Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Почему снег белый?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • расширять у детей представления о явлениях неживой природы зимой;
  • учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды;
  • развивать интерес к самостоятельному наблюдению, стремление делиться с окружающими результатами своих наблюдений;
  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать любознательность, мышление.

Материал: 2 тазика, мягкая игрушка-Зайчик, вата, кусочек оргстекла, белая бумага и бумажная салфетка. Прозрачная пленка (целлофан), листы цветной бумаги (по количеству детей), ножницы, фонарик или фильмоскоп, иллюстрации с изображением восхода и заката зимой, пинцет.

Ход занятия

Организационный момент

Дети усаживаются за столы. Воспитатель сообщает, что сегодня они проведут очередной эксперимент и узнают много интересного.

Основная часть

1. На столе воспитателя стоят 2 тазика, один со снегом, другой со льдом.

- Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе? (тазики)

-А хотите узнать, что в них лежит?

- Для этого вы должны отгадать мои загадки.

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло (лед)

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет (снег)

2.- Правильно отгадали загадки, а теперь давайте рассмотрим снег и лед.

- Посмотрите на снег - какой он? (белый, пушистый, мягкий, холодный)

- Теперь рассмотрим лед - какой он? (гладкий, твердый, холодный, прозрачный)

- А чем похожи снег и лед? (они в тепле тают, появились из воды и т.д.)

- А чем они отличаются? (лед тает дольше, лед прозрачный и т.д.)

3. Ребята, наш Зайка-любознайка приготовил для вас игру, которая называется “Похоже – не похоже”.

- У зайчика в мешочке лежат разные предметы, вы должны достать любой из них и сказать, чем этот предмет походит на снег или лед. Будьте внимательны.

Дети описывают по одному предмету (вата, зеркало, оргстекло, белая бумажная салфетка, белый кубик)

4. Раздается стук в дверь. Входит Незнайка, ворча и бубня что-то себе под нос.

Незнайка:- здравствуйте ребята!

Дети здороваются с гостем.

- Ребята, вы знали, кто это пришел к нам в гости? (Незнайка)

Незнайка ходит, сложив руки за спиной, насупившись.

Воспитатель: Незнайка, почему ты такой взволнованный и сердитый?

Незнайка: Будешь тут сердитый, когда этот Знайка опять важничает! Если он целыми днями сидит в своем кабинете и ставит опыты, то думает, что все на свете знает. Ну, я ему устрою! Я ему докажу!

Воспитатель: Что ты хочешь доказать Знайке?

Незнайка: Мы вчера гуляли с Малышками по городу, а Знайка и говорит: - Какой чудесный белый снежок! А я посмотрел вокруг и говорю, что никакой снег не белый, а голубой или даже сиреневый. Мы поссорились, и я решил обратиться к вам за помощью, чтобы вы мне все разъяснили.

Воспитатель: Да, ссориться с друзьями это плохо и мы попробуем тебе помочь. Поможем Незнайке ребята? (да)

Незнайка: Попробуйте, пожалуйста, рассудите нас.

Воспитатель: Вы слышали ребята, Знайка считает, что снег белый, а Незнайка, что снег голубовато-сиреневый. Кто же прав? (Знайка)

Незнайка: Как и вы туда же?

Воспитатель: Да, да Незнайка снег действительно белый.

Незнайка: А я не верю, докажите мне это!

Воспитатель: Ну что с тобой поделаешь!

5.- Ребята, а действительно, почему снег белый, а не красный или зеленый? (мнения детей)

Воспитатель: Давайте начнем все по-порядку. Из чего состоят снежные сугробы на улице? (из снежинок) А помните, мы с вами рассматривали снежинки через увеличительное стекло? Какие они были? (маленькие, красивые и т. д.). На что они были похожи? (на звездочки, на тоненькие льдинки, были прозрачные)

Воспитатель: А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Пока не совсем понятно, попробуем провести эксперимент.

Незнайка: Как опять эксперимент?

Воспитатель: Да, только опыт поможет найти ответ.

6. - Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате? (нет) Почему? (растает) Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе. Вот посмотрите на эти предметы и выберите наиболее подходящий (дети выбирают из трех предметов - салфетка, пленка, белый лист). Чем похожа пленка на лед? (гладкая, прозрачная)

Давайте посмотрим через нее на вещи. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе? (нет) Почему? (она прозрачная)

А теперь давайте попробуем сложить нашу “ льдинку” в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим.

- Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге (она стала не совсем прозрачной). Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.

- Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу “льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать? (разрезать на мелкие кусочки)

- Давайте попробуем. Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

- Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет)

Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.

-Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный)

- Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.

Незнайка: Вот это эксперимент! Ох, я даже устал! Так много думать я не привык. Хочу отдохнуть.

Воспитатель: Ну и ребята, я думаю, устали. Устоим физминутку.

7.Физминутка

Мы пришли в зимний лес - ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес!- разводят руки в стороны
Справа - березка в шубке стоит - отводят руку
Слева - елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся – кружатся
На землю тихо ложатся - приседают
Вот зайчонок проскакал - прыжки
От лисы он убежал
Где-то волк по лесу рыщет – имитируют бег “волка”
Он себе добычу ищет

8. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего “снега”?

А секрет оказывается вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

Незнайка: Но как же так, ведь я видел снег сиреневым?

Воспитатель: А это объяснить теперь совсем просто. Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым. Хотите, я вам покажу, и вы сами все увидите.

-Я использую фильмоскоп для просмотра диафильмов. И чтобы получить фонарики разного цвета я на пленку нанесла краску разных цветов.

Воспитатель включает фильмоскоп и освещает снег в тазике разным светом.

9. Воспитатель: Посмотрите на картины, которые видите на доске и скажите, каким нарисовали снег художники? А почему на этой картине снег розовый? ( указывает на картину, где изображен восход солнца) А на этой картине снег уже сиреневый. Почему? (потому, что художники рисовали восход и закат)

Воспитатель: Незнайка, выходит ты видел на снегу только отражение заката. Как же мы вас рассудим? Ты вместе с нами участвовал в эксперименте и сам все понял.

Незнайка: Да, да я все понял. Спасибо вам ребята за помощь! Пойду, попрошу у Знайки прощения, наверное он обиделся на меня. (Незнайка прощается и уходит)

Заключительная часть.

Воспитатель: Как хорошо когда можешь кому-то помочь. А вам ребята понравился наш эксперимент? (да) Сейчас можно и отдохнуть.