“Без здоровья невозможно и счастье.”
Белинский В. Г.
Актуальность:
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в семье и в обществе, – лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье детей. Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной.
Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте дети должны не только иметь представление о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, об охране здоровья, но и уметь донести накопленные знания через свободное общение со взрослыми и сверстниками.
В данном проекте ведущей образовательной областью является образовательная область “Здоровье”. На протяжении всей деятельности прослеживается интеграция образовательной области “Здоровье” с коммуникативной и продуктивной видами деятельностей.
Цель данной совместной деятельности: сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека.
Задачи:
Обучающая – расширение и уточнение знаний детей о ЗОЖ, обогащение словаря, формирование представления о том, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека, формирование познавательного интереса к окружающему миру.
Развивающая – развитие коммуникативной деятельности, развитие познавательной активности детей, развитие творчества, воображения через нетрадиционные формы рисования по замыслу.
Воспитательная – воспитание основ здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и о здоровье близких.
Предполагаемый результат: по завершению специально организованной деятельности дети должны усвоить, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека, познакомиться с оптическим прибором – микроскоп. Научится применять полученные знания в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
Проблемы, с которыми мы можем столкнуться в процессе работы это:
- дети могут строить свои высказывания односложно, не давая развернутые фразы в коммуникативной деятельности;
- не всех детей может привлечь сюжет;
- отсутствие навыка при удержании воздушных шаров при рисовании на них.
Форма проведения: интегрированный проект непосредственно организованной деятельности с ведущей образовательной областью “Здоровье” .
Словарная работа: микроскоп, микроорганизмы, микробы.
Наглядное оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре “Больница”, микроскоп, сюжетные картинки по ЗОЖ, 3 воздушных гелиевых шара разного цвета с надписью “микроб”, белые воздушные шары по количеству детей, гуашь, кисточки для рисования.
Ход занятия
(Дети самостоятельно занимаются разными видами деятельностями. Воспитатель интересуется чем заняты дети и говорит им, что тоже желает поиграть. Подходит к игровой зоне “Здоровье”, надевает халат и колпак врача, заранее приготовленные.)
Воспитатель: Ребята, вы доверите мне быть доктором? Я хочу узнать все ли вы пришли в детский сад здоровыми? Кто желает, подходите, я буду вас осматривать.
(Дети подходят к “врачу”, воспитатель проверяет горло, уши, ногти, ставит градусник.)
Воспитатель: Вижу, все вы такие чистые и опрятные, все у вас в порядке и у вас ничего не болит. Значит вы – здоровые ребятки! Да, микробам трудно попасть в ваш организм. Позвольте вас спросить, что такое микробы?
Дети: маленькие шарики, которые мы не видим.
Воспитатель: Правильно, мы можем говорить микробы, микроорганизмы, бактерии – все это мельчайшие живые существа. “микро” – по-гречески значит маленький, “биос” – жизнь. Это такие шарики и палочки, которые мы не можем видеть невооруженным взглядом. Ученые говорят, что микроб – это невидимый злодей. Он ест, передвигается, дышит. Через что микроб может попасть в наш организм?
Дети: через немытые овощи и фрукты, если чихает человек….
Воспитатель: Как про микроб узнали, с помощью чего его можно увидеть?
Дети: (Если дети не отвечают, воспитатель предлагает назвать приборы, которые увеличивают.)
Воспитатель: Вот и в моем чемоданчике есть такой прибор. (Достает и демонстрирует микроскоп.) Узнали, что это? Это микроскоп. С ним надо обращаться очень осторожно. С помощью него специалисты изучают мельчайшие организмы и вещества.
Вот и мы с вами сегодня, в течение дня рассмотрим все видимое и невидимое. Но сначала нам надо потренироваться. А микроскоп пока поставим в безопасное место. (Зрительная гимнастика: руки сжали трубочкой, посмотрели влево, вправо, вверх, вниз.)
(Появляются гелиевые шары с надписью “МИКРОБ”.)
Воспитатель: Что это? В нашей группе появились микробы? Что делать? Как будем бороться с ними? Давайте подуем на них.
(Дыхательная гимнастика.)
Никак не получается. Тогда подумаем как не допустить, чтобы микробы попали в наш организм. Разделимся на 3 группы.
(Привязать шары к разным местам, дети сами выбирают от какого микроба будут избавляться.)
Воспитатель: если вы затрудняетесь, то в моем чемоданчике можно найти нужную подсказку. Кто готов?
Дети: – Нельзя гладить бездомных кошек и собак.
– Перед едой надо мыть руки.
– Если поранился, нужно обработать рану.
– Быть чистыми и опрятными “Чистота-зало здоровья”
– Проветривать помещение. Микробы боятся мороза и свежего воздуха.
– Надо делать зарядку, закалять свой организм, чтобы не простужаться.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сделаем зарядку.
Чтобы нам не болеть,
И не простужаться,
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься. (ходьба по кругу друг за другом.)Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми (рывки руками перед грудью)
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем (наклоны в стороны)
К солнцу руки поднимаем (поднять руки вверх)
Поднимаем! Опускаем!
Дружно, весело шагаем,
Приседаем!
И встаем! И ничуть не устаем. (Повороты туловища в сторону.)
Воспитатель: Молодцы! Но микробы никак не хотят нас покидать. Видно мы им понравились?
Воспитатель: Ребята, а еще есть полезные микроорганизмы. Знаете где они содержатся? Загадывает загадку: “ В молочном стаканчике молекулы живут
Всем, кто их кушает, здоровье несут”
Дети: Кефире, сметана, бифивит, кисломолочные продукты.
Воспитатель: Посмотрите, сколько полезных микроорганизмов я вам принесла.
(Показывает корзину, наполненную белыми шарами с надписью “Лактовит”.)
Давайте их сделаем более ярче, красивее, чтобы они нас радовали, мы с вами никогда не болели, чтобы у всех было хорошее настроение.
(Дети садятся за столы, звучит спокойная музыка, рисуют на шарах по замыслу.)
Готовые шары развесить в группе на веревке.
Воспитатель: Как у нас красиво! Давайте полюбуемся! А что же делать с микробами?
Дети: Выпустить на свежий воздух.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие у нас замечательные полезные микроорганизмы и какие у вас ужасно грязные руки! Я желаю вам здоровья! Поэтому мы идем с вами…
Дети: Мыть руки!
Воспитатель: А всем взрослым скажем, будьте здоровы!
Дети: Будьте здоровы!