Цель: формирование духовности, гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи.
- Образовательные
Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; разрезные картинки; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Предварительная работа: просмотр презентации «Как жили славяне»; беседа «Мы – Россияне»; рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», складывание разрезных картинок; иллюстрации оружия русских богатырей; пословицы.
Лексическая работа.
- Былина
Ход занятия
1. Организационный момент
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(Н. Кончаловская)
2. Активизация знаний
Беседа по вопросам:
– какое стихотворение (грустное, веселое, торжественное);
– что прославляет (нашу родину);
– кого прославляет (наших предков);
– кто такие предки;
– как назывались наши предки; чем занимались;
– видели богатырей (на репродукции в. васнецова «три богатыря»).
3. Работа с репродукцией
Один ребенок собирает разрезные картинки, затем выставляется репродукция.
Рассматривание репродукции В.Васнецова «Три богатыря»:
– кто изображен;
– как звали;
– во что одеты;
– что в руках.
Вывод: это настоящие воины, защитники народа русского, земли Русской, стерегут ее границы и покой.
4. Сюрпризный момент
Воспитатель: Откуда люди узнали о богатырях? (Дети отвечают.)
Слово воспитателя: Люди уважали и почитали богатырей, прославляли их подвиги, хотели быть похожими на них. Самые талантливые сочиняли про них песни и назывались они былинами.
Былина – героическая песня о богатырях. Исполняли нараспев, под музыкальный инструмент, который назывался гусли. Слышали когда-нибудь? Хотите послушать?
Приходит Данила – гусляр. Знакомит с инструментом, исполняет пьесу. Дарит книгу для чтения.
5. Физкультминутка
За высокими горами, (поднимают руки вверх) За широкими долами, (разводят руки в стороны) На границе у реки (плавные движения руками перед собой) Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу) Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки) Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам) Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя) Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
6. Чтение былины «Илья Муромец»
- Рассмотреть обложку.
- Лексическая работа.
- Чтение.
7. Итог
Воспитатель: Что читали; что это такое? Понравилась ли вам былина? Какой был Илья и каким стал? (Выслушиваются ответы детей.)
Воспитатель хвалит детей, отмечает работу наиболее активных.
Работа по знакомству с былинами продолжается на следующих занятиях.