кочки Песец:
– Куропатка, а Куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!
Кинулся он на Куропатку, да только за кончик хвоста ухватил.
И.п. Встать на колени, носки оттянуты, сесть на пятки. Руки подняты вверх, ладони сложены вместе.
Медленно наклониться вниз, пока лоб и ребра ладоней не коснуться пола. Вытянуться как можно дальше. Руки, прижатые к голове, держать прямо. Ягодицы плотно прижаты к пяткам.
Вернуться в и.п
Куропатка и не заметила, идет себе дальше. И.п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре сзади (высокий упор).
1. Тянуть носки на себя.
2. Вытянуть носки.
3. Повторить как в 1-м, 2-м, но попеременно.
Тут за Песцом Волк выскочил.
Да только лишь за лисицу ухватиться успел.
И.п. Сесть позу прямого угла. Согнуть одну ногу в колене и разместить её так, чтобы подошва ступни касалась внутренней поверхности бедра другой ноги. Колено лежит на полу.
1. Поднять руки вверх, потянуться.
Наклониться вперед, достать руками пальцы выпрямленной ноги. Постараться прижать лоб к колену вытянутой ноги. Задержаться нужное количество времени.
3. Вернуться в и.п.
4. Повторить упражнение с другой ногой.
Наконец, на Куропатку сам Белый медведь набросился, да тоже промахнулся, в волка вцепился. И.п. Сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.
1. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в и.п.
3, 4. Проделать то же движение левой ногой.
 «Что-то совсем не могу идти, такой хвост тяжелый стал!» - подумала Куропатка.
Оглянулась она, хвостом мотнула – оторвался Песец и покатились все по снегу. И поняла куропатка, сколько у неё врагов.
«Однако тут мне ещё опаснее. Полечу обратно!»
Так и живут рядом Сова и Куропатка. Беспокойно Куропатке, да лучше, чем у океана.

Инструктор: Молодцы. Хорошая сказка у нас получилась. Но путешествовать по нашему краю можно не только пешком, но и на самолете. Полетели? (руки в стороны, имитация полёта самолёта). Если подняться на самолете высоко в небо, то пролетая над нашим севе рным краем, в иллюминатор мы увидим бесконечное множество голубых озёр и болот: маленькие и большие, самой различной величины – блестят как зеркала. В них водится поистине царская рыба: щокур, осётр, муксун. И кажется, что такого количества озёр, как в нашем крае, нет нигде больше на земле.

Инструктор: Приземляемся. На берегу ручья.

3. Игровое упражнение «ЕНА» – «РУЧЬИ» - прыжки в длину с места (по 2 раза)

На полу обозначен ручей (расст. 70 - 90 см)

Инструктор: Вот ручей, он очень широкий. Надо через него переправиться. Будем перепрыгивать через ручей с двух ног на две.

Инструктор: А какие замечательные люди живут в тундре! Это ненцы, ханты, манси и селькупы.

А славятся они как отличные охотники и рыболовы. И все игры у них связаны с охотой, природой и рыбалкой.

И сейчас мы с вами устроим настоящую охоту на оленей!

Инструктор: Олень в тундре очень ценится. Ведь он не только средство передвижения и пропитания, из оленьего меха шьют теплую одежду, строят жилища.

4. Подвижная игра «ЯРКОЛАВА» – «ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ» (1 - 2 раза)

Считалка:

“Прилетели в тундру утки позолоченные грудки,
Чтоб утяток выводить – выходи тебе водить!”

Описание игры: Два ребенка пастухи, в руках у каждого - обруч. Остальные дети – олени. На сигнал: “ 1, 2, 3 – лови!” олени разбегаются по площадке, пастухи стараются поймать их, надев на них сверху обруч. Пойманные олени, выбывают из игры.

Правила: Обруч набрасывать на тело, а не на шею.

III. Заключительная часть

Инструктор:

Раз-два-три повернись
Снова в зале очутись.

– Вот мы с вами и совершили путешествие по Ямальскому краю. Вам понравилось?

А сейчас давайте нарисуем с вами то, что мы увидели в нашем путешествии, но рисовать будем не руками, а пальчиками ног.

Давайте присядем, снимем носочки. Положите фломастер между большим и указательным пальцем ноги и начнём рисовать.

Инструктор: Какие вы молодцы, а какие ловкие у вас ножки. Если вы разрешите, я бы хотела оставить ваши рисунки себе на память о проведенном с вами занятии.

Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живете, еще сильнее.  

Я хочу, чтоб край мой милый
Стал еще прекрасней,
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье.

Инструктор: Спасибо вам ребята, что вы путешествовали вместе со мной.

А наше занятие подошло к концу. До свидания.

На выход, за направляющим, шагом марш!