Разбор заданий ЕГЭ (синтаксис, пунктуация, анализ текста). 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Урок разработан с применением активных методов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в деятельность и сформировать коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия. Учащиеся учатся применять знания на практике, что способствует подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов.

Урок предполагает обобщение материала по теме “Синтаксис и пунктуация, анализ текста”. Проверяются навыки учащихся, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова, с определением средств выразительности, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении. Подготовиться к написанию сочинения публицистического стиля, типа речи – рассуждение, выразив свое отношение к проблеме, затронутой автором: “Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?”, что способствует воспитанию нравственных качеств. Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Цель:

  • Закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов.
  • Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова А 30, с определением средств выразительности В 8, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении А 24.
  • Способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: диск, табло, плакат, компьютер с интерактивной доской.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод наблюдения и анализа языковых средств.

Ход урока

Урок русского языка сегодня мы проведем в компьютерном классе. Тема занятия: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация, анализ текста) (на табло, заложенное в компьютере).

Записали в тетради число, классная работа, тема.

“Твои мечты прекрасны, но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”.

“Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Милосердие

Толерантность

Терпимость к чужим мнениям, верованиям

Как-то в одной книге мне встретились эти слова, и они запомнились. Это был совет, который дала гувернантка, существо наивнейшее и добрейшее, девочке из русской интеллигентной семьи. Девочка мечтала посвятить всю свою жизнь в борьбе за народное счастье и готова была, как Жанна д`Арк, взойти на костер во имя блага всех людей. “Твои мечты прекрасны, - сказала девочке ее гувернантка, - но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”. Наверное, этот совет запомнится своей простотой. Кем бы ты ни стал, чего бы ты не добился в жизни – великих побед, успехов, славы – главным все таки остается твое отношение к людям, и, прежде всего, к слабым, незащищенным.

Не обидь того, кто и так обижен. Став победителем, прояви милосердие к побежденным. А если ты поступаешь по-иному, то грош цена и смелости твоей, и уму, и таланту.

Милосердие во все времена считалось одним из главных человеческих достоинств. В этом слове соединились такие качества, как доброта, участливость, умение сострадать горю другого человека. И еще есть старинное русское слово – сердоболие.

Где научиться милосердию? У кого? У людей, у жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит пример других людей. Милосердию учит музыка, живопись, литература.

Запишите эпиграф сегодняшнего занятия: “Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Словарная работа: Вначале урока прозвучало слово милосердие.

Подберите к нему исконно русские слова – синонимы.

Терпимость, сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость, благость, сердобольность, мягкость, снисходительность, жалость, совестливость, участливость, честность, душевность, чуткость. Все эти качества можно назвать одним словом – толерантность (лат.), книжная, терпимость к чужим мнениям, верованиям.

А 30 Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

  1. Выражение сочувствия, сожаления.
  2. Человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям.
  3. Жалость к пострадавшему.
  4. Готовность помочь или простить из сострадания.

Ответ 4.

Чтение текста. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.

(3) Одного из таких чувств – чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутой нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) “Сестра милосердия”, “брат милосердия” - даже словарь дает их как “устар.”, то есть устаревшие понятия.

(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9). Что оно – не модно? (10) Не нужно?

(11) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущуем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самое добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая…

(20) Но Чернобыль, землятресения, наводнения – аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…

(23) уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

А 28 Какое утверждение не соответствует позиции автора?

  1. Разговоры о нравственности не должны носить отвлеченный характер.
  2. Не менее важно быть готовым помочь человеку в будничной, нормальной жизни.
  3. Чувство сострадания не врожденное, его необходимо воспитать.
  4. В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно атрофируется.

Ответ 3.

Определите стиль и тип речи текста.

  1. Научный стиль, описание.
  2. Публицистический стиль, рассуждение-размышление.
  3. Художественный стиль, описание.
  4. Научный стиль, рассуждение-размышление.

Ответ 2. Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

В 8 Какие средства выразительности используются в предложениях 20 – 22?

  1. Эпитеты, гипербола.
  2. Противопоставление, синонимы, однородные члены.
  3. Метафоры, эпитеты.
  4. Лексический параллелизм, синонимы.

Ответ 2.

А 24 Какую функцию выполняет тире в предложении 18?

  1. Является интонационным.
  2. Заменяет глагол-связку между главными членами предложения.
  3. Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
  4. Выделяет уточняющую (пояснительную) конструкцию.

Ответ 4.

Практическая работа

Тест 1.

При отсутствии глагола-связки, если сказуемое выражено именем прилагательным, то тире между подлежащим и сказуемым…

  1. ставится
  2. не ставится
  3. может ставится, а может не ставится

Ответ 2.

Приведите свой пример.

Тест 2.

При отсутствии глагола-связки, если один из главных членов предложения выражен просительным местоимением, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением, тире между ними не ставится.

  1. Небо чистое.
  2. Эта книга чья?
  3. Жить - Родине служить.
  4. Не выехать немедленно – это значит опоздать на поезд.

Ответ 2.

Тест 3.

Найдите правило, которое наиболее точно объясняет постановку или отсутствие тире в предложении.

Каждый человек - кузнец своего счастья.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже.
  2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным словом, а другой- существительным в именительном падеже или личным местоимением.
  3. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
  4. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены количественными числительными.

Ответ 1.

