Программные задачи:
Образовательные:
- обобщить и расширить знания детей об электричестве;
- уточнить представления об электричестве;
- закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
- развивать внимание, память;
- формировать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- активизировать словарный запас: электричество, электрон, электрический разряд, электроприборы, электротранспорт;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
- закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах пользования электрическими приборами;
- воспитывать умение работать в коллективе;
Материалы к занятию:
- Цветные бумажные колпачки по количеству детей;
- Посылка, письмо
- Верёвка или канат
- Разрезные картинки: микроволновая печь, утюг, чайник электрический, электромясорубка, вентилятор, фен, электроплита, швейная машинка.
- Предупреждающие знаки по электробезопасности.
Оборудование для опытов:
- Опыт № 1: Воздушные шарики по количеству детей.
- Опыт № 2: Шарики для пинг-понга, клочки бумаги.
- Музыкальное сопровождение.
- Использование мультимедийного оборудования.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, от кого.
Дети читают на коробке адрес. Воспитатель предлагает заглянуть вовнутрь, и находят там письмо. Воспитатель зачитывает детям.
«Здравствуйте, ребята! Я – волшебник страны Электричества. Зовут меня Электрон. Я приглашаю Вас к себе в гости, в страну Электричества. Чтобы попасть ко мне – досчитайте до 3, повернитесь вокруг себя».
Звучит музыка, дети поворачиваются вокруг себя.
Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в стране «Волшебного электричества».
На экране появляется видеозапись непогоды. Гремит гром, сверкает молния.
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответы детей: гроза, молния.
Воспитатель: Когда гремит гром и сверкает молния, где прячутся люди?
Ответы детей: в помещении, закрыть окна.
Воспитатель: Вовремя грозы, где нельзя находиться?
Ответы детей: под деревом, под зонтом, в воде.
Воспитатель: Почему люди не гуляют в такую погоду?
Ответы детей: может попасть молния.
Вывод: Молния – это электрический разряд. Она очень опасна.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как приходит электричество к нам в дома?
Ответы детей: ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран с изображением ЛЭПа (Рисунок 1).
Воспитатель: На что похожи провода?
Ответы детей: на прутики, ниточки.
Воспитатель: Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны (ток). Как называются маленькие частички?
Ответ детей: электроны.
Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за другом.
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом и бегут рядом с верёвочкой, положенной на пол. В ходе движения проговаривают стихотворение.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Игра «Разрезные картинки»
Дети вместе с воспитателем добегают до стола, на котором стоит знак (Рисунок 2), лежат конверты с разрезными картинками.
Воспитатель: Дети, что обозначает этот знак?
Ответ детей: будь осторожен.
Воспитатель: Молодцы, знаете этот знак! Давайте посмотрим, с чем надо быть осторожным? Возьмите конверты, в них лежат разрезные картинки. Соберите их.
Дети собирают.
Воспитатель: Что вы собрали?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Как назвать одним словом?
Ответ детей: электроприборы
Воспитатель: Почему их так называют?
Ответ детей:
Вывод: Приборы работают при помощи электричества.
Воспитатель: Как нужно вести себя с электроприборами?
Ответы детей.
Воспитатель: Вставайте электрончики друг за другом. Будем путешествовать дальше.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Дети вместе с воспитателем добегают до стола, на котором стоит знак (Рисунок 3).
Воспитатель: Ребята у этого знака нет названия. Давайте ему придумаем.
Ответы детей
Воспитатель: Мне понравились все ваши названия. Подойдите и возьмите зелёные листочки.
Игра «Поймай словечко»
Воспитатель: Вы должны поднять листочек тогда, когда я назову транспорт, движущийся при помощи электричества.
Воспитатель перечисляет транспорт. Ролики, ковёр-самолёт, трамвай, плот, самолёт, троллейбус, телега, самокат, метро, велосипед, мотоцикл, электричка, дирижабль, метла, автобус, электропоезд, катер.
Воспитатель: На названия какого вида транспорта вы подняли знак?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему его называют экологически чистым транспортом?
Ответ детей: работает при помощи электричества.
Воспитатель: Молодцы! Вставайте электрончики друг за другом. Будем путешествовать дальше.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель: Ребята, мы с вами у очень опасного знака! (Рисунок 4) Что он означает?
Ответы детей: осторожно может убить; это электричество.
Вы сейчас посмотрите мультфильм, а потом скажите мне, какие правила нарушил Сеня, а что сделал правильно!
Мультфильм «Осторожно, электричество»
Воспитатель: Какие правила безопасности нарушил Сеня?
Ответы детей:
– Нельзя играть около электрощитов.
– Нельзя залезать на линию электропередач.
– Нельзя трогать руками оборванные, оголенные провода.
Воспитатель: Что сделал правильно Сеня!
Ответ детей: выключил электроприборы.
Вывод: С электроприборами нужно вести себя очень осторожно.
Воспитатель: Вставайте электрончики друг за другом, мы сейчас узнаем, где живёт ещё электричество.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоит плакат с изображением волшебника.
Воспитатель: Ребята, кто изображён здесь? (Волшебник, фокусник.) (Рисунок 5)
Опыт 1
Воспитатель: Волшебник Электрон научил меня одному фокусу. А вы хотите научиться? Возьмём с вами воздушные шары и потрём о свои волосы. Прислоним к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?
Ответы детей: шар повис на стене, наэлектризовался.
Воспитатель: Почему он повис?
Ответ детей: мы зарядили его от себя.
Вывод: Ток есть и в нас, он безопасный
Опыт 2
Воспитатель: Теперь возьмите шарики от пинг-понга и натрите его шерстяной тканью. Поднесите к бумаге и прикоснитесь. Что произошло?
Ответ детей: бумага прилипла.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: электричество есть в ткани и одежде. Оно наэлектролизовалось.
Воспитатель: Нам пора прощаться со страной Электричества. Вам понравилось в этой стране? А что понравилось? А правила запомнили? Волшебник Электрон разрешает забрать с собой в подарок шарики, чтобы вы не забывали о нашем путешествии. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад, считаем до 3, поворачиваемся вокруг себя и мы в детском саду.