Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе "Волшебные слова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, благодарности, просьбы, извинения).

Образовательные задачи:

  • уточнение и активизация словаря;
  • совершенствование грамматического строя.

Развивающие задачи:

  • развитие навыков речевого общения;
  • развитие связной речи;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие общей моторики и координации речи с движением;
  • развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • формирование взаимопонимания, доброжелательности.

Предварительная работа: чтение сказки «Как попугай Таню вежливости научил».

Оборудование: игрушка попугай, костюмы для персонажей сказки.

Ход занятия

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем нужно быть вежливым?

Дети отвечают.

– Правильно! С воспитанным, вежливым человеком приятно общаться. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он умеет посочувствовать, может понять другого человека и помочь ему. Вежливыми словами мы проявляем свое уважение к окружающим нас людям. Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: «Пожалуйста», «С добрым утром», «Спасибо».

Воспитатель: Послушайте стихотворения А. Кондратьева про вежливые слова [1].

Добрые день
– Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

Пожалуйста
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Здравствуйте
– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.
– Здравствуй, – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Спасибо
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.

Давайте вспомним сказку про девочку Таню, которая частенько забывала говорить вежливые слова [2].

Воспитатель задает вопросы:

  1. Какие вежливые слова забывала говорить Таня?
  2. Были ли вежливыми любимые Танины слова?
  3. Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?
  4. Почему Тане стало стыдно за своего попугая?
  5. Какое «волшебное» слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?
  6. Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?
  7. В каких случаях нужно говорить «извините пожалуйста»?

А теперь давайте разыграем эту сказку по ролям (Таня, бабушка, папа, друзья Тани, попугай).

Первая группа детей проигрывает сказку с проблемными ситуациями, воспитатель обращает внимание детей на эти ситуации, задавая вопросы по ходу игры.

  1. Куда нужно вешать пальто и куртки, когда вы приходите с улицы?
  2. Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?
  3. Какие вежливые слова говорите после того, как поели?

Вторая группа детей проигрывает сказку по-другому, используя вежливые слова.

Итог занятия.

Закрепление навыков речевого этикета и оценка деятельности детей.

Воспитатель задает вопросы детям:

  1. Вы запомнили куда нужно вешать пальто и куртки, когда вы приходите с улицы?
  2. Когда вы захотите есть, что вы скажете маме или бабушке?
  3. Как вы думаете, какие «добрые» слова запомнил попугай?

Ребенок: «Спасибо».

Воспитатель: Мы говорим это слово, когда благодарим за что-то.

Ребенок: «Здравствуйте».

Воспитатель: Мы говорим это слово, когда встречаем кого-то.

Ребенок: «Пожалуйста».

Воспитатель: Мы говорим это слово, когда обращаемся к кому-то с просьбой.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Постарайтесь, как можно чаще, говорить людям добрые, вежливые, хорошие слова.

Воспитатель раздает детям наклейки с изображением попугая.

Сказка. 

Как попугай Таню вежливости научил.

Сбылась Танина мечта – папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый – ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками-горошинами.

Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.

Таня мечтала научить попугая говорить.

– Бабушка! Как мне научить Шурика говорить? – спрашивала она.

– Нужно по многу раз, терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.

Но терпения у Танюши было маловато! Девочка куда-то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда.

Прибежит Таня с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит: «Я ужасно есть хочу! Бабушка давай обед!»

Бабушка грустно качала головой и говорила: «Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!»

«Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!» – ворчала внучка.

Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.

Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купи!», «Не буду!» и «Отстань!»

Добрые и вежливые слова «Здравствуйте», «Добрый день», «Приятного аппетита», «Спасибо», «Пожалуйста» Таня говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда ей об этом напоминали.

Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.

Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.

– Очень красивый! – восхищались дети, рассматривая попугайчика.

– А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.

– Пока не умеет, но я его учу, – соврала Таня, – скоро научу.

Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:

– На, Шурик, съешь огурчика!

Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:

– Отстань! Не хочу и не буду!

Ребята так и ахнули от неожиданности.

– Говорит! Говорит! – закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:

– Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!

Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.

– Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, – вежливо попросила она.

В ответ попугай весело крикнул: «Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай!» А потом вдруг захныкал: «Купи мне велосипед!»

Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!

– Кто же его таким словам научил? – удивилась Таня.

Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:

– А ты подумай, может быть и догадаешься!

Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.

– Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: «Купи, купи мне велосипед!».

А папа мне ответил: «Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь!»

– Ну и не надо! – крикнула в ответ тогда Таня. – Я и без него обойтись могу!

А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.

– Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, – решила Таня и спокойно уснула.

Литература:

  1. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет/ С.В.Пятак, Н.А.Царикова. – М.: Эксмо, 2010. – 144с.
  2. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2001. – 63с. (Развивающие сказки для детей).