Цель занятия: формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, благодарности, просьбы, извинения).
Образовательные задачи:
- уточнение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя.
Развивающие задачи:
- развитие навыков речевого общения;
- развитие связной речи;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие общей моторики и координации речи с движением;
- развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
- формирование взаимопонимания, доброжелательности.
Предварительная работа: чтение сказки «Как попугай Таню вежливости научил».
Оборудование: игрушка попугай, костюмы для персонажей сказки.
Ход занятия
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем нужно быть вежливым?
Дети отвечают.
– Правильно! С воспитанным, вежливым человеком приятно общаться. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он умеет посочувствовать, может понять другого человека и помочь ему. Вежливыми словами мы проявляем свое уважение к окружающим нас людям. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: «Пожалуйста», «С добрым утром», «Спасибо».
Воспитатель: Послушайте стихотворения А. Кондратьева про вежливые слова [1].
Добрые день
– Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Пожалуйста
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Здравствуйте
– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.
– Здравствуй, – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Давайте вспомним сказку про девочку Таню, которая частенько забывала говорить вежливые слова [2].
Воспитатель задает вопросы:
- Какие вежливые слова забывала говорить Таня?
- Были ли вежливыми любимые Танины слова?
- Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?
- Почему Тане стало стыдно за своего попугая?
- Какое «волшебное» слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?
- Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?
- В каких случаях нужно говорить «извините пожалуйста»?
А теперь давайте разыграем эту сказку по ролям (Таня, бабушка, папа, друзья Тани, попугай).
Первая группа детей проигрывает сказку с проблемными ситуациями, воспитатель обращает внимание детей на эти ситуации, задавая вопросы по ходу игры.
- Куда нужно вешать пальто и куртки, когда вы приходите с улицы?
- Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?
- Какие вежливые слова говорите после того, как поели?
Вторая группа детей проигрывает сказку по-другому, используя вежливые слова.
Итог занятия.
Закрепление навыков речевого этикета и оценка деятельности детей.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Вы запомнили куда нужно вешать пальто и куртки, когда вы приходите с улицы?
- Когда вы захотите есть, что вы скажете маме или бабушке?
- Как вы думаете, какие «добрые» слова запомнил попугай?
Ребенок: «Спасибо».
Воспитатель: Мы говорим это слово, когда благодарим за что-то.
Ребенок: «Здравствуйте».
Воспитатель: Мы говорим это слово, когда встречаем кого-то.
Ребенок: «Пожалуйста».
Воспитатель: Мы говорим это слово, когда обращаемся к кому-то с просьбой.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Постарайтесь, как можно чаще, говорить людям добрые, вежливые, хорошие слова.
Воспитатель раздает детям наклейки с изображением попугая.
Сказка.
Как попугай Таню вежливости научил.
Сбылась Танина мечта – папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый – ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками-горошинами.
Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.
Таня мечтала научить попугая говорить.
– Бабушка! Как мне научить Шурика говорить? – спрашивала она.
– Нужно по многу раз, терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.
Но терпения у Танюши было маловато! Девочка куда-то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда.
Прибежит Таня с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит: «Я ужасно есть хочу! Бабушка давай обед!»
Бабушка грустно качала головой и говорила: «Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!»
«Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!» – ворчала внучка.
Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.
Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купи!», «Не буду!» и «Отстань!»
Добрые и вежливые слова «Здравствуйте», «Добрый день», «Приятного аппетита», «Спасибо», «Пожалуйста» Таня говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда ей об этом напоминали.
Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.
Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.
– Очень красивый! – восхищались дети, рассматривая попугайчика.
– А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.
– Пока не умеет, но я его учу, – соврала Таня, – скоро научу.
Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:
– На, Шурик, съешь огурчика!
Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:
– Отстань! Не хочу и не буду!
Ребята так и ахнули от неожиданности.
– Говорит! Говорит! – закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:
– Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!
Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.
– Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, – вежливо попросила она.
В ответ попугай весело крикнул: «Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай!» А потом вдруг захныкал: «Купи мне велосипед!»
Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!
– Кто же его таким словам научил? – удивилась Таня.
Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:
– А ты подумай, может быть и догадаешься!
Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.
– Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: «Купи, купи мне велосипед!».
А папа мне ответил: «Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь!»
– Ну и не надо! – крикнула в ответ тогда Таня. – Я и без него обойтись могу!
А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.
– Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, – решила Таня и спокойно уснула.
Литература:
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет/ С.В.Пятак, Н.А.Царикова. – М.: Эксмо, 2010. – 144с.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2001. – 63с. (Развивающие сказки для детей).