Притяжение Земли

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: космос, Притяжение Земли


Цели:

  • расширить знания о планете Земля;
  • познакомить с явлением притяжения Земли и законом всемирного тяготения;
  • учить оценивать роль науки в познании мира.

Задачи:

  • развивать личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” 2 класс (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”;
  • плакат “Всемирное тяготение” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса”;
  • плакат “Солнечная система” ” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса”;
  • карточки с заданием для работы в группах;
  • лист клёна, картинки с изображением вазы, дерева.

Тип урока: комбинированный.

План урока

1. На этапе актуализации знаний:

  • первая группа выполняет задание №1 по тетради (Допиши фразы, которые разъясняют различие звёзд и планет.)
  • вторая группа выполняет задание №6 по тетради (Разгадай кроссворд)
  • третья группа работает у доски с плакатом “Солнечная система”
  • (учащиеся “заселяют” орбиты вокруг Солнца планетами)

2. На этапе постановки проблемы:

  • первая группа получает карточку с заданием (Вставьте пропущенные слова:
  • Планеты Солнечной системы вращаются __________________.
  • Объясните, почему они не улетают от Солнца? Что их удерживает?)
  • вторая группа получает карточку с заданием (Вставьте пропущенные слова:
  • Подул ветер и сорвал кленовый лист с дерева. Когда ветер утих, листок, плавно качаясь, стал_____________________. Почему? Что его заставило так двигаться?)
  • третья группа получает задание (У вазы узкое горлышко и плоское дно. У дерева верхняя часть ствола узкая, а нижняя часть ствола широкая. Объясните, почему так, а не наоборот?)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя Деятельность ученика Комментарии
(Формируемые УУД)
I. Организационный момент. – Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Слушают учителя. Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция.

II. Актуализация знаний. – Ребята, кто вспомнит, какую тему мы обсуждали на прошлом уроке окружающего мира?

– Давайте сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит задание. Внимательно его прочитайте, обсудите решение. Но прежде вспомним правила работы в группе.

– Мы говорили о космосе, звёздах, планетах, Солнце, Луне.

Дети называют правила:

1. Будь доброжелательным к товарищам.

2. Чётко высказывай свой способ решения.

3. Умей слушать других. Не кричи, не перебивай товарищей.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

После чего каждая группа получает задание и выполняет его. Ответы заслушиваются.

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

3) формируем умение слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

2) формируем умение работать с таблицами (заполнение кроссворда) и схемами (“заселение” орбит планетами).

– Согласны ли с выполнением задания другие группы? (если есть ошибки или дополнения, то ответы выслушиваются и объясняются). – Согласны. Регулятивные УУД:

формируем умение определять цель своей работы

Коммуникативные УУД:

-формируем умение слушать и понимать других.

III. Постановка проблемы – Вы хорошо справились с заданиями. Наверно, сможете объяснить и явления, происходящие вокруг нас.

– Для этого снова поработаем в группах (меняем состав). Сейчас каждая группа получит задание: продолжить ситуацию и объяснить причину происходящего.

– Попробуем.

Далее ребята работают по группам: продолжают ситуацию, но объяснить причину происходящего пока не могут. Ответы групп заслушиваются.

Познавательные УУД:

– формируем умение на основе анализа результатов работы делать выводы.

– Все выполнили задание? Всё получилось? Почему?   Коммуникативные УУД:

1) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

3) формируем умение слушать и понимать других.

– Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим наш урок?

– На какие вопросы сможем ответить?

– Мы продолжили ситуацию, но не можем объяснить причину происходящего. Регулятивные УУД:

– формируем умение осуществлять личностную рефлексию;

формируем умение определять цель деятельности на уроке.

Физкультминутка (для глаз в презентации, а потом с движениями)    
IV. Совместное “открытие” знаний. 1. – Откройте учебник на с.42 и прочитайте диалог, который произошёл между Леной и Мишей. Дети высказывают предположения о теме урока:

– Мы сможем ответить на вопросы из карточек (вопросы записаны на доске):

1. Почему планеты не улетают от Солнца? Что их удерживает?

