Предложенный химический вечер разработан для обучающихся 8-11 классов. Обучающие среднего звена образуют команды знатоков, старшеклассники готовят сообщения, демонстрационный эксперимент, выполняют функцию жюри. Вечер проводится в конце третье четверти в рамках недели химии.
Задачи этого мероприятия заключаются в том, чтобы помочь обучающимся в определении устойчивого интереса к науке химии, выявить склонности и способности, расширить знания и кругозор, развить интерес к предмету, самостоятельность и творческую активность.
Действующие лица:
- Две команды знатоков.
- Представители школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах».
- Профессор кафедры «История химии».
- Представители справочного бюро и школьной экспериментальной лаборатории.
Ход вечера
Ведущий: Добрый день! Я рад приветствовать всех, кто собрался в этом кабинете, тех, кто предан очень интересной и важной науке – химии, тех, кто готов показать свои знания и умения. Ещё в 18 веке М.В.Ломоносов сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Химия играет огромную роль в жизни человеческого общества, по уровню развития химической науки и промышленности судят об уровне развития страны, но чтобы стать настоящими химиками надо много потрудиться, многому научиться. Сегодня мы узнаем и увидим много нового, интересного. Девизом нашего вечера будут слова великого английского классика В. Шекспира «Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете». У нас в гостях представители школьной научно-исследовательской лаборатории «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах», профессор кафедры «История химии», представители справочного бюро и школьной экспериментальной лаборатории, а так же на нашем вечере работает очень справедливое жюри. Я желаю всем приятного общения и победы в соревновании знатоков. Предоставляю слово экспериментальной лаборатории.
Лаборант (ученик 11 класса): Во славу всех собравшихся я зажигаю волшебный химический огонь.
Демонстрируется опыт «Получение огня без спичек». [2] (Приложение 1) Первой команде знатоков предлагаю объяснить следующий опыт. За правильное разъяснение команда получает 10 баллов.
Демонстрируется опыт «Несгораемый платок». [3] (Приложение 1)
Ведущий: Слово предоставляется знатокам. Объясните, пожалуйста, почему обычный носовой платок не сгорел в пламени огня? (Если знатоки не смогут объяснить результат опыта, лаборант раскрывает секрет.)
У нас в гостях «профессор» кафедры «Истории» нашей школьной научной лаборатории. Из его рассказа мы узнаем о том, какую роль сыграл огонь в жизни человека.
Старшеклассник: «Огонь в истории человечества». [4] (Приложение 2)
Ведущий: Внимание, знатоки! Ваша задача составить химические формулы всех веществ, о которых шла речь в рассказе нашего гостя, и написать три уравнения химических реакций, которые характеризуют химические процессы, описанные в рассказе. За каждую формулу и уравнение реакции команды получают по одному баллу. (Задание выполняют обе команды.)
Задание выполнено, жюри приступает к проверке, а мы послушаем рекомендации представителей справочного бюро.
Справочное бюро: Если вы случайно подпалили одежду горячим утюгом, и на одежде осталось пятно – не огорчайтесь, его можно вывести, если на подпаленное место поместить кислое молоко, растворённоё в воде, или смочить его перекисью водорода и вывесить на яркий свет. [1]
Ведущий: Спасибо за совет, а я предоставляю слово лаборантам. Для участников нашего вечера они приготовили сюрприз.
Лаборант: Вы когда-нибудь видели, как извергается вулкан? Я покажу вам его прямо на этом столе. Далее демонстрируется занимательный опыт «Вулкан на столе». [3] (Приложение 1)
Ведущий: Знатоков ждёт ещё один каверзный вопрос: чем отличаются три химических процесса – горение, гниение и взрыв и в чем состоит их сходство? На эти вопросы отвечает команда №2. За правильный ответ команда получает 10 баллов. Пока знатоки размышляют, справочное бюро для гостей вечера расскажет маленькие секреты.
Справочное бюро: Если серебряные изделия покрылись тёмным налётом, помойте их в теплой мыльной воде, затем почистите мягкой тряпочкой смоченной в смеси нашатырного спирта и зубного порошка, ещё раз промойте тёплой водой и протрите.
Хрустальные изделия будут лучше блестеть, если сполоснуть их в холодной воде с уксусом. [1]
Ведущий: Спасибо за умные советы, предоставляем слово знатокам.
Знатоки (отвечают на поставленный вопрос): Все три процесса протекают при участии кислорода и с выделением тепла, в этом заключается их сходство, но с разной скоростью и процессы горения и взрыв сопровождается выделением света. (Жюри оценивает ответ).
Ведущий: Уважаемы участники нашего вечера, какое вещество использует человек для тушения пожаров? (Ответ: вода.) Правильно, а что мы знаем про это вещество? Прошу ответить на этот вопрос знатоков.
Знатоки: Вода – это жидкость, без цвета и запаха. Хороший растворитель, кипит при температуре 100°С, замерзает при 0°С, входит в состав всех живых организмов и играет важную роль в их жизнедеятельности. (Заслушиваются выступления обеих команд).
