“Без прошлого нет настоящего и
будущего”.
Народная мудрость
Актуальность проекта
В эпоху социально-экономических преобразований в России на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Следует отметить, что люди утратили многие черты нравственности: доброжелательность, уважение к своей Родине и к окружающим людям, дети не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны.
Миссия ДОУ:
активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала народа, его духовного возрождения , превращение детского сада в связующее звено настоящего с будущим. Пусть современный детский сад будет РОДНИКОМ ИСТОКОВ: Знаний, Истины, Добра, Красоты, Высокой Культуры, Народных традиций, Садом Любви и Лада.
Анализ работы детского сада позволил выявить сильные и слабые стороны воспитательно-образовательного процесса
№ | Виды деятельности ДОУ | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | Управленческая деятельность | Сформирован стабильный, творческий коллектив. | В штате нет педа гогов дополнительно го образования |
2 | Методическое обеспечение | Реализация комплексной
программы “Радуга” под редакцией Т.Н Дороновой,
парциальных программ и технологийю. Обобщен ПО воспитателей. “Мой город - моё Отечество” Филатова О. В. “Золотое правило здоровья” Дегтярева Т.И.“Хочу все знать!” Павленко В.Е. Овладение педагогами основами работы на ПК – 100%; умение использовать мультимедийные информационные ресурсы – 50%; работа в сети Интернет – 80%; создание презентаций – 80%. Саморазвитие; участие и победа педагогов в конкурсах района, города, области. 100% педагогов в своей работе используют проектный метод. |
Недостаточно используются
информационные технологии в работе с детьми; недостаточно активно используется проектный метод педагогами в работе с детьми и родителями. Нет системы в патриотическом развитии детей. |
3 | Создание предметно-развивающей среды | Музыкальный минизал, физкультурная площадка, экологическая тропа, огород, сад, комната русского быта, живой уголок | Недостаточно пособий по реализа ции патриотического воспитания |
4 | Кадровое обеспечение | Кадровая обеспеченность – 100%,
высшее образование, 44 % – среднее специальное - 56%,
20 % - высшая квалификационная категория, 30 % -
первая, 40 % - вторая; - соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; |
Не все педагоги (44%) имеют высшее образование им сложно работать в инновационном режиме. |
5 | Материально-техническое обеспечение | Музыкальный центр - 2, DWD - 4 ,
телевизор - 3, компьютер - 2,. Принтер - 2, сканер - 1. Проведены текущие, капитальные ремонты, противопожарные мероприятия, благоустроена территория. |
Нет подключения к Интернету; Недостаточно оборудованы минимузеи сада |
6 | Организация работы с родителями | Разработана система
диагностики родителей и окружающего социума, для
определения запросов и мнения о работе ДОУ. Проводится ряд мероприятий совместно с родителями \ родительские собрания, праздники, дни открытых дверей\ и др |
Рост количества детей из асоциальных мало обеспеченных семей. Недостаточен уровень современного всеобуча родителей. |
7 | Анализ результатов | Работа с портфолио воспитанников | |
Возможности | Ограничения и риски. | ||
- Организация работы
с педагогами дополнительного образования через
ДДТ. - Преемственность с соц. партнёрами |
- Не все педагоги
выдержат высокий уровень работы педагогического
коллектива; миграция членов коллектива - Недостаток комплектования методического материала (нет пособий и рабочих тетрадей для детей по реализации программы О.Л.Князевой “Приобщение к детей к истокам русской народной культуры”) |
||
Компенсация потерь и последствий: индивидуальная работа с кадрами; работа с молодыми педагогами. Введение наставничества. |
Таким образом, удалось выявить ряд устойчиво действующих факторов, на которые следует обратить внимание педагогического коллектива.
Что и привело педколлектив к разработке образовательного проекта “Лабиринты времени”.
2. Цели и задачи образовательного проекта
Цель: Создание эффективных условий для патриотического воспитания детей: воспитания гуманной личности, исповедующей нравственные ценности, реализующей их в своей деятельности, поведении и общении, через приобщение детей к истории и культуре своего народа.
Основные задачи проекта.
1. Создать новую модель патриотического воспитания обеспечивающую гармоничное развитие детей.
2. Выявлять и развивать способности детей к самовыражению, самоорганизации через различные формы творчества, стимулируя применение и приобретение детьми новых знаний путем собственной деятельности.
3. Обеспечить безопасность жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа.
4. Развивать ресурсное (материально-техническое, кадровое, научно-методическое) обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
5. Содействовать повышению профессионального мастерства педагогов.
6. Создавать единое образовательное пространство: ребенок – семья - детский сад – школа – социум.
Срок реализации проекта - 3 года. Стартовал проект в августе 2012.
3. Учреждения, заинтересованные в реализации проекта.
Администрация и Управление образования Мариинского района, образовательные и культурные учреждения города, православная церковь, структуры ГРОВД, ДОУ №7 “Забава”, учреждения здравоохранения.
4. Адресная группа проекта.
