Цели:
- расширить знания о планете Земля;
- познакомить с явлением притяжения Земли и законом всемирного тяготения;
- учить оценивать роль науки в познании мира.
Задачи:
- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир” 2 класс (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
- рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”;
- плакат “Всемирное тяготение” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса”;
- плакат “Солнечная система” ” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса”;
- карточки с заданием для работы в группах;
- лист клёна, картинки с изображением вазы, дерева.
Тип урока: комбинированный.
План урока
1. На этапе актуализации знаний:
- первая группа выполняет задание №1 по тетради (Допиши фразы, которые разъясняют различие звёзд и планет.)
- вторая группа выполняет задание №6 по тетради (Разгадай кроссворд)
- третья группа работает у доски с плакатом “Солнечная система”
- (учащиеся “заселяют” орбиты вокруг Солнца планетами)
2. На этапе постановки проблемы:
- первая группа получает карточку с заданием (Вставьте пропущенные слова:
- Планеты Солнечной системы вращаются __________________.
- Объясните, почему они не улетают от Солнца? Что их удерживает?)
- вторая группа получает карточку с заданием (Вставьте пропущенные слова:
- Подул ветер и сорвал кленовый лист с дерева. Когда ветер утих, листок, плавно качаясь, стал_____________________. Почему? Что его заставило так двигаться?)
- третья группа получает задание (У вазы узкое горлышко и плоское дно. У дерева верхняя часть ствола узкая, а нижняя часть ствола широкая. Объясните, почему так, а не наоборот?)
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии (Формируемые УУД) |
I. Организационный момент. | – Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. |
Слушают учителя. | Регулятивные УУД: – волевая саморегуляция. |
II. Актуализация знаний. | – Ребята, кто вспомнит, какую тему мы
обсуждали на прошлом уроке окружающего мира? – Давайте сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит задание. Внимательно его прочитайте, обсудите решение. Но прежде вспомним правила работы в группе. |
– Мы говорили о космосе, звёздах,
планетах, Солнце, Луне. Дети называют правила: 1. Будь доброжелательным к товарищам. 2. Чётко высказывай свой способ решения. 3. Умей слушать других. Не кричи, не перебивай товарищей. После чего каждая группа получает задание и выполняет его. Ответы заслушиваются. |
Коммуникативные УУД: – формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; 2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 3) формируем умение слушать и понимать других. Познавательные УУД: 1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 2) формируем умение работать с таблицами (заполнение кроссворда) и схемами (“заселение” орбит планетами). |
– Согласны ли с выполнением задания другие группы? (если есть ошибки или дополнения, то ответы выслушиваются и объясняются). | – Согласны. | Регулятивные УУД: – формируем умение определять цель своей работы Коммуникативные УУД: -формируем умение слушать и понимать других. |
|
III. Постановка проблемы | – Вы хорошо справились с заданиями.
Наверно, сможете объяснить и явления, происходящие вокруг нас. – Для этого снова поработаем в группах (меняем состав). Сейчас каждая группа получит задание: продолжить ситуацию и объяснить причину происходящего. |
– Попробуем. Далее ребята работают по группам: продолжают ситуацию, но объяснить причину происходящего пока не могут. Ответы групп заслушиваются. |
Познавательные УУД: – формируем умение на основе анализа результатов работы делать выводы. |
– Все выполнили задание? Всё получилось? Почему? | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; 2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 3) формируем умение слушать и понимать других. |
||
– Как вы думаете, чему мы сегодня
посвятим наш урок?
– На какие вопросы сможем ответить? |
– Мы продолжили ситуацию, но не можем объяснить причину происходящего. | Регулятивные УУД: – формируем умение осуществлять личностную рефлексию; – формируем умение определять цель деятельности на уроке. |
|
Физкультминутка (для глаз в презентации, а потом с движениями) | |||
IV. Совместное “открытие” знаний. | 1. – Откройте учебник на с.42 и прочитайте диалог, который произошёл между Леной и Мишей. | Дети высказывают предположения о теме
урока: – Мы сможем ответить на вопросы из карточек (вопросы записаны на доске): 1. Почему планеты не улетают от Солнца? Что их удерживает? 2. Что заставляет кленовый листок так двигаться? 3. Почему у разных предметов нижняя часть шире, чем верхняя, а не наоборот?). Дети читают диалог. |
|
– Что бы вы ответили Лене?