Ведущий: Молодцы! Но это обычное для нас вещество таит в себе много загадочного и необычного. Хочу предоставить слово представителям школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах».
Старшеклассник: Выступает с сообщением «Сосулькины секреты». [4] (Приложение 2)
Ведущий: Вот такое удивительное вещество вода! Сейчас мы увидим ещё одно необычное свойство воды. Предоставляем слово лаборантам.
Лаборант: Демонстрируют опыт, в котором вода выступает в роли катализатора – вода «поджигатель». [3] (Приложение 1).
Ведущий: Мы послушали интересные сообщения, посмотрели удивительные химические опыты, а теперь команды знатоков покажут нам свои знания, находчивость, смекалку.
К доске приглашаются по одному участнику от каждой команды, желательно те, кто хорошо знает русский алфавит. Максимальное количество очков –6, время –две минуты. Задача играющих расставить карточки с символами химических элементов в алфавитном порядке в соответствии с русским названием.
N | Al | H | Fe | Ca |
O | Mg | Cu | Na | Hg |
S | C | P | Cl | Zn |
Работа выполнена, жюри проверяет точность выполнения задания, а командам предлагается химическая викторина. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Вопросы для первой команды [2]:
- Какая кислота находится в желудке здорового человека? (Соляная кислота НСl.)
- Что означает слово кислород? (Рождающий кислоты.)
- Все ли ядра можно брать в руки? (Ядра атомов химических элементов нельзя взять в руки.)
- Почему мокрое бельё сушат на морозе? (Лёд способен к возгонке, поэтому бельё высыхает.)
- Что такое «святая» и серебряная вода? (Вода содержащая ионы серебра.)
Вопросы для второй команды [2]:
- Какая кислота называется аккумуляторной? (Серная кислота Н2SO4.)
- Что означает слово водород? (Рождающий воду.)
- Если срез картофелины смочить раствором йода, то происходит посинение. О чём это говорит? (Картофель содержит крахмал.)
- Какую соль человек применяет для приготовления пищи? Назовите её формулу. (Поваренную соль, хлорид натрия –NaCl.)
- Из одного грамма какого металла можно вытянуть проволоку в несколько десятков километров? (Платина.)
Ведущий: Знаете ли вы международную и русскую номенклатуру?
Задача заключается в том, чтобы прикрепить карточку с формулами уже известных веществ в квадрат с соответствующим названием. Работу выполняют параллельно по одному участнику из каждой команды на скорость. Максимальное количество – 5 баллов.
Оксид ртути
Вода Железо Хлорид цинка |
Сульфид железа(+2)
Бертолетовая соль Углекислый газ Ртуть |
Алюминий
Магний Хлорид меди(+2) Хлор |
Озон
Оксид меди(+2) Оксид магния Оксид фосфора(+5) |
На карточках написаны формулы следующих веществ:
H2O | Fe | Al | O3 | HgO | KClO3 | Mg | CuO | FeS | CO2 | CuCl2 | MgO | Cl2 | Hg | ZnCl2 | P2O5 |
Теперь проводим аукцион «Кто быстрее проводит уравнения реакций?». Время – 2 мин. Количество баллов – от 2 до 3.
Для первой команды | Для второй команды |
Fe + HCl = FeCl2 + ? Al + O2 = CaCO3 = CaO + ? |
Al + HCl = AlCl3 + ? Fe + O2 = HgO = |
Конкурс «Пантомима».
Приглашаются по два человека из команды, обладающих чувством юмора, богатым воображением, артистическими данными. Задание: отразите в пантомиме, что произойдёт в случае неправильного обращения со спиртовкой. [3]
Максимальное количество баллов – 5, время подготовки – 10 мин. [3]
Знатоки закончили свою работу, жюри подсчитывает результаты работы знатоков, а мы слушаем выступление школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах». (Выступает ученик с сообщением «Всесъедающий».)
Старшеклассник: Выступает с сообщением «Всесъедающий». [4] (Приложение 2)
Ведущий: Спасибо всем участникам нашего вечера. Послушаем итоги игры команд знатоков. (Жюри подводит итоги.)
Лаборант: Я хочу поздравить команду победителей и для всех участников зажечь волшебный химический огонь. Демонстрируется опыт «Разноцветные огни». [2] (Приложение 1)
Ведущий: Друзья, наш вечер подошёл к концу, я надеюсь, что время, проведённое в нашем химическом кабинете, не прошло для вас зря, вы узнали много интересного, показали, что вы многое знаете и умеете, вы находчивы и сообразительны. Хочу пожелать вам дальнейших успехов в изучении химии.
Литература:
- Химия в нашем доме А.М. Юдин. - М.: «Химия», 1990. – 271 с.
- Занимательные опыты по химии В. Шевчук. - Ярославское книжное издательство, 1960. – 86 с.
- Учителю химии о внеклассной работе \ авт.-сост. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко. - М.: «Просвещение»,1978 - 160 с.
- Занимательно о химии Л. Власов Д. Трифонов. – Издательство «Молодая гвардия», 1968. – 254 с.
- Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия (игры, шоу-программы, театрализованные представления) \ авт. – сост. Е.П. Ким. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.