Проект адресован детям 3-7 лет муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад общеразвимвающего вида №7 “Забава”.
При ныне существующем состоянии воспитательно – образовательного процесса у детей отмечены следующие проблемы.
1. Низкий уровень развития мотивационно-потребностной сферы детей, их интересов, творчества, в результате наблюдается их негативное поведение .
Система патриотического воспитания в ДОУ позволит расширить диапазон педагогического влияния на детей в процессе их развития.
Коллективом ДОУ разработаны этапы реализации образовательного проекта “Лабиринты времени”, включающие мобилизационный этап (сентябрь-декабрь) 2011/2012 гг.;
Экспериментально-поисковый этап (январь-май) 2012 г.; преобразовательный этап (сентябрь-май) 2012/2013гг.; рефлексивно-обобщающий этап 2013/2014 гг.
Участники и исполнители образовательного проекта “Лабиринты времени”:
- дети; педагоги ДОУ; члены семей воспитанников местные представители искусства: артисты, поэты, музыканты, и др.ветераны ВОВ и труда; все желающие.
Социальные партнеры образовательного проекта “Лабиринты времени”:
- общеобразовательные школы № 1, 3; совет ветеранов ВОВ и труда; детская библиотека; музыкальная и художественная школы; КДЦ “Юбилейный”; ДЮКФП;
- музей им. В.Чивилихина, краеведческий музей; ЦК спирткомбината: МОУ ДОД № 1,2;
- ДОУ № 4, 6, 8; Никольская православная церковь. Театр “Желтое окошко.
Разработаны пути реализации проекта: Нормативно-правовое, программно-методическое; информационное, мотивационное. кадровое, организационное, материально-техническое.
Содержательные основы Проекта (приоритетные направления создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении): это работа кружков, факультативов. Стратегическая цель которой целенаправленное развитие и укрепление традиций образовательного учреждения как динамической основы для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального роста ребенка.
Предполагаемый результат реализации образовательного проекта.
1. Создание эффективного ресурсного обеспечения воспитательно-бразовательного процесса.
2. Создание новой модели патриотического воспитания дошкольников, обеспечивающая гармоничное развитие детей.
3. Повышение уровня творческой самореализации у детей, дошкольники усвоения новых знаний путем собственной деятельности на 35%.
6. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов на 30 %.
7. Создание эффективного единого образовательного пространства: ребенок – семья - детский сад – школа – социум. Повышение уровня компетентности родителей по патриотическому воспитанию дошкольников на 45 %.
Мониторинг реализации проекта
Эффективность Проекта в целом : обобщение опыта и результатов осуществленной деятельности, подведение итогов коллективной рефлексии в сообществах воспитателей, родителей и педагогов процесса и результатов внедрения инноваций будет оцениваться Проектным Советом ДОУ по окончании трехлетнего действия Проекта.
Координацию и контроль над выполнением Проекта администрация ДОУ оставляет за собой. Она анализируют ход выполнения плана действия по реализации Проекта, и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Проекта.
Администрация ДОУ ежегодно подводит промежуточные итоги выполнения Проекта на заседании итогового педагогического Совета ежегодно.
Оценка результатов осуществления проекта в целом по следующим параметрам:
1. Воплощение модели выпускника ДОУ с высоким ценностным, познавательным, творческим коммуникативным и художественным потенциалом. (Оценка педагогом-психологом, воспитателями на начало, середину и конец учебного года). Для текущего мониторинга формирования компетентностей у воспитанников планируется использовать тесты для дошкольников, критерии и уровни усвоения знаний по темам “Я и мои ценности”, “Я и мой город”, “Я и моя семья”. “Я и мир вокруг меня”, “Я и моя страна”, “Я и другие люди”, “Я и детский сад”, (приложение 2, 3, 4, 5, 6, 7) с критериями, показателями и методами изучения, анализа и оценки результатов реализации образовательного проекта “Лабиринты времени” (приложении 8).
2. Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности (результативность, повышение квалификации, толерантности (Приложение 1) Оценка работы проектным Советом, администрацией ДОУ ежегодно в конце учебного года.
3. Удовлетворенность всех участников образовательного проекта жизнедеятельностью ДОУ и результатами проекта за 3 года. Самооценка педагогов.
4. Уровень развития ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения образовательного процесса. Оценка Проектным Советом, администрацией ДОУ – ежегодно, 1 раз в год.
5. Эффективность функционирования единого образовательного пространства: оценка – 1 раз в год. Проектным Советом, МОУ СОШ №3, РК.
В процессе мониторинга устанавливается экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, происходит анализ и обобщение опыта.
Определение перспектив дальнейшего развития проекта
По окончании срока действия гранта предусматривается продолжение работы по патриотическому воспитанию дошкольников уже в рабочем режиме ДОУ.
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005.
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ, 2005, №1.
- Выготский Л.С. Собр соч. в 6 томах. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
- Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников “Экология для малышей”, Тюмень, 2000.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20001-2005 годы”// Внешкольник, 2001, №5.