Цель урока: научить школьников красиво и правильно сервировать стол к обеду.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить школьников с основными правилами сервировки стола к обеду;
- показать различные варианты оформления и украшения стола.
Развивающие:
- развивать творческую активность школьников.
- развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;
Воспитательные:
- создавать условия для воспитания чувства прекрасного.
Учебно-методический комплекс: мультимедийная установка, фото сервировки стола, карточки c картинками, набор посуды и столовых приборов, скатерть, салфетки, элементы декорирования стола.
Тип урока:
- комбинированный урок
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1 <Презентация>
1. Организационное начало занятия: сообщение темы занятия, постановка задачи перед учащимися.
2. Вступительное слово учителя:
Хозяйка, накрывая на стол, совершает чудо, так как любое застолье — это маленький праздник, даже если речь идет о простом обеде. В книгах по домоводству говорят, что сервировка стола искусство. Знатоки древних традиций добавляют: магическое! Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола - дело творческое, но и здесь существуют каноны общего характера, которые следует принимать во внимание.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Учитель: Сегодня мы с вами попробуем определить основные правила и принципы сервировки стола к обеду. Перед вами набор посуды и столовых приборов, скатерть. Давайте попробуем накрыть стол на одну персону. Как мы расположим тарелки и приборы?
(Один из учащихся накрывает стол на одну персону, при этом комментирует свои действия, объясняет, как и почему он ставит тарелки, фужеры, раскладывает столовые приборы).
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Ваши замечания и предложения?
Прокомментируйте.
(Ребята высказывают свою точку зрения о том, как накрыт стол, делают замечания, исправляют, помогают друг другу).
Учитель: А теперь давайте попробуем определить, используя свои знания и жизненный опыт, основные принципы и правила сервировки стола к обеду.
(Ребята должны с помощью учителя определить основные правила):
Слайд 2 [ 1 ] Общие правила и порядок сервировки
Сервировка стола предполагает разумное, удобное, аккуратное и симметричное расположение всех предметов.
Сервировка начинается со скатерти: она должна быть чистой, хорошо выглаженной.
Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
Необходимый штрих к сервировке - полотняная салфетка. Она должна быть индивидуальной, и кладут её на закусочную тарелку.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй
4. Закрепление
Учитель: А теперь внимание на экран. Сейчас я вам предлагаю посмотреть слайды и закрепить знания основных правил и принципов сервировки стола к обеду, определить для себя что-то новое, научиться красиво оформлять стол.
Слайд 3-4 Сервировка праздничного стола на одну персону
Начинаем с основной тарелки, то есть подстановочной. Далее следует закусочная тарелка. Слева, на расстоянии 5-7 см от основной, помещаем пирожковую тарелку (для хлеба, булочек, тостов, гренков и других хлебобулочных изделий, предназначенных каждому участнику застолья).
Теперь приборы с правой стороны: столовый нож (для мяса, птицы, дичи) кладём лезвием ктарелке, чтобы ее край на пару миллиметров прикрывал отточенный край. Далее в 2 мм -столовая ложка. Ручки приборов и тарелки должны находиться на расстоянии 2 см от края стола.
Приборы с левой стороны, начиная от края тарелки: столовая вилка. Сверху - десертный нож, ручкой вправо. И ложки, и вилки кладут выпуклой стороной вниз.
С каждой стороны должно быть не больше трёх приборов. (В обеденном варианте столовая ложка и столовый нож считаются как единое целое.) Подстановочную тарелку убирают перед подачей второго блюда, которое подаётся на подогретой тарелке. Но при подаче десерта подстановочная тарелка нам вновь понадобится. В зависимости от перемен блюд тарелки меняются, но подстановочная всегда остаётся на своём месте.
На званом обеде столовые приборы раскладываются так, чтобы ими можно было пользоваться, беря один за другим “извне к себе”, а стаканами - справа налево (в соответствии с последовательностью подачи блюд).
5. Проверка домашнего задания
Учитель: Как было сказано выше “Необходимый штрих к сервировке стола – салфетка”.
Учащиеся: Дают историческую справку о салфетках, используя мильтимедийное оборудование.
При форсмажорных обстоятельствах учитель сам берет слово:
Немного о салфетках
И до сих пор сохраняются значительные отличия в манере употребления еды и напитков, поведения за столом и пользования салфетками между представителями различных культур.
