Цель:
- Познакомить детей с биографией и творчеством А.С. Пушкина;
- Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства;
- Воспитывать эмоциональное чувство на поэзию, живопись, музыку.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке осенней природы;
- Беседы об осени;
- Чтение произведений: И. Соколов-Микитов “Листопадничек”, А. Твардовский “Лес осенью”, А. Майков” Осень” (отрывок), разучивание стихотворений А.С. Пушкина;
- Рассматривание репродукций картины И. Левитана “Золотая осень” и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажай;
- Рисование на тему “Золотая осень.
Материал к занятию: портрет А.С. Пушкина работы О Кипренского, репродукции картин И.Левитана “Золотая осень”, репродукция с картины В. Щербакова “Пушкин над озером”, иллюстрация с изображением няни, памятников А.С. Пушкина, осенних пейзажей; отрывки из балета П.И. Чайковского “Лебединое озеро”; из цикла “времена года”-Октябрь, Осенняя песня”,Равель “Адажио”.
Словарь: Портрет, репродукция, муза, критик, лицей, дуэль, дубрава, багрец, нагие ветви, крона, опера, романс.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое, в то время, когда не было еще ни электричества (люди зажигали свечи), ни радио, ни телевидения, не было даже железных дорог. В это самое время шестого июня 1799 года родился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
(Демонстрируется репродукция с портретом А. С. Пушкина работы О. Кипренского.)
Воспитатель. на этом портрете художник изобразил А.С. Пушкина-великого русского поэта, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Орест Адамович Кипринский был замечательным портретистом того времени, и портрет, написанный при жизни Пушкина, был одним из лучших. Ребята посмотрите внимательно на этот замечательный портрет, здесь представлен возвышенный, романтический облик поэта. И спокойное вдохновенное лицо, и застегнутый черный сюртук, и переброшенный через плечо клетчатый шарф, и статуэтка музы позади Пушкина – все говорило о величие Пушкина – поэта (Муза в греческой мифологии – богиня, покровительница искусств, источник поэтического вдохновения.)
Детство Пушкина прошло в Москве. В семье было трое детей: старшая любимая сестра Оля и маленький брат Левушка. В доме Пушкина была большая библиотека – все любили читать. Дядя Пушкина, Василий Львович, был поэтом. Писал стихи и отец Пушкина. У Пушкиных часто собиралось много известных писателей – И. Карамзин, В. Жуковский и др. Они читали свои произведения, рассказывали много интересного. Меленький Саша сидел затаив дыхание – ему очень хотелось попробовать писать, стать поэтом. Саша тайком пробирался в библиотеку отца и долго, долго читал. Было ему тогда девять лет.
В семье Пушкиных говорили по-французски – дань моде., а русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Радионовна, которая знала много русских народных сказок, песен и рассказывала их Саше. Позднее Пушкин напишет:
Мастерица ведь была
И откуда что брала.
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины!
Пушкин всегда с большой любовью вспоминал свою няню.
(Показ иллюстраций с изображением Арины Радионовны.)
Когда Саше исполнилось одиннадцать лет, его отдали в лицей (школа для мальчиков из дворянских семей). В лицее у Пушкина было много друзей.
Пушкин ценил дружбу, и все кто его знал, говорили. Что он был настоящий друг.
В лицее он продолжал, писать стихи, и был лучшим лицейским поэтом. Сказки, которые рассказывала ему Арина Радионовна, Пушкин записывал.
Пушкин часто приезжал в Михайловское ,где он провел с няней два года, там он познал очарование и поэтичность природы. Михайловское называют колыбелью поэта.
Особенно Пушкин любил осень, она его восхищала, вдохновляла. Очень много своих произведений Пушкин написал именно в это время года.
“Осень”… любимое мое время … пора моих литературных трудов”, – говорил Пушкин.
…И пробуждается поэзия во мне…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навсречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута _ и стихи свободно побегут
Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин “Золотая осень И. Левитана, “Золотая осень И Остроухова, иллюстрации с изображением осенних пейзажей.
Звучит музыка П.И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня”
Воспитатель (читает под музыку).
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлеющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел,
Свод небесный побледнел.
Музыка прекращается.
Воспитатель. Ребята давайте внимательно с вами посмотрим на эти прекрасные осенние пейзажи. Здесь художники изобразили осеннюю природу. Но посмотрите, как не похожи эти пейзажи друг на друга. Чем они отличаются? Какие периоды осени вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Скажите, о каком дне солнечном или пасмурном говорит Пушкин в своем стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель. Хоть в стихотворении говорится о самом начале осени, только “вянет лето”, но день пасмурный, серый, “стелется туман ненастный”. Какая картина подходит больше к этим стихотворным строчкам?
Ответы детей.
Дети.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель. Чем так очарован Пушкин? Какие краски помогают художнику передать уходящую, “прощальную красу”?
Какая картина подходит больше к этим стихотворным строчкам? Как она называется? Кто ее написал?
Ответы детей.
Воспитатель. Какое настроение передают эти картины? Чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей.
Звучит музыка П.И. Чайковского из балета “Лебединое озеро”.
Воспитатель.
Роняет лес багровый свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
Дети слушают стихотворение под легкое музыкальное сопровождение и смотрят на пейзажи.
Воспитатель.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохну осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит, за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей…
Какая здесь показана осень? Какая картина больше подходит к этим стихотворениям? Какие цвета помогают художнику создать настроение грусти, печали?
Ответы детей (показывают картины).
Воспитатель.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых, караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Почему Пушкин называет это время “скучной порой”?
Ответы детей.
Звучит “Адажио” Равеля.
Воспитатель. Поздняя осень – это грустная, унылая пора, природа засыпает, теряет многообразие и яркость красок. Художники изображают это время серыми, бурыми, коричневыми красками. Ребята, давайте сравним картины, вспоминая замечательные пушкинские строки, проследим ход осени в развитии (Показывает картину И. Левитана “Золотая осень”).
На этой картине мы видим в “Багрец и золото одетые леса”. А на последней – мы уже видим, что лес “роняет багровый свой узор” Ребята, все вы видите картину, где “роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”. Лес обнажается “с печальным шумом”.
И наконец, осень “ шумит в дубравах опустелых”. И. глядя на картину, мы слышим “мгновенный ветра свист”.
Пушкин восхищается этой уходящей, последней, “прощальной красотой”. Он своей замечательной поэзией учит нас видеть, чувствовать, познавать окружающий мир, ценить и любить его красоту
Музыкальность, красота пушкинского стиха не могли не затронуть композиторов. Многие стихи Пушкина были увековечены в романсах, а сказки – в операх. Композитор п.И. Чайковский сочинил оперу по роману Пушкина “Евгений Онегин”, Н.А. Римский – Корсаков создал оперы по “Сказке о царе Салтане…” и “сказке о золотом петушке…”
Пушкинские стихи будут всегда идти с вами по жизни, и помогать вам.