Внеклассное мероприятие "Химия вокруг нас". 8–11-й класс

Разделы: Химия

Классы: 8, 9, 10, 11


Предложенный химический вечер разработан для обучающихся 8-11 классов. Обучающие среднего звена образуют команды знатоков, старшеклассники готовят сообщения, демонстрационный эксперимент, выполняют функцию жюри. Вечер проводится в конце третье четверти в рамках недели химии.

Задачи этого мероприятия заключаются в том, чтобы помочь обучающимся в определении устойчивого интереса к науке химии, выявить склонности и способности, расширить знания и кругозор, развить интерес к предмету, самостоятельность и творческую активность.

Действующие лица:

  1. Две команды знатоков.
  2. Представители школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах».
  3. Профессор кафедры «История химии».
  4. Представители справочного бюро и школьной экспериментальной лаборатории.

Ход вечера

Ведущий: Добрый день! Я рад приветствовать всех, кто собрался в этом кабинете, тех, кто предан очень интересной и важной науке – химии, тех, кто готов показать свои знания и умения. Ещё в 18 веке М.В.Ломоносов сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Химия играет огромную роль в жизни человеческого общества, по уровню развития химической науки и промышленности судят об уровне развития страны, но чтобы стать настоящими химиками надо много потрудиться, многому научиться. Сегодня мы узнаем и увидим много нового, интересного. Девизом нашего вечера будут слова великого английского классика В. Шекспира «Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете». У нас в гостях представители школьной научно-исследовательской лаборатории «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах», профессор кафедры «История химии», представители справочного бюро и школьной экспериментальной лаборатории, а так же на нашем вечере работает очень справедливое жюри. Я желаю всем приятного общения и победы в соревновании знатоков. Предоставляю слово экспериментальной лаборатории.

Лаборант (ученик 11 класса): Во славу всех собравшихся я зажигаю волшебный химический огонь.

Демонстрируется опыт «Получение огня без спичек». [2] (Приложение 1) Первой команде знатоков предлагаю объяснить следующий опыт. За правильное разъяснение команда получает 10 баллов.

Демонстрируется опыт «Несгораемый платок». [3] (Приложение 1)

Ведущий: Слово предоставляется знатокам. Объясните, пожалуйста, почему обычный носовой платок не сгорел в пламени огня? (Если знатоки не смогут объяснить результат опыта, лаборант раскрывает секрет.)

У нас в гостях «профессор» кафедры «Истории» нашей школьной научной лаборатории. Из его рассказа мы узнаем о том, какую роль сыграл огонь в жизни человека.

Старшеклассник: «Огонь в истории человечества». [4] (Приложение 2)

Ведущий: Внимание, знатоки! Ваша задача составить химические формулы всех веществ, о которых шла речь в рассказе нашего гостя, и написать три уравнения химических реакций, которые характеризуют химические процессы, описанные в рассказе. За каждую формулу и уравнение реакции команды получают по одному баллу. (Задание выполняют обе команды.)

Задание выполнено, жюри приступает к проверке, а мы послушаем рекомендации представителей справочного бюро.

Справочное бюро: Если вы случайно подпалили одежду горячим утюгом, и на одежде осталось пятно – не огорчайтесь, его можно вывести, если на подпаленное место поместить кислое молоко, растворённоё в воде, или смочить его перекисью водорода и вывесить на яркий свет. [1]

Ведущий: Спасибо за совет, а я предоставляю слово лаборантам. Для участников нашего вечера они приготовили сюрприз.

Лаборант: Вы когда-нибудь видели, как извергается вулкан? Я покажу вам его прямо на этом столе. Далее демонстрируется занимательный опыт «Вулкан на столе». [3] (Приложение 1)

Ведущий: Знатоков ждёт ещё один каверзный вопрос: чем отличаются три химических процесса – горение, гниение и взрыв и в чем состоит их сходство? На эти вопросы отвечает команда №2. За правильный ответ команда получает 10 баллов. Пока знатоки размышляют, справочное бюро для гостей вечера расскажет маленькие секреты.

Справочное бюро: Если серебряные изделия покрылись тёмным налётом, помойте их в теплой мыльной воде, затем почистите мягкой тряпочкой смоченной в смеси нашатырного спирта и зубного порошка, ещё раз промойте тёплой водой и протрите.

Хрустальные изделия будут лучше блестеть, если сполоснуть их в холодной воде с уксусом. [1]

Ведущий: Спасибо за умные советы, предоставляем слово знатокам.

Знатоки (отвечают на поставленный вопрос): Все три процесса протекают при участии кислорода и с выделением тепла, в этом заключается их сходство, но с разной скоростью и процессы горения и взрыв сопровождается выделением света. (Жюри оценивает ответ).

Ведущий: Уважаемы участники нашего вечера, какое вещество использует человек для тушения пожаров? (Ответ: вода.) Правильно, а что мы знаем про это вещество? Прошу ответить на этот вопрос знатоков.

Знатоки: Вода – это жидкость, без цвета и запаха. Хороший растворитель, кипит при температуре 100°С, замерзает при 0°С, входит в состав всех живых организмов и играет важную роль в их жизнедеятельности. (Заслушиваются выступления обеих команд).