Найдите ответ на этот вопрос на с.42. – Совпал он с нашими предположениями? (Далее показываем презентацию об Исааке Ньютоне.) |
– Мы считаем, что люди не падают, т.к.
их притягивает Земля. Далее дети читают вывод с.42 – Да, совпал. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. |
|
2. Далее идёт работа с плакатом
“Всемирное тяготение”: – Рассмотрите рисунок. Что сильнее притягивает: Земля, Луна или Солнце? Почему? |
– Мы считаем, что Земля притягивает сильнее, потому что она к нам ближе. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения; 2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 3) формируем умение слушать и понимать других. |
|
3. – Давайте рассмотрим иллюстрацию на с.43. | – Миша раскручивает самолётик. | Регулятивные УУД: – формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
|
Расскажите, чем занят Миша. – А что произойдёт, если самолётик не раскручивать или обрезать верёвку? – А как авторы учебника объясняют это? Прочитайте. |
– Если самолётик не раскручи-вать, он упадёт на траву. А если обрезать верёвку, то он улетит. Далее ребята читают текст на с.43. | Личностные УУД: – опора на свой жизненный опыт. |
|
– Как вы думаете , можем ли мы сейчас ответить на один из поставленных вопросов? | – Мы можем объяснить, почему планеты не улетают: их притягивает Солнце (один ученик выходит к доске и помечает этот вопрос галочкой как разобранный). | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций; 2) формируем умение выявлять сущность явлений; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. |
|
V. Самостоятельное применение знаний. | 1. – А теперь новое задание. Рассмотрите рисунок на с.44 и попробуйте ответить на вопросы на этой же странице. | Дети работают в парах и отвечают на
вопросы: – капли дождя падают на землю, т.к. их притягивает Земля; – если залезть на дерево и отпустить руки, то почувствуешь притяжение Земли; – собака стоит на земле из-за притяжения Земли; -кузнечику мешает прыгнуть выше притяжение Земли; – птица машет крыльями, чтобы не упасть, т.к. её притягивает Земля; – корни дерева растут вниз, куда их тянет Земля; – без притяжения Земли собака не смогла бы бегать. |
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: – формируем умение выполнять умозаключение. |
– А теперь давайте снова обратимся к нашим вопросам (на доске). На все ли вопросы мы ответили? | – Не на все. | Регулятивные УУД: – формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|
– Сможем ответить? | – Сможем (далее дети отвечают, что лист клёна падает вниз, т.к. его притягивает Земля; у дерева нижняя часть шире, чем верхняя, чтоб удерживать равновесие и не падать вниз из-за закона всемирного тяготения. Ученики отмечают вопросы на доске как разобранные). | Познавательные УУД: – формируем умение выявлять сущность явлений – формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. |
|
2. – Откройте свои тетради на
с.14. Рассмотрите задания № 1 и № 2. Что нужно сделать? – Выберите любое задание и выполните его самостоятельно. Проверка. – Обоснуйте выбор задания и расскажите, как выполнили его. |
Дети выбирают задание и выполняют его. | ||
VI. Итог урока. | – Какая была тема урока? – Ответили ли мы на вопросы, которые задавали в начале урока? – Что нового узнали? Где пригодятся полученные знания? – Какие задания вам удалось выполнить легко? При выполнении каких заданий испытывали затруднения? – Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний? – Оцени свою работу на уроке. |
Дети отвечают на вопросы: (тема урока – земное притяжение, – да, мы ответили на заданные вопросы, – мы узнали, что многие явления, которые нас окружают, можно объяснить с помощью земного притяжения, – полученные знания нужны для понимания окружающего нас мира) |
Регулятивные УУД: – формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. |
VII. Домашнее задание. | С.45 – ответить на вопросы, с.48–49 для тех, кого заинтересовала новая тема. |