Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и
определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях,
составе, видах; об озере, озерных котловинах, бессточных и сточных озерах;
продолжить формирование умений работать с географической картой – определять местонахождение некоторых крупнейших рек и озер Земли, составлять описание географического объекта – реки озера. - Развивающая : развивать мышление учащихся, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная : через интегрированный урок воспитывать любовь к рекам и озерам, видеть красоту равнинной и горной реки; показать красоту озер и окружающего мира; осуществлять экологическое воспитание;
воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, учить беречь эти природные богатства, разъяснить правила поведения на водоемах во время отдыха.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физические карты полушарий и России, атласы и контурные карты, картины, макеты, таблицы, схемы, книги, слайды, план описание ГП реки и озера; стихи, посвященные рекам и озерам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1. Задания на знание фактов:
– Что называется океаном, морем, заливом, проливом?
– Расположите океаны по мере уменьшения их площади.
– Что называется полуостровом, архипелагом?
2. Задания на знание закономерностей, связей:
– Чем отличаются понятия море и залив?
– Докажите, что гидросфера – это единая оболочка Земли. (Круговорот воды в
природе.)
3 .Задания на проверку умений:
– В каком направлении и на каком расстоянии от нашего населенного пункта находится ближайшее море? К какому океану оно относится?
4. Занимательные вопросы:
– Назовите и покажите цветные моря? (Черное, Красное, Желтое, Белое.)
– У какого моря нет берегов? (Саргассово море.)
II. Изучение нового материала:
– Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.Стекло голубое, а рама зеленая
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
– Вы уже поняли, что тема урока…(Река и озера.)
Презентация. Слайд 1.
– Открываем тетради и записываем тему: Воды суши: реки и озера.
– Обратите внимание на картину художника А.М.Васнецова “Северный край”.
Слайд 2.
(Еще на уроке висят репродукции картин Н.М.Ромадина “Керженец”, И.И.Левитана “Большая вода”.) Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: “Чуден Днепр при тихой погоде…”
Слайд 3.
– Любили реки и поэты. Много прекрасных строк посвятили они рекам. (Проверяются творческие задания, учащиеся читают отрывки из стихов о реках).
О, Волга!.. Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов)Волгу в древности звали Итилем.
Эти воды судьбою полны,
Здесь всегда корабли проходили
Для торговли, а чаще – войны.
Начинаясь в районе Валдая,
Где течет на манер ручейка,
Горизонт заполняет до края
Возле Каспия эта река!
(А. Кропотин)
– Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей и художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Учащиеся отвечают, дают свои определения.) Учитель просит их прочитать определение из учебника и исправить свои ошибки.
– Река состоит из истока, русла и устья. Изобразите в тетради, используя в рисунке составные части и подпишите их. Один ученик работает у доски.
Слайд 5.
Затем учитель дает определения терминов исток, приток, устье, русло.
– Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернемся к
рисунку. Нам его следует дорисовать. Один ученик выходит к доске дорисовать
рисунок.
– Где берет начало главная река? (В озере.)
– Где берет начало приток? (В горах, на леднике.)
– Где еще могут брать начало притоки? (В болоте, из родника.)
– Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало из родника и приток, берущий
начало их болота. Ученик на доске рисует эти притоки.
– Сколько притоков получилось? (Три.)
– Как их будем различать? Ученик выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не
скажет, что есть правые и левые притоки.
– Как определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению
течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если
справа – то правый.)
– Это и есть речная система.
Слайд 6.
– Вся площадь, с которой река собирает воду, называют бассейном этой реки.
Слайд 7.
Границы между соседними речными бассейнами называется водоразделом.
Слайд 8.
Учитель показывает две картины – горная и равнинная реки. Учащиеся отмечают различия по картинам:
– Разные высоты между истоком и устьем, разная скорость течения.
– Если на пути реки оказывается крутой уступ, вода свободным потоком
обрушивается с этого уступа вниз, образуя водопад.
Слайд 9.
– Поработаем с картой атлас “Физическая карта России”.
Найдите реку Обь. Опишите речную систему по плану:
1) Главная река.
2) Исток главной реки, устье главной реки.
3) Левые и правые притоки.
Ответ:
1) Обь – главная река.
2) Исток – г. Алтай, в месте слияния р. Бия и р. Катунь. Устье – Карское море.
3) Левый приток – р. Иртыш.
– Работа с картой, учитель показывает на настенной карте, учащиеся у себя в атласах.
Реки – Волга, Обь, Лена, Енисей, Амур, Дон, Днепр, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Амазонка, Миссисипи, водопады Анхель, Виктория и Кивач.
Слайд 10, 11.
– Еще один водный объект, который каждому знаком:
– Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически,
И месяц, и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро.)
– Да – это озеро – скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина озера. Пруд или водохранилище – это искусственный водоем, созданный человеком.
Слайд 12,13.
Работа с картой. Показ по карте озер – Каспийское море, Аральское море, Байкал, Онежское, Ладожское, Балхаш, Танганьика, Виктория, Чад, Верхнее, Гурон, Онтарио, Эйр.
Слайд 14.
– Существуют озера проточные – пресные, через которые протекают реки, впадающие с одной стороны и вытекающие с другой стороны озера, и бессточные– соленые. В бессточные озера реки только впадают, но, ни одна не вытекает.
– Откройте атласы и посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер по карте? (Пресные – голубым цветом, а соленые – розовым.)
– Приведите примеры пресных озер. (Байкал, Ладожское, Великие Американские
озера и др.)
– Соленые озера? (Балхаш, Чад, Эйр.)
Учитель дальше объясняет о различие озера и моря.
Знакомство с самым большим и самым глубоким озерами мира
Ребята, а какое самое глубокое озеро мира? Покажите его на карте.
Слайд 15.
Озер Байкал содержит 1/10 запасов пресной воды Земли.
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.
А.И. Полежаев
Байкал – одно из неповторимых чудес планеты. Он включен в “Список всемирного наследия”.
“Посмотрел господь: неласковая вышла Земля.… Как бы не стала на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих” Такова легенда о происхождении Байкала.
Слайд 16 – Каспийское море.
А известно ли вам самое большое озеро в мире?
А самое большое в мире озеро – Каспийское море.
Покажите его на карте. В прошлом соединялось с океаном и было морем, его вода по составу похожа на океаническую и его часто называют морем. Однако это неправильно. Море должно соединяться с Мировым океаном, а Каспийское изолировано от него. Найдите на карте Каспийское озеро – море. Какие реки впадают в него? Чему равна его самая большая глубина?
III. Закрепление.
1. Практическая работа. Заполнить таблицу.
Название озера | На каком материке находится | Сточное или бессточное | Соленое или пресное |
Каспийское Виктория Аральское Танганьика Байкал Ладожское Онежское |
2. Закрепление терминологии.
Слайд
IV. Задание на дом. Читать п. 27 учебника, ответить на вопросы после параграфа. Отметить на контурной карте реки Волга, Обь, Лена, Енисей, Амур, Дон, Днепр, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Амазонка, Миссисипи; Водопад Анхель, Виктория, Кивач; озера Байкал, Ладожское Онежское, Балхаш, Танганьика, Ньяса, Виктория, Чад, Эйр, Гурон, Онтарио, Верхнее, Мичиган, Каспийское море, Аральское море; закрасить в синий цвет бассейн р. Обь, в зеленый – р. Енисей, в красный – р.Лена, в желтый – р. Волга.
Готовить стихи и песни о родниках и айсбергах.
Дополнительные материалы к уроку.
Крупнейшие реки.
(По площади водосборного бассейна.)
Название | Площадь водосборного бассейна (тыс. км2) |
1. Амазонка | 7180 |
2. Конго | 3691 |
3. Миссисипи | 3268 |
4. Обь | 2990 |
5. Нил | 2870 |
6. Парана | 2663 |
7. Енисей | 2580 |
8. Лена | 2490 |
9. Нигер | 2092 |
10. Амур | 1855 |
………… | ….. |
15. Волга | 1360 |
Крупнейшие озера мира по площади.
№ | Название | Площадь тыс. км2 | Материк |
1. | Каспийское | 376 | Евразия |
2. | Верхнее | 82,4 | Северная Америка |
3. | Виктория | 68 | Африка |
4. | Гурон | 59,6 | Северная Америка |
5. | Мичиган | 58 | Северная Америка |
6. | Танганьика | 34 | Африка |
7. | Байкал | 31,5 | Евразия |
8. | Ньяса | 30,8 | Африка |
9. | Боль. Медвежье | 30,2 | Северная Америка |
10 | Боль. Невольничье | 28,6 | Северная Америка |
Крупнейшие озера по глубине.
№ | Название | Наибольшая глубина, м |
1. | Байкал | 1620 |
2. | Танганьика | 1470 |
3. | Каспийское | 1025 |
4. | Ньяса | 706 |
5. | Иссык-Куль (Азия) | 668 |
6. | Верхнее | 393 |
7. | Титикака (Южная Америка) | 304 |
8. | Мичиган | 281 |
9. | Маракайбо (Южная Америка) | 250 |
10. | Онтарио (Северная Америка) | 236 |
Озеро чернил.
Жителям алжирского города Сидибель – Аббес нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.
Озеро с гигантскими пузырями.
На остове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3 м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.
Озеро смерти.
Самым “мертвым” является не Мертвое море, а “озеро смерти” в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной кислоты. Она – то и отравляет воду.
Горящее озеро.
Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах вода “закипает”, и на озерной глади появляются загадочные фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку – она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.
В чем причина “горючести” озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы – вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.
Северный Юг.
А знаете ли вы, что в северной части России, в Вологодской и Кировской областях, есть река, которая начинается на возвышенности Северные Увалы, течет на север, и, сливаясь с Сухоной, образует Северную Двину. Вот только незадача – называется эта речка – “Юг”. Правда, с географическим югом она никак не связана. Название это означает “река, по которой можно плыть на лодке”.
Самое интересное, что река Юг дала название и родине очень даже северного персонажа – Деда Мороза. Ведь, [Великий] Устюг, в котором находится его резиденция, означает “устье реки Юг”. Кстати, произносите Великий Устюг правильно, с ударением на “У”!