2. Что заставляет кленовый листок так двигаться?

3. Почему у разных предметов нижняя часть шире, чем верхняя, а не наоборот?).

Дети читают диалог.

 
– Что бы вы ответили Лене?

Найдите ответ на этот вопрос на с.42.

– Совпал он с нашими предположениями?

(Далее показываем презентацию об Исааке Ньютоне.)

– Мы считаем, что люди не падают, т.к. их притягивает Земля. Далее дети читают вывод с.42

– Да, совпал.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

2. Далее идёт работа с плакатом “Всемирное тяготение”:

– Рассмотрите рисунок. Что сильнее притягивает: Земля, Луна или Солнце? Почему?

– Мы считаем, что Земля притягивает сильнее, потому что она к нам ближе. Коммуникативные УУД:

1) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

3) формируем умение слушать и понимать других.

3. – Давайте рассмотрим иллюстрацию на с.43. – Миша раскручивает самолётик. Регулятивные УУД:

– формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Расскажите, чем занят Миша.

– А что произойдёт, если самолётик не раскручивать или обрезать верёвку?

– А как авторы учебника объясняют это? Прочитайте.

– Если самолётик не раскручи-вать, он упадёт на траву. А если обрезать верёвку, то он улетит. Далее ребята читают текст на с.43. Личностные УУД:

опора на свой жизненный опыт.

– Как вы думаете , можем ли мы сейчас ответить на один из поставленных вопросов? – Мы можем объяснить, почему планеты не улетают: их притягивает Солнце (один ученик выходит к доске и помечает этот вопрос галочкой как разобранный). Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность явлений;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

V. Самостоятельное применение знаний. 1. – А теперь новое задание. Рассмотрите рисунок на с.44 и попробуйте ответить на вопросы на этой же странице. Дети работают в парах и отвечают на вопросы:

– капли дождя падают на землю, т.к. их притягивает Земля;

– если залезть на дерево и отпустить руки, то почувствуешь притяжение Земли;

– собака стоит на земле из-за притяжения Земли;

-кузнечику мешает прыгнуть выше притяжение Земли;

– птица машет крыльями, чтобы не упасть, т.к. её притягивает Земля;

– корни дерева растут вниз, куда их тянет Земля;

– без притяжения Земли собака не смогла бы бегать.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

– формируем умение выполнять умозаключение.

– А теперь давайте снова обратимся к нашим вопросам (на доске). На все ли вопросы мы ответили? – Не на все. Регулятивные УУД:

– формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

– Сможем ответить? – Сможем (далее дети отвечают, что лист клёна падает вниз, т.к. его притягивает Земля; у дерева нижняя часть шире, чем верхняя, чтоб удерживать равновесие и не падать вниз из-за закона всемирного тяготения. Ученики отмечают вопросы на доске как разобранные). Познавательные УУД:

– формируем умение выявлять сущность явлений – формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

2. – Откройте свои тетради на с.14. Рассмотрите задания № 1 и № 2. Что нужно сделать?

– Выберите любое задание и выполните его самостоятельно.

Проверка.

Обоснуйте выбор задания и расскажите, как выполнили его.

Дети выбирают задание и выполняют его.  
VI. Итог урока. – Какая была тема урока?

– Ответили ли мы на вопросы, которые задавали в начале урока?

– Что нового узнали? Где пригодятся полученные знания?

– Какие задания вам удалось выполнить легко? При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

– Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?

– Оцени свою работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы:

(тема урока – земное притяжение,

– да, мы ответили на заданные вопросы,

– мы узнали, что многие явления, которые нас окружают, можно объяснить с помощью земного притяжения,

– полученные знания нужны для понимания окружающего нас мира)

Регулятивные УУД:

– формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

VII. Домашнее задание. С.45 – ответить на вопросы, с.48–49 для тех, кого заинтересовала новая тема.