План:
1. Понятие и значение государства и права.
2. Формирование государства и права.
Цели:
1. Сформировать понятия: государство, право.
2. Сформировать мнение о значении государства и права.
3. Формировать умение рассуждать на заданную тему.
1. Существует значительное количество значений термина “право”. Давайте порассуждаем, что это такое. Подберите синоним слову “ право”. (Обучающиеся предлагают свои версии, останавливаемся на понятии “ нормы и правила”). Следующий вопрос: “Кем установлены эти правила?” (государством).
“Государство следит за исполнением этих норм?” (Да и наказывает тех, кто нарушает.)
“ А для чего нужны эти правила?” (Чтобы регулировать отношения между людьми.) Теперь формулируем определение: “Право – это совокупность, установленных и охраняемых государством, норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе”.
“А для чего нужно регулировать отношения между людьми?” (Обучающиеся, как правило, отвечают: чтобы был порядок.) Возникает вопрос: “Что такое порядок?”. Для того чтобы расширить это понятие, предлагаем обучающимся поразмышлять над словами Цицерона: “Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам”. Что за “свобода” подразумевается в данном случае?
Рассуждая, обучающиеся начинают со свободы физической: нарушишь закон – посадят в тюрьму – потеряешь свободу. Напоминаем им, что не за каждое нарушение выносится столь строгое наказание – лишение свободы.
Следующий этап рассуждений – свобода душевная: не нарушили закон и совесть чиста (по аналогии: заплати налоги и спи спокойно). К сожалению не все граждане имеют высоко развитое чувство ответственности.
На следующем этапе доходим до понятия: закон стоит на страже свободы каждого человека. Нарушая даже незначительные правила, мы посягаем на свободу другого человека. А значит, если большое количество граждан в той или иной степени нарушают закон, то значительное количество людей теряют часть своей свободы. Делаем вывод: закон нужен не сам по себе, не является целью и само наказание. Закон нужен дли того, чтобы никто не посягал на свободу другого человека. Тогда все мы станем по настоящему свободными людьми.
Определений государства также много. Например, одно из них: “это аппарат управления со своими особыми законами”. (Размышление над вопросом, для чего нужен аппарат управления, неизбежно приводит к тому же выводу, что и значение права).
2. При рассмотрении второго вопроса составляем опорную схему:
Разделение труда
*
Обмен
*
Деньги
*
Расслоение общества
*
Государство (власть = армия + деньги)
*
Право.
Вопрос: “Было ли время в истории человечества, когда не было государства?” (Первобытное общество.)
Слаборазвитые первобытные люди жили сообща и были абсолютно равны между собой, находясь на примитивном уровне развития. Но человек совершенствовался, развивался умственно и физически, начал создавать продукты труда, что в последствии привело к разделению труда.
Так как началась специализация, то есть каждый производил не все необходимое для жизни, это привело к появлению обмена.
Обмен со временем усложнялся, рынок обогащался различным товаром, стали образовываться запасы. А также люди начали понимать, что стоимость (затраты) товара различна. Обмениваться становится проблематично. И сначала выделяется товарный эквивалент (пушнина, драгоценные камни, металлы). Затем появляются деньги.
Наличие денег приводит к расслоению общества на богатых и бедных, которые являются конфликтующими сторонами. А значит – и богатым от бедных, и бедным от богатых нужна защита. Бедные, понятно, такую защиту создать не могут. Богатые же создают армию, которая служит для защиты от внутренних и внешних врагов. Для формирования и содержания армии собираются деньги. Со временем человек (люди) возглавляющие армию, сосредотачивают в своих руках власть, опираясь на армию и деньги. Таким образом, формируется аппарат управления, то есть – государство.
Вначале в государстве порядок основывался на армии. Затем правители формируют более широкий аппарат и составляют для населения правила поведения – то есть законы.
Одно из первых государств на Земле – Вавилон, где были созданы одни из первых законов – законы Хаммурапи.
Первое государство на территории России возникло в 9 веке. Первые русские законы – “ Русская правда” Ярослава Мудрого.
Здесь можно рассмотреть некоторые выдержки из “ Русской правды”:
“Аще ли перст утнеть которыи любо, 3 гривны за обиду.”
“Аво усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.”
“Оже ли кто вынезь меч, а не тнеть, то тои гривну положить” и другие (обучающиеся переводят текст и дают характеристику данным нормам).
В конце урока обучающиеся анализируют, достигли они цели урока.
Для закрепления можно дать задание: на основе опорной схемы рассказать о формировании государства и права.