Внеклассное мероприятие по теме "Литературный КВН"

Разделы: Внеклассная работа


Форма мероприятия: массовая

Вид мероприятия: литературный КВН (по произведениям русских поэтов и писателей)

Цели мероприятия:

  • Повторение и обобщение материала по литературе.
  • Воспитание чувства любви к чтению.
  • Развитие познавательных, творческих способностей, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: Компьютер, экран, презентация (Приложение 1)

Ход мероприятия

Слово учителя. Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим литературный КВН по произведениям русских поэтов и прозаиков. Вы будете свидетелями встречи двух команд: “ ” (10 “ ” кл.) и “ ” (11 “ ” кл.).

Болельщики должны сесть там, где будет находиться их команда. Взвешивать находчивость, умения и знания будет жюри в составе ...

Пусть у нас будет настоящий КВН - весёлый, остроумный и находчивый.

Победят самые дружные. Победят самые настойчивые. Успеха командам.

Конкурсы

1. Приветствие команд.

- Название (мак. 1 балл)

- Девиз (мак. 1балл)

- Представление команды (мак.1 балл)

(Жюри оценивает креативность, образность, необычность подхода... )

Максимальные итоги конкурса приветствий: 3 балла

2. Конкурс знатоков произведений

Откуда эти строки? Назвать автора и произведение.

10 класс

1.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин “К ***” ("Я помню чудное мгновенье...") (1 балл – название, 1 балл- автор; мак.2 балла)

2. “Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы воды свои. Редкая птица долетит до середины Днепра...”
(Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”) (мак.2 балла)

3.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
(М.Ю.Лермонтов “И скучно и грустно”) (мак.2 балла)

4. “Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам. В ** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными.
Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии - останавливали путешественников и почту, приезжали в селы, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса..”
(А.С. Пушкин “Дубровский) (мак.2 балла)

5. “Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного - другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, - да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.....Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы”.
(Иван Александрович Гончаров “Обломов”) (мак.2 балла)

6. Свежо предание, а верится с трудом.
(А.С. Грибоедов “Горе от ума”) (мак.2 балла)

7.

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и - выше.
(А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”) (мак.2 балла)

Максимальные итоги конкурса знатоков произведений: 14 баллов

11 класс

1.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
(А.С. Пушкин “Я вас любил: любовь еще, быть может...”) (1 балл – название, 1 балл- автор; мак.2 балла)

2. "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
(Л.Н. Толстой “Война и мир”) (мак.2 балла)

3.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
(Н. Гумилёв “Жираф”) (мак.2 балла)

4. “Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
(А.И. Солженицын “Матрёнин двор”) (мак.2 балла)

5. “Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал .... Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.
(М.А. Шолохов “Тихий Дон”) (мак.2 балла)

6. Рожденный ползать — летать не может!
(М.Горький “Песня о Соколе” ) (мак.2 балла)

7. “Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится”.
(М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита” (мак.2 балла)

Максимальные итоги конкурса знатоков произведений: 14 баллов

Знаешь ли ты?

Назвать, к какому произведению данная иллюстрация.

10 класс

  • “Песнь о вещем Олеге” А С. Пушкин
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкин
  • “Капитанская дочка” А.С. Пушкин
  • “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов
  • “Горе от ума” А.С. Грибоедов
  • 11 класс

  • “Война и мир” Л.Н. Толстой
  • “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов
  • “Мёртвые души” Н.В. Гоголь
  • “Вишнёвый сад” А.П. Чехов
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкин

“Отгадай литературного героя”.

Одному игроку от команды предлагается карточка с именем героя. Игрок должен, не называя имён, названия произведения, автора, описать персонажа. Если команда отгадывает название произведения и героя, то получает 2 балла., Если команда не отвечает, то право ответа переходит к другой команде.

1. Иван Александрович Хлестаков (Н.В. Гоголь “Ревизор”) (молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.) Н.В. Гоголь “Ревизор”.

2. Григорий Александрович Печорин (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”)

3. Пётр Андреевич Гринёв (А.С. Пушкин “Капитанская дочка”)

4. Александр Андреевич Чацкий (А.С. Грибоедов “Горе от ума”)

5. Михаил Семёнович Собакевич (Н.В. Гоголь “Мёртвые души”)

6. Евгений Васильевич Базаров (И.С. Тургенев)

Конкурс “Продолжи строчки”

1.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя
(То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя)

2.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!)

3.

А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
(Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже).

4.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит
(Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит)

5.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
(Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, -
Как слезы первые любви!)

6.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
(Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица)

7.

Умом Россию не понять
(Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить)

8.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
(Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья)

9.

Не жалею, не зову, не плачу,
(Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым)

10.

Коль любить, так без рассудку,
(Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!)

11.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
(Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме)

12.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!)

За каждое верно продолженное стихотворение команда получает 1 балл.

Проба поэтического пера

Команда в течение 2-3 минут должна продолжить строчки стихотворения

Нас утро приветствует ярким рассветом,

Свежей росой и зелёной листвой.

7. Подведение итогов. Слово жюри.

  • Награждение.

Заключение

Литературный КВН как один из видов творческой деятельности учащихся способствует развитию нравственных качеств, приобретению и закреплению знаний, умений и навыков, активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус.