Место урока в системе уроков: восьмой урок изучения темы «Сложение и вычитание дробей».
Тип урока: применение знаний.
Образовательная технология: информационная, развитие критического мышления через чтение и письмо.
Прием: практический.
Цель урока: Совершенствование навыков сложения и вычитания смешанных чисел в процессе выполнения различных упражнений.
Проблемный вопрос: «Как разделить 5 мандаринов между четырьмя детьми?»
Ключевые вопросы: «Как разделить один апельсин, два яблока и т.д. на несколько человек?»
Оборудование: презентация; мультимедийный проектор; экран; компьютер.
Ресурсы (откуда берется информация по теме: книги, учебники, Интернет и т.д.) – Учебник «Математика – 5», Н.Я. Виленкин, 1997 г.
Формы организации учебной деятельности учащихся (групповая, парно-групповая, фронтальная и т.д.) индивидуальная, частично фронтальная.
Критерии оценивания:
А – знание и понимание +
В – применение и рассуждение
С – сообщение +
D – рефлексия и оценка
Области взаимодействия
ATL (подходы к учению)- организовывать учебное пространство; эффективно использовать время; планировать деятельность под руководством учителя.
Рефлексия: контролировать выполнение задания по образцу, по результатам; оценивать свою деятельность.
Мыслительная: уметь выделять главное; обобщать, подытоживать информацию.
Прикладные: использовать полученные знания, работа с научно-популярным текстом, умение выделять главное, логично и коротко излагать свои мысли.
- HSE (здоровье и социальное образование)
- ENV (среды) – применение дробей в окружающем нас мире.
- HI (деятельность человека)
- CS (служение обществу)
Ход урока
I. Организационный момент, приветствие, пожелания плодотворной работы.
II. Актуализация знаний.
(Слайд 1–5)
– Вспомнить какие числа называются смешанными?
– Тест
- Выделите целую часть из числа: .
- Выделите целую часть из дробной части числа: .
- Представьте число в виде неправильной дроби: .
- Представьте 5 в виде дроби со знаменателем 2; 3; 5.
- Представьте в виде неправильной дроби дробную часть чисел, взяв единицу из целой части: .
III. Работа по теме урока.
(Слайд 6–9)
– Повторить алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел.
- Представь каждое слагаемое в виде суммы целой и дробной частей.
- Сложи отдельно целые части, затем дробные части слагаемых.
- Результат запиши в виде смешанного числа.
- Посмотри на дробную часть результата. Если дробь правильная, то ответ оставь таким.
Если дробь неправильная, выдели целую часть и сложи с целой частью результата.
- Представь уменьшаемое и вычитаемое в виде суммы целой и дробной части.
- Из целой части уменьшаемого вычти целую часть вычитаемого.
- Из дробной части уменьшаемого вычти дробную часть вычитаемого.
- Полученные результаты сложить.
– Разобрать примеры сложения и вычитания смешанных чисел.
IV. Работа по теме урока.
(Слайд 10–12)
Работая над проектом «Защитники Земли Московской на карте Москвы», в рамках городской игры «Чуден град Москов», мы с вами знакомелись с историей Отечественной войны 1812 года, значением этих событий для истории города Москвы; с маршрутами народного ополчения 1612 года К. Минина и Д. Пожарского в Москве, защитниками Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.
Давайте вспомним, кто и когда основал наш славный город?
– Юрий Долгорукий в 1147 году.
Сколько же сейчас лет нашему городу?
– 865 лет.
Столица нашей Родины – Москва, а Сердце Москвы?
– Кремль, Красная площадь.
Знаете ли вы сколько башен у стен Московского Кремля и как они называются? 20
- Водовзводная
- Боровицкая
- Комендантская
- Оружейная
- Троицкая
- Кутафья
- Средняя Арсенальная
- Угловая Арсенальная
- Никольская
- Сенатская
- Спасская
- Царская
- Набатная
- Константино-Еленинская
- Беклемишевская
- Петровская
- Первая Безымянная
- Вторая Безымянная
- Тайницкая
- Благовещенская
V. Решение задач.
(Слайд 13–21)
- Высота Тайницкой башни – м, Благовещенской м. На сколько первая выше второй?
- Высота Водовзводной башни м, Комендантской башни м, Петровской башни м, а Первой Безымянной м. Какая высота четырёх башен вместе?
- Высота Никольской башни до звезды -м. Угловая Арсенальная ниже ее на м. Какова высота Угловой Арсенальной башни?
- Высота Боровицкой башни 54 м, а Беклемишевской м. На сколько Боровицкая башня выше, чем Беклемишевской?
- Высота Оружейной башни м, Сенатской башни м, Царской башни м, Константино-Еленинской башни м, Второй Безымянной м. На сколько высота Оружейной и Сенатской башен меньше высоты Царской, Константино-Еленинской и Второй Безымянной башен?
- Высота Спасской башни до звезды – м, Набатной – 38м. На сколько Спасская башня выше Набатной?
- Высота Троицкой башни 80 м, высота Кутафьей башни м, а Средней Арсенальной м. На сколько метров Троицкая баня выше, чем Кутафья и Арсенальная вместе?
VI. Итог урока, рефлексия, самостоятельная работа.
(Слайд 22)
VII. Домашнее задание.
п. 26–29, словарь, карточка.