Примерно 300 лет тому назад наряду со скатертью в обиход вошли столовые салфетки. Но только в XVIII веке салфетки заняли свое законное место в сервировке стола — впервые во Франции. Правда, зачастую они играли чисто декоративную роль — были очень большими и художественно оформленными. Тогда как сегодня салфетки обязательно используют по их прямому назначению.
Импульсом повышенного внимания к сервировке стола явилась разгадка в 1707 году Иоганном Бетгером секрета производства фарфора. А в 1710 году в городе Майсене была построена первая фарфоровая мануфактура. Настало великое время фарфоровых сервизов, состоящих из множества предметов с одинаковым декором. При этом изысканно накрытый стол дополнялся прекрасным столовым серебром, как для сервировки, так и в чисто декоративных целях. Именно в это время появились изящные композиции из салфеток для украшения стола. При дворе императора Австрии Франца Иосифа I (1830-1916) пользовались, например, салфетками из дорогой узорной камчи, украшенной вытканными императорскими гербами.
Эти салфетки складывались в соответствии с придворными традициями. На больших государственных приемах в Австрии и сегодня можно встретить салфетки, сложенные в соответствии с придворным этикетом того времени.
Как бабушка выходила замуж за дедушку
Поколение наших бабушек и дедушек имело превосходные, вышитые узорами и монограммами полотняные салфетки, порою довольно больших размеров. Эти салфетки являлись частью приданого, и относились к ним удивительно бережно, так что иногда салфетки "переживали" своих хозяев. Сегодня полотняными салфетками пользуются реже, поскольку стоит большого труда выстирать их, как следует накрахмалить да еще и выгладить. У кого в шкафах было достаточно места, гот не складывал салфетки вчетверо, а хранил их расправленными, чтобы не образовывались лишние складки.
Салфетки в нашем веке.
В нашем столетии две мировые войны и их последствия привели к тому, что большинство людей было озабочено лишь проблемой выживания. Соответственно и интерес к сервировке стола, а тем более к декору из салфеток заметно поубавился. И только во времена "экономического чуда", когда основные последствия войны были преодолены, пробудился интерес к оформлению как повседневного, так и праздничного стола.
Слайд 5-6 Аксессуары к салфеткам
Ренессанс салфетки
Вспомним историю использования салфеток. Вначале салфетки чаще всего служили лишь украшением. Сегодня вновь актуальны композиции из салфеток в сочетании с вазами, подсвечниками или подставками для цветов. Украшение стола при помощи салфеток предоставляет необозримые возможности, особенно в сочетании с другими предметами сервировки. Тот, кто предпочитает что-то необычное, отваживается складывать из салфеток объемные фигуры типа вееров или колонн, которые производят впечатление, даже если стоят где-нибудь в отдалении, например на буфете.
В 1981 году я выпустил первую книгу о салфетках для немецкоязычного региона, поскольку перемен в сервировке стола нельзя было не заметить. Вновь больше внимания уделяется не только предметам сервировки, но и декору стола, что потребовало нестандартных решений в выборе цвета и формы. И без искусно выложенных салфеток, конечно, не обойтись.
Искусство складывания салфеток переживает сегодня свое возрождение. Маленький "платочек для губ" расценивается не только как утилитарная вещь, а вновь становится важной деталью украшения стола. [2]
Слайд 7-10
Практическая работа
Складывание салфеток разными способами. (Учащиеся по схемам на экране проектора складывают салфетки)
Сервировка стола к обеду. (Учащиеся разбиваются на группы 4-5 человек и используя элементы декора стола, картинки блюд, скатерть, посуду, приборы, сложенные салфетки, выполняют сервировку стола).
Слайд 11-12
Заключительная часть
- самопрезентация учащихся.
- уборка рабочих мест
Список используемой литературы:
[1] http://crabo.ru/news/kak_pravilno_servirovat_stol/2011-09-17-865
http://www.yak2.ru/servirovka-stola-foto.html
О. А. Кожина Технология. Обслуживающий труд. 6 кл., учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2008
[2] Хорст Ханиш “Искусство сервировки: салфетки”, Ниола-Пресс, 2009