Задачи:
Обучающие:
- По формированию элементарных экологических представлений: знакомить детей с изменениями в природе; формировать понятие о том, что весной солнце не только светит, но и греет; способствовать усвоению понятия «весна»
- По развитию речи: развивать речь детей, использовать в речи предлоги – на, под, над, за; обогатить ее словами-признаками, существительными; учить понимать речь и отвечать на вопросы;
Развивающие:
- Развивать координацию речи с движением; развивать память, внимание, любознательность; умению ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук методом нетрадиционного рисования «ниткопись».
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к явлениям природы;
- Воспитывать в детях умение видеть и понимать нежную, неброскую красоту русской природы на основе активного использования художественного произведения.
- Формировать эстетический вкус, воображение.
- Приобщать к традициям общения (приветствие, прощание), гостеприимства.
- Создать в группе атмосферу, способствующую снятию психо-эмоционального напряжения; помогающую раскрыть способности каждого ребенка; благоприятному отношению друг к другу.
Словарная работа: снег, весна, сосульки, лужи, солнышко, лучики, солнечный зайчик, доброе, ласковое, весеннее, лучистое, веселое.
Методы и приемы: художественное слово, игровой прием, элементы моделирования нитками, сюрпризный момент, показ.
Материалы:
листы бархатной бумаги разного цвета по количеству детей, нитки разного размера желтого цвета.Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за солнцем. Рассматривание книжных иллюстраций. Чтение стихотворений, потешек. Игры с прищепками «Собери лучики». Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Поймай Солнечного Зайчика» , «Спрячемся от Солнышка». Пальчиковые игры. Конструирование «Домик для Солнышка». Конструирование «Домик для солнышко». Рисование на ковре «Лучики длинные и короткие». Беседа «Какого цвета солнышко?
Организация непосредственно образовательной деятельности.
Ход занятия
Воспитатель. Какое сейчас время года? (Ответы детей.) А как вы догадались, что весна? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение о весне.
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)
Воспитатель. Солнце светит ярче, стало теплее. На крышах появились сосульки, они на солнышке красиво блестят. Солнышко светит – тает снег, бегут ручьи. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется.
Воспитатель. Дети, давайте позовем солнышко! (Читает отрывок.)
«Солнышко» (отрывок)
Солнышко!
Из-за тучки появись!
Нам скорее улыбнись!
По тебе мы все скучаем!
Поскорее к нам явись!
(Г. Лагздынь)
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель открывает тучку, а за ней круг на желтой бумаге (нарисованное грустное солнышко).
Воспитатель. Посмотрите, что не хватает у нашего солнышко. (Ответы детей.) У солнышка нет лучиков, вот поэтому оно грустное. Как же нам помочь солнышку? (ответы детей) Мы сейчас поможем солнышку найти лучики.
Дидактическая игра «Собери лучики»
– Данил, найди лучик. Где ты его нашел? (Под столом.) Даша, а где ты нашла лучик? (на стуле).
Дети поочередно ищут лучики, отвечают, где находят лучики. Все лучики прикрепляют к солнышку. Воспитатель незаметно переворачивает солнышко другой стороной, где солнышко улыбается.
Воспитатель. Давайте мы с вами поздороваемся с солнышком, улыбнёмся ему:
Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Доброе, лучистое и такое чистое.
Воспитатель. А солнышко, какое? (Желтое, яркое, лучистое, ласковое, тёплое, весёлое, весеннее.)
– Ребята, солнышко даёт нам тепло, оно греет нас своими лучиками. Греет деревья, кусты, птиц, животных. Всё живое на земле оно согревает. И нас тоже греет ласково своими лучиками.
Пальчиковая игра.
Солнышко проснулось,
(дети проводят руками по лбу)
Лобика коснулось.
Лучиками провело
И погладило.Солнышко проснулось
(проводят руками по щекам)
Щечек коснулось
Лучиками провело
И погладило.Солнце личико согрело
(проводят руками по щекам, подбородку)
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись
Наши губки улыбнулись!
Воспитатель. Ребята, нам солнышко прислала солнечного зайчика (берёт зеркальце и на стене появляется солнечный зайчик). Вы знакомы с ним? Этот зайчик живет на лучике солнца, и он никого не боится, ни лисы, ни волка, а только тучки, которая может закрыть солнышко. Давайте с ним поиграем.
Подвижная игра «Солнечный зайчик»
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картину,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот и спрятался в кроватке.
С нами он играет в прятки.
1, 2, 3, 4, 5 – мы идем его искать.
Воспитатель: Вот какого веселого солнечного зайчика нам прислала солнышко.
Дети, что мы можем подарить солнышку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Очень хорошие предложения. Давайте мы нарисуем портрет солнышка ниточками.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Дети, какого цвета солнышко?
Дети: Желтое солнышко.
Воспитатель: У каждого из вас лежат ниточки. Расскажите, какого они цвета.
Дети: Желтые.
Воспитатель: Какие ниточки по размеру?
Дети: Одна длинная, много коротких.
Воспитатель (объясняет с показом): Из длинной ниточки мы сделаем круг. Что вы сделаете из длинной ниточки?
Дети: Из длинной ниточки сделаем кружок.
Воспитатель (объясняет с показом): Из коротких ниток сделаем лучики. Что сделаете из коротких ниточек?
Дети: Из коротких ниточек сделаем лучики.
Воспитатель: Молодцы. Приступайте к работе.
(Дети выполняют работу.)
Воспитатель: Вот какое замечательное солнышко получилось у вас! Солнышко благодарит вас.