Работа педагога-психолога с языком метафоры

Разделы: Школьная психологическая служба


Модернизация образования, подразумевающая обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности, заставляет нас изучать большое количество документов, рекомендаций, знакомиться с новыми подходами к оказанию психологической поддержки всем категориям участников образовательного процесса. Но, несмотря на большое количество программных документов, наша профессия остается творческой. Работа психолога подразумевает решение множества несхожих проблем, что исключает шаблоны и стереотипы. Мы сохраняем образное и живое мышление, признаком которого может быть, к примеру, метафоричность. Именно этот прием будет использован в настоящей статье для формирования у читателя более красочного и запоминающегося представления о работе психолога.

Метафоричность – это способность с той или иной целью перенести любой смысл, чувство, признак с одного предмета на другой. Метафорична, вообще говоря, вся человеческая психика. Наше восприятие основано на образах окружающего мира, которые есть только его метафоры. Вообще-то этот опыт начинается с того момента, когда ребенок оказывается способен какой-то предмет или явление оценить как похожий на что-то.

Любая метафора содержит множество смыслов и есть возможность самому выбрать тот, который представляется наиболее значимым

Поэтому мне хочется рассказать о своей профессии языком метафоры, как я вижу себя в той или иной деятельности.

Психопрофилактика

Жизнь – это увлекательное, но не всегда легкое путешествие. На своем пути люди сталкиваются с жизненными трудностями, с необходимостью принимать решение. Справиться с проблемами, рассортировать их по категориям сложности и важности, отделить от ситуативных задач, да еще и переработать огромное количество информации, поступающей ежеминутно из окружающей среды, под силу только тренированным людям. Остальные постепенно превращаются в комок нервов, который может взорваться без предупреждения и с непредсказуемыми последствиями. «Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил» гласит народная мудрость. Психолог – человек, который знает, где все падают.

Есть дороги, ведущие в тупик или, что еще хуже, приводящие к беде. Задача психолога не пустить туда, предупредить, показать обходные пути, задержать любой ценой. Здесь он ставит знак «Проезд запрещен».

Но ведь бывают дороги трудные, с ямами отрицательных эмоций, с камнями конфликтов, с оползнями непонимания. Например, возрастные кризисы. Так ходить по этим дорогам или нет? Конечно, ходить! Преодолев все преграды, человек становится взрослее, сильнее и опытнее тех, кто отсиживается, и по сей день, на распутье. И чтобы этот путь был пройден, психолог расскажет, как лучше преодолеть тот или иной отрезок, потренирует на безопасном, вселит уверенность в своих силах.

Психодиагностика

Данный вид работы подразумевает обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики или группы людей для определения межличностных отношений. Сюда подходят такие глаголы, как «измерить», «взвесить», «сбалансировать». Похоже, это весы. На одной чаше весов – некая норма Человек-идеальный. Сюда мы кладем гирьки – методики, тесты с определенными нормативами. Здесь не приходится изобретать новое, все выверено авторитетными психологами, заранее опробовано, распределено по уровням и предложено для использования. Моя задача правильно выбрать психодиагностические методики.

На другой чаше – наш реальный человек – со своим характером, умом, эмоциями, здоровьем. Все чего он достиг в своем развитии – это плоды его усилий. Например, анализ познавательной сферы ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы и уравновешены ли они с нормой.

Кстати, в одной чаше могут оказаться два человека (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, взрослый – взрослый) и даже семья. В этом случае будут взвешиваться отношения, а плоды у нас будут другие: принятие, активность, эмпатия, лидерство и т. д. Да и гирьки будут другие – проективные методики, наблюдение, где норма прописана в общих чертах и вес каждой такой гирьки во многом определяю я сама.

Не случайно мои весы обычные, не электронные. Конечно, есть психологи, доверяющие компьютерной диагностике. Но мне важно видеть человека, отмечать характер его реакции на ситуацию обследования, эмоциональные проявления, уровень активности в выполнении задания, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания и другие существенные показатели познавательного и личностного развития. Только так можно создать психологический портрет и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

Коррекционно-развивающая работа

Принципы коррекционно-развивающей работы помогли мне найти метафору – это сад. В саду растут самые разные деревья – молодые и не очень, сильные и слабые. Есть яркие цветы всех расцветок и есть нежные пастельных тонов. У кого-то головки тянутся к солнцу, а кто-то опустил бутончики. Некоторые растения расположились кучкой, но есть и такие, что растут обособленно. Хороший садовник к каждому растению найдет свой подход (учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка), не посадит растения в кучу – ведь им еще расти (создание зоны ближайшего развития). Все мероприятия по уходу за садом будет проводить в комплексе и изо дня в день (принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач). Талантливый садовник сначала разберется, почему растение вянет. Только поняв причины, постарается их устранить (принцип единства диагностики и коррекции, принцип устранения причин, порождающих негативные явления в развитии ребенка). В этом чудесном саду растения не только не мешают друг другу расти, но даже помогают. Добрый садовник сформирует кроны деревьев так, чтобы они никому не загораживали солнце. Ростки с тонкими стеблями высадит на клумбу, и другие цветы будут их поддерживать (принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной работе). К созданию такого сада я стремлюсь в своей работе.

В процессе совместных творческих занятий, свободной игры у детей формируется опыт вхождения в общественные отношения: они учатся добиваться поставленной цели, переживать первые победы и неудачи, быть щедрыми и терпеливыми, внимательными и инициативными.

Консультирование

Люди обращаются к психологу за консультацией, потому что не могут самостоятельно справиться со своими проблемами. У всех они разные, как горы. Горы высокие и низкие, крутые и пологие, покрытые лесом и каменистые. Многим кажется, что их проблема–гора самая-самая. Здесь не обойтись без проводника, который знает маршруты, имеет карту, обеспечит безопасное восхождение и спуск. Именно проводник задаст нужные вопросы: Где мы сейчас? Куда нам нужно попасть? Как это можно сделать? (Алгоритм любой консультации). Проводник помогает людям преодолеть гору, но не несет их на спине. Весь путь придется пройти своими ногами, правда проводник подберет надежную обувь. Именно он проверит, как собран рюкзак (есть ли в нем мотивация, ресурс для преодоления трудного пути), предложит позвать помощников.

Случается, что человек не по своей воле оказывается на пике проблемы (аварии, потери, развод родителей) и тогда задача проводника быть рядом и, подставив свое плечо, спуститься вместе в цветущую долину. Жизнь продолжается.

Методическая работа

Наилучшей метафорой будет мост. Мост большой и красивый. Опоры – труды великих психологов, очень крепкие, проверенные временем. На опорах держатся платформы, основание проезжей части в виде методик, приемов, техник, которые использует в своей работе педагог-психолог. Есть еще ограждение, не позволяющее упасть с моста в реку. Скорее всего, это документация психолога. Она несколько ограничивает свободу, но служит для безопасности и упорядочивания большого объема работы психолога. В небо вонзаются легкие, стройные балки, связывающие всю конструкцию моста – это творчество. Именно они делают мост красивым. По мосту можно быстро и удобно проехать на машине, а можно назначить встречу. Кому? Коллегам–психологам, коллегам–педагогам, да и родителям воспитанников есть что сказать. А можно просто поучиться, повысить свою квалификацию. Не думаю, что кому–нибудь захочется преодолевать реку вплавь, имея рядом такой замечательный мост!

Психологическое просвещение

Этот вид работы похож на прожектор. Часто у людей имеются лишь смутные представления о чем-либо. «Да, что-то где-то слышал» – говорят родители детей. «Нет, по этому вопросу знаний не хватает» – говорят педагоги. Будто находимся в темной комнате, думаем, что уперлись в стол, а включили свет – оказалось пианино. Вот как раз свет включил психолог. И осветил суть вопроса, и засверкал кристалл знания всеми гранями.