Ведущий: Молодцы! Но это обычное для нас вещество таит в себе много загадочного и необычного. Хочу предоставить слово представителям школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах».

Старшеклассник: Выступает с сообщением «Сосулькины секреты». [4] (Приложение 2)

Ведущий: Вот такое удивительное вещество вода! Сейчас мы увидим ещё одно необычное свойство воды. Предоставляем слово лаборантам.

Лаборант: Демонстрируют опыт, в котором вода выступает в роли катализатора – вода «поджигатель». [3] (Приложение 1).

Ведущий: Мы послушали интересные сообщения, посмотрели удивительные химические опыты, а теперь команды знатоков покажут нам свои знания, находчивость, смекалку.

К доске приглашаются по одному участнику от каждой команды, желательно те, кто хорошо знает русский алфавит. Максимальное количество очков –6, время –две минуты. Задача играющих расставить карточки с символами химических элементов в алфавитном порядке в соответствии с русским названием.

N Al H Fe Ca
O Mg Cu Na Hg
S C P Cl Zn

Работа выполнена, жюри проверяет точность выполнения задания, а командам предлагается химическая викторина. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Вопросы для первой команды [2]:

  1. Какая кислота находится в желудке здорового человека? (Соляная кислота НСl.)
  2. Что означает слово кислород? (Рождающий кислоты.)
  3. Все ли ядра можно брать в руки? (Ядра атомов химических элементов нельзя взять в руки.)
  4. Почему мокрое бельё сушат на морозе? (Лёд способен к возгонке, поэтому бельё высыхает.)
  5. Что такое «святая» и серебряная вода? (Вода содержащая ионы серебра.)

Вопросы для второй команды [2]:

  1. Какая кислота называется аккумуляторной? (Серная кислота Н2SO4.)
  2. Что означает слово водород? (Рождающий воду.)
  3. Если срез картофелины смочить раствором йода, то происходит посинение. О чём это говорит? (Картофель содержит крахмал.)
  4. Какую соль человек применяет для приготовления пищи? Назовите её формулу. (Поваренную соль, хлорид натрия –NaCl.)
  5. Из одного грамма какого металла можно вытянуть проволоку в несколько десятков километров? (Платина.)

Ведущий: Знаете ли вы международную и русскую номенклатуру?

Задача заключается в том, чтобы прикрепить карточку с формулами уже известных веществ в квадрат с соответствующим названием. Работу выполняют параллельно по одному участнику из каждой команды на скорость. Максимальное количество – 5 баллов.

Оксид ртути

Вода

Железо

Хлорид цинка

Сульфид железа(+2)

Бертолетовая соль

Углекислый газ

Ртуть

Алюминий

Магний

Хлорид меди(+2)

Хлор

Озон

Оксид меди(+2)

Оксид магния

Оксид фосфора(+5)

На карточках написаны формулы следующих веществ:

H2O Fe Al O3 HgO KClO3 Mg CuO FeS CO2 CuCl2 MgO Cl2 Hg ZnCl2 P2O5

Теперь проводим аукцион «Кто быстрее проводит уравнения реакций?». Время – 2 мин. Количество баллов – от 2 до 3.

Для первой команды Для второй команды
Fe + HCl = FeCl2 + ?

Al + O2 =

CaCO3 = CaO + ?

Al + HCl = AlCl3 + ?

Fe + O2 =

HgO =

Конкурс «Пантомима».

Приглашаются по два человека из команды, обладающих чувством юмора, богатым воображением, артистическими данными. Задание: отразите в пантомиме, что произойдёт в случае неправильного обращения со спиртовкой. [3]

Максимальное количество баллов – 5, время подготовки – 10 мин. [3]

Знатоки закончили свою работу, жюри подсчитывает результаты работы знатоков, а мы слушаем выступление школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах». (Выступает ученик с сообщением «Всесъедающий».)

Старшеклассник: Выступает с сообщением «Всесъедающий». [4] (Приложение 2)

Ведущий: Спасибо всем участникам нашего вечера. Послушаем итоги игры команд знатоков. (Жюри подводит итоги.)

Лаборант: Я хочу поздравить команду победителей и для всех участников зажечь волшебный химический огонь. Демонстрируется опыт «Разноцветные огни». [2] (Приложение 1)

Ведущий: Друзья, наш вечер подошёл к концу, я надеюсь, что время, проведённое в нашем химическом кабинете, не прошло для вас зря, вы узнали много интересного, показали, что вы многое знаете и умеете, вы находчивы и сообразительны. Хочу пожелать вам дальнейших успехов в изучении химии.

Литература:

  1. Химия в нашем доме А.М. Юдин. - М.: «Химия», 1990. – 271 с.
  2. Занимательные опыты по химии В. Шевчук. - Ярославское книжное издательство, 1960. – 86 с.
  3. Учителю химии о внеклассной работе \ авт.-сост. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко. - М.: «Просвещение»,1978 - 160 с.
  4. Занимательно о химии Л. Власов Д. Трифонов. – Издательство «Молодая гвардия», 1968. – 254 с.
  5. Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия (игры, шоу-программы, театрализованные представления) \ авт. – сост. Е.П. Ким. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.