Рассказ об основных особенностях публицистического стиля

Набоковская характеристика пошляка напоминает описание некоего биологического вида: как выглядит (“взрослый, солидный человек с практичным умом…”); в какой среде обитает (“явление всемирное”, “встречается во всех классах и нациях”); чем питается (“с жадностью поглощает всяческую информацию”, “питается запасом банальных идей”); как себя ведет (“не увлекается, не интересуется искусством”; “потребность приспособиться, приобщиться”; “обман – верный союзник”). В связи с этим в тексте неоднократно встречаются синтаксические конструкции с тире между подлежащим и сказуемым.

Позиция автора – взгляд ученого-естествоиспытателя: слегка отвлеченный и вместе с тем проницательный, оценивающий. Описать пошляка, составить его точный портрет, чтобы читатель имел полное представление об этом социальном и литературном типе – задача автора. Но этим она не исчерпывается. В заключение В. Набоков абстрагирует понятие, выводит на более высокий уровень, говоря о пошлости вообще как о негативном явлении общественной духовной жизни, требующем эстетического и нравственного суда. Пошлость там, где неискренность, фальшь, трафаретность, самодовольство, духовное убожество. “Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым”.

Пошлость опасна, “заразна” - эта мысль прямо не высказана, но угадывается (“в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность…”). В этом отношении показательно употребление в тексте эпитетов “откровенной”, “настоящей”, “истинной”. Они в сочетании со словами “обыватель”, “буржуа” не воспринимаются как антонимы определениям “неискренний”, “фальшивый”, “поддельный”.

Зачастую трудно бывает определить ту грань, где слова, поступки и даже предметы становятся вульгарными, опошляются. Вероятно, должно быть нравственное и эстетическое чутье, сформировать которое может только искусство, в частности литература. А по метафорическому определению автора, “вся природа обывателя искусству враждебно”.Тема обывательства, пошлости была заявлена немецкой литературой противоставлением филистера и романтика В русской классике она прозвучала наиболее сильно. Гоголь, Толстой, Чехов, Бунин “в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность”. Достаточно вспомнить “величественного пошляка” Чичикова, размышления Толстого об истинном и ложном в жизни, интеллигента-мечтателя в чеховских рассказах, господина из Сан – Франциско, чтобы понять всю важность темы.

В тексте В. Набокова о пошляке и пошлости нет обличительного пафоса, но проскальзывает легкая ирония. Автор как бы предлагает читателю внимательнее приглядеться к изображаемому герою: а вдруг он узнает себя.

Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

Вспомним основные особенности публистического стиля:

  1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
  4. Языковые средства:
    1. общественно-политическая лексика;
    2. эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
    3. побудительные и вопросительные предложения;
    4. риторические вопросы;
    5. распространенные обращения;
    6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Пунктуация.

Рассказ о знаках препинания (о тире).

В XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточия.

Тире ставится:

  1. Между подлежащим и сказуемым.
  2. В неполном предложении.
  3. Интонационное тире.
  4. Соединительное тире.
  5. После однородных членов предложения перед обобщающим словом.
  6. При обособленных предложениях.
  7. При вводных и вставных предложениях.
  8. В бессоюзных сложных предложениях.
  9. При прямой речи.
  10. При диалоге.

Итог урока.

Часто мы смешиваем такие понятия, как жалость, гуманность, милосердие, подменяем одно другим. Это неверно, потому что жалеть, сострадать и быть милосердным не одно и то же. И хотя автор использует в качестве синонимов слова “милость к поверженным”, “трогательная отзывчивость”, “соболезнование”, тем не менее милосердие – это активное сострадание, готовность помочь нуждающемуся из человеколюбия.

Автора как раз тревожит отсутствие деятельной помощи в повседневной жизни. Мы откликаемся на зов СМИ и помогаем потерпевшим во время катастроф, потому что это достоверно, потому что на это нам указали, но боимся подойти к лежащему на земле человеку, думая, что он просто пьян. По мнению автора, в нас все меньше того здорового любопытства, которое делает человека более внимательным к жизни другого. Если бы не эта “ложная скромность”, не сообщали бы, например, о стариках, умерших в одиночестве и пролежавших 1 – 2 недели (!) в своих квартирах, о замерзших на улице, пусть даже и пьяных.

“Всенародное милосердие” - это замечательно, но автора куда больше тревожит отсутствие “постоянной готовности помочь” другу, соседу, просто незнакомому человеку. Наверное, мы утратили чувство доверия.

Читаешь этот текст, и память воскрешает собственные примеры людского равнодушия: известный цирковой артист, “грустный клоун” Енгибаров умер от сердечного приступа на улице, потому что никто не помог.

С утверждением автора “человек рождается со способностью откликаться на чужую боль” можно и не согласиться, но то, что чувство милосердия необходимо “упражнять”, “развивать”, “воспитывать” - несомненно. И, конечно же, именно художественная классическая литература как нельзя лучше может справиться с этой ролью. Вспомним “Станционного смотрителя”, “капитанскую дочку” Пушкина, “Преступление и наказание” Достоевского, “Воскресение” Толстого. Особенно сильно тема гуманности и милосердия прозвучала в военной литературе. Но в том то и беда, что наше поколение предпочитает всему этому телевизионную и газетно-журнальную информацию, в которой с избытком хватает насилия и жестокости.

Размышления автора тревожны. Волнение за судьбу “одного из важнейших проявлений нравственности” человека чувствуется в авторских вопросах (“Что оно – не модно? Не нужно?”), в использовании таких слов, как “отторгнутый нашей жизнью”, “убыло”, “заглохло”, “оказалось запущенным”, “не употребляется”, “не упражняется”, “слабеет”, “атрофируется”. Автор не дает советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию по данному тексту.

Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?